г. Москва |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А41-33594/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Быкова В.П.,
судей Закутской С.А., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Басанговым А.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области - Сидорова О.А., представитель по доверенности от 13.10.2014 г.,
от Контрольно-счетной палаты Солнечногорского муниципального района Московской области - Смазнев О.Н., председатель, действующий на основании решения N 148/15 от 26.03.2010 г.,
от Государственного автономного учреждения Московской области "Информационное агентство Солнечногорского района Московской области" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2014 года по делу N А41-33594/14, принятое судьей Солдатовым Р.С., по иску Администрации сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области к Контрольно-счетной палате Солнечногорского района Московской области, Государственному автономному учреждению Московской области "Информационное агентство Солнечногорского района Московской области" о защите деловой репутации и признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Контрольно-счетной палате Солнечногорского района Московской области и Государственному автономному учреждению Московской области "Информационное агентство Солнечногорского района Московской области" со следующими требованиями:
1) признать несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области следующие сведения, содержащиеся в п. 3.1 и п. 3.2 Отчета об итогах работы контрольно-счетной палаты Солнечногорского муниципального района Московской области за 2013 год, опубликованном в газете Солнечногорского муниципального района "Сенеж" (выпуск от 16 мая 2014 года N 37, стр. 9):
- "Муниципальная программа сп Пешковское по энергоснабжению и эффективности не отвечает требованиям федерального законодательства, определяющего механизмы осуществления полномочий для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления.";
- "В нарушение действующего законодательства органами местного самоуправления сп Пешковское приняты ненормативные муниципальные акты, на основе которых решениями о бюджете сначала были предусмотрены бюджетные ассигнования без оснований, "вливающих финансовые обязательства, в общем объеме 100,9 млн. рублей, а затем (при изменении бюджета) осуществлены муниципальные преференции юридическим лицам при закупках для муниципальных нужд через предоставление субсидии в общем объеме 105,5 млн. рублей, из них на проведение капитального ремонта жилых домов 6,0 млн. рублей.";
- "Вместо модернизации принадлежащих муниципальному образованию объектов жилишно-коммунального комплекса бюджетными средствами на момент проверки профинансировано капитальное строительство частных блочных модульных котельных на общую сумму 14,5 млн. рублей.";
- "В нарушение Бюджетного кодекса РФ в части предоставления субсидии на компенсацию произведенных затрат (недополученных, выпадающих доходов) фактически бюджетными средствами в общем объеме на момент проверки 85,0 млн. рублей профинансирована кредиторская задолженность управляющих компаний за потребленные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями, осуществляющих свою деятельность на территории сп Пешковское, по оплате заключенных ими и неоплаченных договоров.";
- "В результате противоправных действий бюджету поселения нанесен ущерб в размере 99 млн. рублей.";
- "В нарушение требований Градостроительного кодекса, федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории сп Пешковское без разработки проектной документации, без разрешения на строительство сооружены опасные производственные объекты капитального строительства.";
- "Установлены нарушения действующего законодательства при учреждении Фонда социально-экономического развития сельского поселения Пешковское.";
- "Оказание финансовой поддержки Фонду, обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы" и другим ресурсоснабжающим организациям за счет бюджетных средств путем предоставления субсидий в порядке, не отвечающим требованиям действующего законодательства, привело сначала к возникновению рисков утраты бюджетных средств поселения в объеме 13,0 млн. рублей, затем позволило осуществить их неправомерное направлены и расходование в составе средств бюджета субсидий юридическим лицам в объеме 29,5 млн. рублей - ресурсоснабжающим организациям, в аренду которым ранее были переданы объекты коммунальной инфраструктуры и не имеющим возможности самостоятельно (без внешнего дополнительного финансирования) использовать данное имущество.
Предоставление субсидий юридическим лицам не привело к достижению целей и не соответствовало принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных положениями БК РФ.".
2) Обязать государственное автономное учреждение Московской области Информационное агентство Солнечногорского района Московской области" опровергнуть сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солечногорского муниципального района Московской области путем опубликования тем же шрифтом, на том же месте полосы газеты Солнечногорского муниципального района "Сенеж", что и опровергаемые сведения, текста под заголовком: "Опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Администрации щипального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области", следующего содержания:
3) - "Арбитражным судом Московской области удовлетворен иск о защите деловой репутации Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области.
На основании решения Арбитражного суда Московской области государственное автономное учреждение Московской области "Информационное агентство Солнечногорского района Московской области" публикует опровержение несоответствующих действительности порочащих деловую репутацию Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области сведений, распространенных в выпуске газеты Солнечногорского муниципального района "Сенеж" от 16 мая 2014 года N 37 на стр. 19 в подпунктах 3.1, 3.2 пункта 3 "Основные итоги контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты".
