г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А40-87530/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
помощником судьи Сурковой Т.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мосинжзеленстрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2014 по делу N А40-87530/2014, принятое судьей Семушкиной В.Н. (152-763)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мосинжзеленстрой"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Милованов А.А. - по доверенности от 04.06.2014 N 16/14; Чистов Н.Л. - по доверенности от 04.06.2014; Рощин А.В. - по доверенности от 0.06.2014; |
от ответчика: |
Кузяев К.В. - по доверенности от 31.12.2013 N 05-08-2950/13; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2014, принятому по настоящему делу, в удовлетворении заявления ООО "Мосинжзеленстрой" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 22.04.2014 N 1105-547/2013 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности Департаментом состава вмененного заявителю административного правонарушения и соблюдения ответчиком порядка привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 05 декабря 2013 года по факту обращения Аверьянова С.Г. о применении соли в качестве противогололедного реагента в парковой зоне по ул. Борисовские пруды, в границах особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), поступившего в электронную приемную официального сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 01.12.2013 N 752, сотрудниками ответчика было проведено обследование парковой зоны Борисовские пруды в границах ООПТ природно-исторического парка "Царицыно" по адресу: г. Москва, ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно", в ходе которого выявлен факт размещения снега, имеющего визуальные признаки загрязнения (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории) с высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0,50 м до 0,65 м. Навал снега имеет следующие линейные размеры: ширина: от 0,5 м до 1,2 м, длина - 46 м (на всем протяжении земельного участка, занятого зелеными насаждениями).
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещенной на озелененной территории, произведен отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в пяти точках. Первая проба снега отобрана от проезжей части - методом конверта - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993561). Вторая проба отобрана от бортового камня (проба снега собрана в сейф-пакет N 3993562). Третья проба отобрана от проезжей части (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993563).
При проведении отбора проб снега составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, протокол взятия проб и образцов, схема отбора проб, акт отбора проб снега для лабораторного исследования, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах (пункт 3.2 распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р).
Согласно пункту 5.4 распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (бишофит, галит и др.) или отходы промышленности (сильвинитовые, карнолитовые и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют "смоченные соли". По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы: первая подгруппа - хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе); вторая подгруппа - ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе); третья подгруппа - карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра и ПГМ на их основе); четвертая подгруппа - нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе).
Согласно экспертному заключению N 1105-547/2013 ГПБУ "Мосэкомониторинг", 10.12.2013 на экспертизу представлен протокол N 2076-2078 исследования снега от 10.12.2013, выявленные в исследованных пробах с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562), 3 (сейф-пакет N АА3993563) компоненты: хлорид-ионы, натрий, калий, кальций, магний представляют собой химические элементы, которые входят в состав химических реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния); содержание компонентов (веществ) в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562), являющихся составными химических реагентов, а также их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой 3 (сейф-пакет NАА3993563), свидетельствует о наличие в пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562) химических реагентов, в сравнении с фоновой пробой 3 (сейф-пакет N АА3993563) содержание хлоридов на территории, на которой отобраны пробы снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562) в 8,8 и 4,45 раза выше; натрия - в 43,5 и 12,72 раз выше; магния - в 2,46 и 1,75 раз выше; кальция - в 3,05 и 1,77 раз выше, калия - в 3,69 раз выше; перечень разрешенных к использованию в городе Москве противогололедных реагентов (ИГР) регламентируется Технологией зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее) (далее - Технология). В соответствии с данным перечнем основными действующими веществами в составе ПГР являются хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, формиат натрия; выявленные в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562), хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, входят в состав противогололедных реагентов, использование которых предусмотрено Технологией. Применение солей магния (хлорид магния) в настоящее время действующей редакцией Технологии зимней уборки в составе ПГР не предусмотрено; содержание компонентов (веществ) в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562), являющихся составляющими противогололедных реагентов, а также их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе N 3 (сейф-пакет N АА3993563), свидетельствует о наличие в пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993561), 2 (сейф-пакет N АА3993562) в 8,8 и 4,45 раза выше; натрия - в 43,5 и 12,72 раз выше; магния - в 2,46 и 1,75 раз выше; кальция - в 3,05 и 1,77 раз выше, калия - в 3,69 раз выше.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами. Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с фоновой пробой, содержится в снеге, который отобран с места складирования снега.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Департамента 18.03.2014 в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 1105-547/2013.
