г. Саратов |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А12-22270/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград" - Сердюкова Светлана Александровна, действующая по доверенности от 18.12.2013, Родионов Дмитрий Олегович, действующий по доверенности от 11.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград" (400036, г. Волгоград, аэропорт, ОГРН 1023402971063, ИНН 3443009921)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2014 года по делу N А12-22270/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Маслова И.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград" (400036, г. Волгоград, аэропорт, ОГРН 1023402971063, ИНН 3443009921)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 40, ОГРН 1056164007316, ИНН 6164231544)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Волгоградская транспортная прокуратура (400087, г.Волгоград, ул. Пархоменко, д. 19)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград" (далее - ОАО "МАВ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, административный орган) N 180/06-03/14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Международный аэропорт Волгоград", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 28 октября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Волгоградской транспортной прокуратуры, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.03.2014 Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО "МАВ" законодательства об авиационной безопасности в пунктах предполетного досмотра (пунктах контроля).
20.03.2014 по результатам проверки составлена справка, в которой отражены следующие нарушения:
- в пункте досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах в международном секторе аэровокзального комплекса международных воздушных линий, не обеспечивается исключение смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр, имеется возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра, нарушен п. 37 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 N 142 (далее - Правила);
- площади пункта досмотра пассажиров (предполетного досмотра) VIP-зала и пункта досмотра пассажиров и багажа в зале повышенной комфортности (бизнес-холл) аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий ОАО "МАВ" составляют менее 54 кв. м.; фактически после проведения предполетного досмотра пассажиры сразу попадают в стерильную зону, каких-либо ограждений или перегородок, отделяющих зону пункта досмотра от стерильной зоны, не имеется, что дает возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра, нарушен подп. "а" п. 38 Правил;
- в аэровокзальном комплексе международных воздушных линий 200 ОАО "МАВ" (павильон - 200), в котором расположены 2 пункта предполетного досмотра, отсутствуют отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нарушены подп. "в", "г" п. 38 Правил;
- расположение пункта досмотра пассажиров (предполетного досмотра) VIP-зала и зоны между ним и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильной зоны) внутри VIP-зала, не позволяет исключить возможность наблюдения посторонними процесса производства досмотра и осуществление контакта с пассажирами, прошедшими досмотр; расположение вблизи пункта досмотра в зале повышенной комфортности (бизнес-холл) аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий ОАО "МАВ" стойки регистрации пассажиров и мягкой мебели для пассажиров, не прошедших предполетный досмотр позволяет наблюдать посторонним лицам процесс производства досмотра; пространство между верхней частью ограждения пункта досмотра международных воздушных линий и потолком не закрыто, нарушен п. 40 Правил;
- на входе в пункт досмотра VIP-зала отсутствуют указатели: "Зона контроля", "Пункт досмотра", нарушен п. 27 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.07.2007 N 104.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений 27.03.2014 заместителем Волгоградского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "МАВ" за вышеуказанные нарушения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ дело было направлено в УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора для рассмотрения.
Постановлением УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 14.05.2014 N 180/06-03/14 ОАО "МАВ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Общество обжаловало вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективную сторон у правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ составляет невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом Российской Федерации (далее ВК РФ).
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 83 ВК РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Согласно ст. 84 ВК РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (далее ФАП N 142) (ч. 4 ст. 84 ВК РФ).
ФАП N 142 устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с пунктом 37 ФАП N 142 планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр. Зона (пункт) послеполетного досмотра должна быть максимально приближена к зоне выдачи багажа.
Пунктом 38 ФАП N 142 установлено, что в аэровокзалах аэропортов предусматриваются:
а) зоны контроля пассажиров - помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 кв. метров для проведения личного (индивидуального) досмотра;
в) отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Помещение должно располагаться вблизи зоны контроля (пунктов досмотра) в местах, удобных для обслуживания пассажиров, и оборудоваться в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 ФАП N 142 пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр. Пространство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто.
В соответствии с п. 27 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.07.2007 N 104, для проведения досмотров пассажиров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля. Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона). Перед входами в зону контроля и пункты досмотра вывешиваются указатели: "Зона контроля", "Пункт досмотра".
Суд первой инстанции, исследовав материалы административного дела, доводы заявителя, пришел к правомерному выводу о том, что событие правонарушения и вина заявителя подтверждены материалами дела.
Неисполнение ОАО "МАВ" вышеуказанных требований по обеспечению авиационной безопасности может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, иные негативные последствия вследствие создания благоприятных условий для актов незаконного вмешательства в деятельность авиации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку здания аэровокзалов построены в 1961 году для соблюдения в точном соответствии всех требований, предусмотренных ФАП N 142, необходима реконструкция зданий аэровокзалов, в том числе возведение новых объектов. Исполнение данных требований при существующих технических характеристиках невозможно. В обоснование вышеуказанных доводов заявитель ссылается на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20.06.2014 по делу N 2-3365/2014.
Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
Как было указано выше, Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утверждены Приказом Минтранса России N 142 28 ноября 2005 г. Проверка соблюдения ОАО "МАВ" законодательства об авиационной безопасности в пунктах предполетного досмотра (пунктах контроля), в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения проведена Волгоградской транспортной прокуратурой 20.03.2014.
Следовательно, начиная с 2005 у ОАО "МАВ" имелось достаточно времени для приведения зданий аэровокзалов в состояние, удовлетворяющее требованиям законодательства об авиационной безопасности в пунктах предполетного досмотра (пунктах контроля).
Кроме того, в ходе проверки выявлены, в том числе, нарушения не связанные с реконструкций зданий аэровокзалов (на входе в пункт досмотра VIP-зала отсутствуют указатели: "Зона контроля", "Пункт досмотра" и т.д.).
Более того, в объяснениях ОАО "МАВ" от 14.05.2014 на постановление о возбуждении в отношении ОАО "МАВ" за вышеуказанные нарушения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ от 27.03.2014 общество указывает на то, что часть выявленных в ходе проверки 20.03.2014 нарушений устранено, что также подтверждает вывод судов о том, что у общества имелась возможность для недопущения выявленных нарушений Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г.
N 142, а также Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.07.2007 N 104.
Вместе с тем, устранение части выявленных в ходе проверки нарушений не влияет на законность вынесенного постановления, поскольку согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, и подтверждает тот факт, что заявитель имел возможность, но не принял меры по своевременному устранению выявленных нарушений.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается тот факт, что обществом не предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена и полностью подтверждается материалами дела.
Наказание назначено в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, с учетом наличия отягчающего ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами первой и апелляционной инстанций, нарушений не установлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора N 180/06-03/14 о привлечении ОАО "МАВ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2014 года по делу N А12-22270/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22270/2014
Истец: ОАО "Международный аэропорт Волгоград"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Волгоградская транспортная прокуратура, Прокуратура Волгоградской области