Не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области следующие сведения:
- "Муниципальная программа сп Пешковское по энергоснабжению и энергоэффективности не отвечает требованиям федерального законодательства, определяющего механизмы осуществления полномочий для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления.";
- "В нарушение действующего законодательства, органами местного самоуправления сп Пешковское приняты ненормативные муниципальные акты, на основе которых решениями о бюджете сначала были предусмотрены бюджетные ассигнования без оснований, устанавливающих финансовые обязательства, в общем объеме 100,9 млн. рублей, а затем (при исполнении бюджета) осуществлены муниципальные преференции юридическим лицам при закупках для муниципальных нужд через предоставление субсидии в общем объеме 105,5 млн. рублей, из них на проведение капитального ремонта жилых домов 6,0 млн. рублей.";
- "Вместо модернизации принадлежащих муниципальному образованию объектов жилищно-коммунального комплекса бюджетными средствами на момент проверки профинансировало капитальное строительство частных блочных модульных котельных на общую сумму 14,5 млн. рублей.";
- "В нарушение Бюджетного кодекса РФ в части предоставления субсидии на компенсацию произведенных затрат (недополученных, выпадающих доходов) фактически бюджетными средствами в общем объеме на момент проверки 85,0 млн. рублей профинансирована кредиторская задолженность управляющих компаний за потребленные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями, осуществляющих свою деятельность на территории сп Пешковское, по оплате заключенных ими и неоплаченных договоров.";
- "В результате противоправных действий бюджету поселения нанесен ущерб в размере 99,5 млн. рублей.";
- "В нарушение требований Градостроительного кодекса, федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории сп Пешковское без разработки проектной документации, без разрешения на строительство сооружены опасные производственные объекты капитального строительства.";
- "Установлены нарушения действующего законодательства при учреждении Фонда социально-экономического развития сельского поселения Пешковское.";
- "Оказание финансовой поддержки Фонду, обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы" и другим ресурсоснабжающим организациям за счет бюджетных средств поселения путем предоставления субсидий в порядке, не отвечающим требованиям действующего законодательства, привело сначала к возникновению рисков утраты бюджетных средств поселения в объеме 13,0 млн. рублей, затем позволило осуществить их неправомерное направлены и расходование в составе средств бюджета субсидий юридическим лицам в объеме 5 млн. рублей - ресурсоснабжающим организациям, в аренду которым ранее были переданы объекты коммунальной инфраструктуры и не имеющим возможности самостоятельно (без внешнего дополнительного финансирования) использовать данное имущество;
- "Предоставление субсидий юридическим лицам не привело к достижению целей и не соответствовало принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных положениями БК РФ.".
3) обязать Контрольно-счетную палату Солнечногорского муниципального района Московской области прекратить распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области, в том числе путем направления в адрес Солнечногорской городской Прокуратуры и Следственного отдела по г. Солнечногорску Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области решения по настоящему спору и отзыва документов, содержащих сведения, порочащие деловую репутацию Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области, в срок не позднее десяти дней после вступления судебного решения по настоящему спору в законную силу.
4) Взыскать с Контрольно-счетной палаты Солнечногорского муниципального района Московской области в счет компенсации нематериального репутационного вреда, причиненного Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области действиями по распространению не соответствующих действительности и порочащих сведений, денежные средства в размере 10 000 000 рублей.
5) Признать незаконными действия контрольно-счетной палаты Солнечногорского муниципального района Московской области по распространению сведений, полученных при проведении контрольных мероприятий: "Проверка законности, обоснованности выделения и результативности использования средств, выделенных в 2010-2011 годах в виде субсидий юридическим лицам по финансированию и выполнению мероприятий но подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", а также на прокладку сетей газоснабжения в 2012 году для котельной в п. Майдарово" и "Проверка законности и обоснованности выделения в 2010-2012 годах средств бюджета СП Пешковское "Фонду социально-экономического развития сп Пешковское", выразившихся в направлении в Солнечногорскую городскую прокуратуру материалов результатов контрольных мероприятий, а также в опубликовании выводов по указанным контрольным мероприятиям в Отчете об итогах работы контрольно-счетной палаты "Солнечногорского муниципального района Московской области за 2013 год, опубликованным в газете "Сенеж" (выпуск от 16 мая 2014 года N 37) (т.1, л.д. 2-9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано (т.1, л.д. 210-212).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковое заявление (т.2, л.д. 2-6).
Ответчик - Контрольно-счетная палата Солнечногорского района Московской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения (т.2, л.д. 18-22).
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Контрольно-счетной палаты Солнечногорского муниципального района Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Государственного автономного учреждения Московской области "Информационное агентство Солнечногорского района Московской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о дате и месте судебного заседания на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного ответчика.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в газете Солнечногорского муниципального района "Сенеж", N 37 (12390) от 16.05.2014 г., был опубликован отчет об итогах работы контрольно-счетной палаты Солнечногорского района Московской области за 2013 год, содержащий результаты проверки законности, а также обоснованности выделения и результативности использования средств, выделенных в 2010 - 2011 годах в виде субсидий юридическим лицам по финансированию и выполнению мероприятий по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", а также в 2012 года на прокладку сетей газоснабжения для котельной в п. Майданово". (т.1, л.д. 10).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что содержащиеся в указанном отчете сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию Администрации сельского поселения Пешковское (т.1, л.д. 2-6).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано (т.1, л.д. 210-213).