Постановлением от 22.04.2014 N 1105-547/2013 ООО "Мосинжзеленстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в складировании загрязненного снега на озелененную территорию, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях от 21.11.2007 N 45 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Полагая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии с п. 2.3. в зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета, выполняемых ими функций территории, занятые зелеными насаждениями, делятся на:
- озелененные территории общего пользования (как искусственно созданные, так и природные). К озелененным территориям общего пользования относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса;
- озелененные территории ограниченного пользования. К данной категории относятся озелененные территории лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов;
- озелененные территории специального назначения. К данной категории относятся территории санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, озелененные территории вдоль автомобильных и железных дорог, ботанические, зоологические и плодовые сады, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства.
Согласно п. п. 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
В соответствии с п. 4.12 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является специально уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения в городе Москве.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 18 августа 2009 г. N 782-ПП "Об образовании государственных природоохранных бюджетных учреждений города Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями по административно-территориальному принципу", охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также отдельных объектов природных и озелененных территорий (природный комплекс), не обладающих этим статусом в городе Москве, осуществляется государственными природоохранными бюджетными учреждениями города Москвы "Управления особо охраняемыми природа территориями по административным округам города Москвы", подведомственными Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Озелененная территория, на которой складирован загрязненный снег (парковая зона Борисовские пруды), является особо охраняемой природной территорией природно-исторического парка "Царицыно" в границах ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно".
В соответствии с ч.1 ст.21 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях города Москвы", Природно-исторический парк-особоохраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.
В соответствии с ч.3 ст.21 указанного Закона, Природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
В соответствии с ч.2 ст.30 указанного Закона на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы.
Из представленных материалов следует, что ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" на определение об истребовании сведений от 10.12.2013 N 1105-547/2013 представлено письмо от 20.01.2014 N 02-11/29-02 с приложением запрашиваемых материалов, а именно: представлен приказ Департамента культуры города Москвы от 18.11.2013 N 1267/7 о назначении Н.Ю. Самойленко на должность Генерального директора, договор от 31.12.2012 N 590/12/5К на выполнение работ по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды) в 2013 году, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 25.12.2013 N 12, Акт о приемке выполненных работ от 25.12.2013 N 12.
В соответствии с договором от 31.12.2012 N 590/12/5К на выполнение работ по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды) в 2013 году (далее - Договор), ГБУК города Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно" является Заказчиком, ООО "Мосинжзеленстрой" является подрядчиком по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды), в границы которого входит парковая зона Борисовские пруды: п. 1.1. в соответствии с условиями настоящего Договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство на выполнение работ по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды) в 2013 году в сроки, установленные настоящим договором, а Заказчик принимает надлежаще выполненные Исполнителем работы и оплачивает их согласно условиям настоящего Договора; п.1.3. работы выполняются с 01.01.2013 по 31.12.2013 года включительно; п. 1.4. место выполнения работ: ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" Москва, ул. Дольская, д.1 (далее по тексту - Объект); п. 1.6. предусмотренные п. 1.2. настоящего Договора работы выполняются иждивением Исполнителя - из его материалов, его силами и средствами; п. 1.7. качественные, технические и иные требования к выполняемым работам и их объем содержится в Техническом задании (приложение N 1 к Договору), являющимся неотъемлемым и обязательным Приложением к настоящему Договору; п. 1.9.1. Исполнитель несет полную ответственность за выполнение Работ по Договору, в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами; п. 1.9.2. Исполнитель полностью понимает и осознает характер и объемы Работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение Работ; п.4.3.1. Исполнитель обязан в полном объеме, качественно и в установленные сроки выполнять работы по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды) в 2013 году, а также все сопутствующие работы в соответствии с требованиями Технического задания и настоящего Договора; п.4.3.19. Исполнитель обязан обеспечивать соответствие результатов выполнения работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (техническими регламентами, государственными стандартами, санитарными нормами и правилами и др.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации; п.4.4.1. Исполнитель вправе самостоятельно определять методы, способы и технологию выполнения работ.
В соответствии с п.5.2 Приложения N 1 к Договору N 590/12/5К от 31.12.2012 Техническое задание (Лот 5) на выполнение работ по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды) в 2013 году работы осуществляются в соответствии с требованиями, в том числе: Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018; Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП; Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве; других действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих выполнение работ по уборке и санитарному содержанию данного вида (внекатегорийные объекты) городских территорий, а также работ, связанных с озеленением.
