г. Томск |
|
1 декабря 2014 г. |
Дело N А27-10812/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии:
от заявителя: Спицин В.В., представитель по доверенности N 1 от 09.01.2014, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (07АП-11032/14)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2014
по делу N А27-10812/2014 (Судья Конарева И.А.)
по заявлению Государственного казенного учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", г. Кемерово (ОГРН 1034205055840, ИНН 4205053402)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18), г. Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
о признании незаконным и отмене решения от 05.06.2014 N 4742 и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" (далее - ГКУ КО "Кузбасс-Баланс", заявитель), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд, ГУ КРОФСС) о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 05.06.2014. N 4742 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 28 790,94 рубля, а также обязании Фонда устранить допущенные нарушения путем выделения ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 28 790,94 рубля.
Решением суда от 25.09.2014 (резолютивная часть объявлена 18.09.2014) требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Фонд в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы, Фонд ссылается на пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании" и считает, что в данном случае основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности явилось нарушение застрахованным лицом режима, предписанного лечащим врачом, на основании чего Фонд просит отказать в удовлетворении требования.
Заявитель в отзыве, на апелляционную жалобу представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Фондом проведена камеральная проверка ГКУ "Кузбасс-Баланс" правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании обращения страхователя о возмещении расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования в сумме 28 790,94 рубля. Выявленные нарушения отражены в акте камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 4742 от 24.04.2014. По результатам рассмотрения акта проверки от 24.04.2014 N 4742 Фондом принято решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 05.06.2014 N 4742. Согласно указанному решению ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" расходы, произведенные на выплату страхового обеспечения в сумме 28 790,94 рубля не приняты к зачету и заявителю отказано в выделении указанных средств на возмещение, в виду того, что при проверке листка нетрудоспособности N 115 665 976 111 были выявлены нарушения.
Не согласившись с решением от 05.06.2014 ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора. Общество, являясь страхователем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется страховщиком, то есть Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является ГКУ КО "Кузбасс-Баланс"
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101, установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право: 1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; 2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; 3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов; 4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок).
В силу пункта 1 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Статьей пункту 1 части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи, - со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи, - за весь период нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела, взамен неверно оформленного листка нетрудоспособности N 104 728 137 962 был выдан листок нетрудоспособности N 115 665 976 111 (за период с 14.09.2013 по 06.10.2013).
На основании запроса заявителя о правильности оформления листка нетрудоспособности N 104 728 137 962 Фондом проведена внеплановая проверка Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 5".
По результатам вышеуказанной внеплановой проверки установлено, что листок нетрудоспособности N 104 728 137 962 оформлен в нарушение пункта 58 Порядка N624н. В листке нетрудоспособности N 104 728 137 962 отсутствовала отметка в строке "Отметка о нарушении режима" в связи с неявкой Кокиной О.Н. на прием 23.09.2013 и выездом в г. Железноводск, без разрешения лечащего врача, указанный листок нетрудоспособности продлен ЛПУ г. Железноводск. На основании этого заявителю было отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 28 790,94 рубля. Фондом произведен следующий расчет: пособие по листку нетрудоспособности N 115 665 976 111 составит за период с 14.09.2013 по 22.09.2013 11 266,02 рубля; за период с 26.09.2013 -1804,40 рублей, за период с 01.10.2013 по 06.10.2013 -1309,62 рубля; таким образом, размер пособия составит 14380,44 рубля. Согласно решению N 4742 от 05.06.2014 в результате допущенных нарушений и неверно произведенных расчетов сумма в размере 28 790,94 рубля Фондом к зачету не принята. Листок нетрудоспособности N 115665976111 от 05.03.14 был выдан после отказа Фонда принять к оплате листок нетрудоспособности N 104728137962,в данном листке имеется отметка о нарушении Кокиной О.Н. режима. Кокина О.Н. должна была явиться на очередной осмотр к врачу 23.09.2013, однако пришла на прием 07.10.2013, о чем в новом листке нетрудоспособности была сделана запись о нарушении больничного режима. Фактический срок нарушения длился с 23.09.2013 (день неявки на прием) до 06.10.2013 (день, предшествующий явке на очередной прием). Фонд посчитал, что пособие по листку нетрудоспособности N 115 665 976 111 подлежит перерасчету.
Вместе с тем отделением не учтено, что в силу пункта 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
В рассматриваемом случае, судом установлено, что причина неявки Кокиной О.Н. на прием к врачу признана уважительной комиссией по социальному страхованию, которая признала причины неявки Кокиной О.Н. с 23.09.2013 по 06.10.2013 в назначенный срок на врачебный осмотр уважительными, в связи с чем оснований для снижения размера пособия не имелось.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, пункт 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ не содержит предписания о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, на весь период нетрудоспособности.
При наказании виновного работника должен быть учтен принцип соразмерности, который предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности. ВАС РФ разъяснил, что справедливым можно считать только снижение размера пособия на период до следующей явки на осмотр. Если после нарушения работник исправно посещал врача, размер его пособия должен вернуться к первоначальной величине.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Фонд при вынесении решения, исходя из обстоятельств дела, должен был учесть, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, которым надлежащим образом дана правовая оценка, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены оспариваемого решения.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2014 по делу N А27-10812/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10812/2014
Истец: Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18