Исследовав обстоятельства дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
В силу пункта 7 статьи 152 ГК РФ правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", следует, что обстоятельствами, имеющими, в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное значение для дела, являются следующие обстоятельства:
- факт распространения ответчиком сведений об истце;
- порочащий характер этих сведений;
- несоответствие сведений действительности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Согласно пункту 1 статьи 152 ГК РФ и пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Согласно ч. 1 и 2 ст.12 указанного федерального закона контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" предусмотрена обязанность контрольно-счетных органов ежегодно подготавливать отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы. Указанные отчеты контрольно-счетных органов опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами.
Как следует из материалов дела, в целях реализации полномочий прокурорского надзора заместителем Солнечногорского городского прокурора в адрес Председателя Контрольно-счетной палаты Солнечногорского района было направлено обращение председателя местного общественного движения "Пешки 21 век" Диковченко С.Д. о нарушении Администрацией с.п. Пешковское бюджетного законодательства (т.1, л.д. 4).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В связи с обращением заместителя городского прокурора в годовом плане деятельности Контрольно-счетной палаты Солнечногорского района на 2013 год было предусмотрено проведение "проверки законности, целесообразности и обоснованности финансового обеспечения коммунального комплекса, расположенного в сп Пешковское в 2010-2011 годах", "Проверка законности и обоснованности выделения в 2010-2012 годах средств бюджета сп Пешковское "Фонду социально-экономического развития сп Пешковское" (т.1, л.д. 4-7).
Письмом от 11.10.2013 г. N 01-11/175 Контрольно-счетная палата Солнечногорского района уведомила Солнечногорскую городскую прокуратуру об исполнении проверочных мероприятий, и направлении материалов по проведенными проверкам в прокуратуру (т.1, л.д. 10).
О завершении проверки были также уведомлены: заявитель - Диковченко С.Д., и Администрация сельского поселения Пешковское.
Из материалов дела также следует, что отчет Контрольно-счетной палаты Солнечногорского муниципального района отчет за 2013 год был рассмотрен Советом депутатов Солнечногорского муниципального района на заседании 01.04.2014 г. и после его рассмотрения был направлен в адрес Администрации Солнечногорского муниципального района для его опубликования в газете "Сенеж" (т. 1, л.д. 15).
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что проверка законности, а также обоснованности выделения и результативности использования средств, выделенных в 2010 - 2011 годах в виде субсидий юридическим лицам по финансированию и выполнению мероприятий по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", а также в 2012 года на прокладку сетей газоснабжения для котельной в п. Майданово, а также направление отчета в прокуратуру и в редакцию газеты "Сенеж" для его публикации были осуществлены Контрольно-счетной палатой Солнечногорского района в целях реализации полномочий, возложенных на нее федеральными законами "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", "О прокуратуре Российской Федерации", а также Положением о Контрольно-счетной палате" в связи с обращением Солнечногорской городской прокуратуры.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2014 г. по делу N А41-2688/14 действия Контрольно-счетной палаты Солнечногорского района, выразившиеся в издании актов от 11.10.2013 г. в отношении организаций сельского поселения Пешковское, были признаны незаконными (т. 2, л.д. 4), отклонены арбитражным апелляционным судом.
Как следует из мотивировочной части решения по делу N А41-2688/14 основанием для признания действий Контрольно-счетной палаты Солнечногорского района по изданию актов от 11.10.2013 г. незаконными явилось расторжение соглашения о передаче осуществления полномочий контрольного органа муниципального образования сельское поселение Пешковское органу местного самоуправления - КСП Солнечногорского района с 29.09.2013 г.", и создание собственного "Контрольно-счетного органа сельского поселения Пешковское" (т.1, л.д. 11-21).
При этом судом при рассмотрении указанного спора не давалась оценка актам от 11.10.2013 и содержащимся в них сведениям.
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2014 г. по делу N А41-2688/14 не содержит выводов о недостоверности сведений, содержащихся в актах от 11.10.2013.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на акты проверки от 20.06.2014 г., принятые Контрольно-счетной палатой сельского поселения Пешковское (т.1, л.д. 48-70) отклонена арбитражным апелляционным судом, поскольку указанные акты сами по себе не являются доказательствами, достоверно опровергающими изложенные в отчете Контрольно-счетной палаты Солнечногорскного муниципального района от 11.10.2013 сведения.
В материалах дела отсутствуют также доказательства признания недействительным отчета Контрольно-счетной палаты Солнечногорского района от 11.10.2013 о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности, обоснованности выделения и результативности использования средств, выделенных в 2010 - 2011 годах в виде субсидий юридическим лицам по финансированию и выполнению мероприятий по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", а также в 2012 года на прокладку сетей газоснабжения для котельной в п. Майданово".
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2014 года по делу N А41-33594/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Быков |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33594/2014
Истец: Администрация муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области
Ответчик: Государственное автономное учреждение московской области "Информационное агентство Солнечногорского района Мсковской области", Котрольно-счетная палата Солнечногорского Муниципального района Московской области