Согласно п.5.5.2 Технология и режимы производства уборочных работ в зимний период должны соответствовать следующим требованиям: территория ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" обрабатывается противогололедными (противоскользящими) материалами, при этом не могут применяться в качестве противогололедных/противоскользящих материалов соли и иные химические препараты (за исключением противоголедных/противоскользящих материалов, разрешенных к применению на особо охраняемой природно-ландшафтной территории ГБУК г.Москвы "ГМЗ "Царицыно"); проведение снегоуборочных работ должно осуществляться исключая попадание снега на цветники прилагающих территорий, образование насыпей на обочинах; запрещается перемещение загрязненного снега, а также скола льда на цветники и газоны ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно".
В соответствии с п. 11.1 Исполнитель гарантирует надлежащее качество выполняемых работ в полном объеме, соблюдение технологий, установленных действующими правилами, регламентами. ГОСТами. СНиПами.
Согласно Акту о приемке выполненных работ от 25.12.2013 N 12 (форма КС-2), подписанному Генеральным директором ГБУК г.Москвы "ГМЗ "Царицыно" Н.Ю.Самойленко и Генеральным директором ООО "Мосинжзеленстрой" В.А.Шабановым, подрядной организацией в декабре 2013 использовался противогололедный реагент, работы по Договор) выполнены.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В соответствии со статьей 2 Закона, защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены; граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений; хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Статьей 7 названного Закона установлено, что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами. Юридические лица обязаны сохранять зеленые насаждения.
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (далее Правила) собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
Согласно п. 2.12 Правил содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время, что включает в себя, в частности, защиту растений.
В соответствии с п. 4.5.7. Правил при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
В соответствии с п. 9.3 Правил на озелененных и природных территориях запрещается: сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Содержание зеленых насаждений включает мероприятия по их защите, к которым следует относить обязанности, предусмотренные п. 9.3 раздела 9 вышеуказанных Правил.
В соответствии с п. 5.5. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
В соответствии с п. 5.8. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 запрещается применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
В соответствии с п. 5.10.3.1. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 при формировании снежных валов не допускается перемещение снега на газоны.
Пунктом 4.3.1.3 Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее), утверждённой распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" установлено, что снег сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно п. 4.4.2 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
12.03.2014 ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" письмом N 02-08-/27-02 представлена информация о допущенной ошибке при указании нормативного акта, которым руководствуется дирекция ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" при выполнении работ по уборке дорожно-тропиночной сети на объектах озеленения, а именно: при выполнении работ руководствуется Нормативно-производственным регламентом содержания зеленых насаждений 1 категории, утвержденным Первым заместителем Мэра в Правительстве Москвы от 26.05.2008. Кроме прочего, сообщается, что место отбора проб к Определению N 1105- 547/2013 находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 77:05:11012:37 и не является территорией, обслуживаемой ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" с приложением Схемы земельных участков ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" с границами участков.
При рассмотрении указанных сведений, Схемы земельных участков и иных документов сотрудниками ответчика было установлено, что местом отбора проб снега является земельный участок с кадастровым номером 77:05:11012:37, который входит в границы ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" согласно представленной схеме.
Как установлено ответчиком и подтверждается материалами административного дела, 05.12.2013 в 15.20 в нарушение указанных норм ООО "Мосинжзеленстрой", являясь Подрядчиком по Договору N 590/12/5К от 31.12.2012 на выполнение работ по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК города Москвы "ГМЗ "Царицыно" (Пруды) в 2013 году, в том числе в парковой зоне Борисовские пруды, реализуя обязанности по указанному Договору, допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в размещении (складировании) снега, содержащего загрязняющие вещества - химические реагенты и соли (загрязнение подтверждено протоколом исследования снега от 10.12.2013 N 2076-2078 и Экспертным заключением N 1105-547/2013 ГПБУ "МОСЭКОМОНИТОРИНГ" от 10.12.2013) по указанному адресу, и своими действиями (бездействиями) нарушил требования ст.ст. 2, 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 4.5.7. п. 9.3 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.02 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", п.п. 5.5, 5.8, 5.10.3.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999N 1018.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что административным органам всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставиться в зависимости от формы виды, в отношении юридических лиц имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как верно установил суд первой инстанции, Общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2014 по делу N А40-87530/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87530/2014
Истец: ООО "Мосинжзеленстрой"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление Государственного экологического контроля