г. Москва |
|
2 декабря 2014 г. |
Дело N А40-105141/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11. 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Е.А. Солоповой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГБУ "Россельхозземмониторинг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014 г
по делу N А40-105141/14 вынесенное судьей Г.А. Карповой
по заявлению ГУ ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области к ФГБУ "Россельхозземмониторинг"
при участии в судебном заседании:
от ФГБУ "Россельхозземмониторинг" - Краснов В.В. по дов. N 24 от 25.11.2014
от ГУ ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области - Соколов М.Н. по дов. N 210-И-8/25322 от 30.12.2013
УСТАНОВИЛ:
Фонд просит взыскать с учреждения 109 189 руб. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренный ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ). В обоснование указал, что сведения за 4 квартал 2011 года были представлены учреждением с нарушением установленного срока. Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.
С решением суда не согласился ФГБУ "Россельхозземмониторинг", обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
ФГБУ "РОССЕЛЬХОЗЗЕММОНИТОРИНГ" является страхователем - плательщиком страховых взносов (per. N 087-105-101237).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежеквартально до 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов следует, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года были представлены учреждением 14.11.2013, то есть с нарушением установленного срока (2 года).
В силу ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 (в редакции, действующей до 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтвержден факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, штраф подлежит взысканию с Ответчика.
Фонд просит взыскать с учреждения 109 189 руб. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренный ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ). В обоснование указал, что сведения за 4 квартал 2011 года были представлены учреждением с нарушением установленного срока. Ответчик в отзыве указал, что фонд не учел наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению в части взыскания штрафа в размере 54 595 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежеквартально до 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года были представлены учреждением 14.11.2013, то есть с нарушением установленного срока. В силу ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 (в редакции, действующей до 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
22.11.2013 фондом составлен акт N 310 о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Решением от 14.01.2014 N 183/310 учреждение привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в сумме 109 189 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Требованием от 14.01.2014 N 183/183/310, направленным учреждению по почте, предложено уплатить штраф в добровольном порядке, требование не исполнено.
Материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, размер штрафа на момент определен верно, штраф подлежит взысканию с ответчика.
Вместе с тем, заявление фонда подлежит лишь частичному удовлетворению.
Федеральным законом N 421-ФЗ от 28.12.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (п. 4 ст. 4) изменена редакция ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996. Согласно новой редакции указанной нормы за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Изменения, внесенные в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996, отвечают признакам закона, имеющего обратную силу, так как они смягчают ответственность за деяния, образующие состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации (имеющей прямое действие), если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п. 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 04.04.2006, императивное по своему характеру правило ст. 54 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения".
Поэтому суд приходит к выводу о том, что величина финансовой санкции за совершенное правонарушение подлежит уменьшению на основании ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и Федерального закона N 421-ФЗ от 28.12.2013. Судом самостоятельно произведен перерасчет финансовой санкции: 1 091 891 руб. Ч 5 % = 54 595 руб.
Ответчик указывает, что фонд не учел наличие смягчающих ответственность обстоятельств. Как пояснил представитель ответчика, несвоевременное представление отчетности связано с тем, что в период до 14.11.2013 учреждением была выявлена недостача бухгалтерских документов, утерянных в результате смены руководителей и главного бухгалтера. После восстановления всех бухгалтерских документов учреждение представило в фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд не находит оснований для смягчения ответственности, так как наличие смягчающих ответственность обстоятельств не подтверждено какими-либо доказательствами, кроме того суд учитывает значительный период просрочки (2 года). общество должно контролировать действия своих работников, в т.ч. и по своевременной сдаче отчетности, незамедлительно устанавливать нарушения, за совершение которых может последовать ответственность (данная правовая позиция поддержана Девятым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от 06 августа 2012 года N 09АП-20482/2012).
В соответствии со ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Ни одно из приведенных в апелляционной жалобе обстоятельств, статья 44 не предусматривает.
Суд первой инстанции не нашел оснований для смягчения ответственности, так как наличие смягчающих ответственность обстоятельств не подтверждено какими-либо доказательствами, кроме того период просрочки (2 года) признан значительным.
На основании Налогового кодекса РФ, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014 г по делу N А40-105141/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105141/2014
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N10 по г. Москве и Московской области, ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ФГБУ "Россельхозземмониторинг", ФГБУ "Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения"