г. Красноярск |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А33-10625/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Спокай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М
при участии:
от истца (общества с ограниченной ответственностью "РЕСО-Лизинг"): Кулиев Н.И., представитель по доверенности N 615/2013 от 12.12.2013, паспорт;
от ответчика (Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края):
Клюев А.И., представитель по доверенности N мир/1-01963 от 10.01.2014, паспорт;
от третьего лица (министерства финансов Красноярского края): Яценко Е.В., представитель по доверенности N 159 от 17.12.2013, паспорт.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Красноярского края, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 сентября 2014 года по делу N А33-10625/2014, принятое судьёй Михайловой Т.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЕСО-Лизинг" (далее - ООО "РЕСО-Лизинг") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915) о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" в виде взыскания задолженности в размере 21 755 478 рублей 19 копеек.
Определением от 25.06.2014 исковое заявление истца принято к производству суда, к участию в деле привлечено третье лицо - Краевое государственное автономное учреждение "Красноярское управление лесами".
Решением от 25.09.2014 иск удовлетворен. С Красноярского края в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу ООО "РЕСО-Лизинг" взыскано 21 755 478 рублей 19 копеек - задолженности а так же 131 777 рублей 39 копеек - расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Красноярского края, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционных жалобах заявители, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы приняты к производству, их рассмотрение назначено на 28.11.2014.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционных жалоб отклонены как необоснованные.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением совета администрации Красноярского края N 8-р от 11.01.2008 принято решение о создании Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" путем изменения типа существующего краевого государственного учреждения "Красноярское управление лесами", учредителем которого определено Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края.
Согласно пункту 1.1 устава Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" автономное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Красноярского края в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1.2 устава функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляет агентство лесной отрасли администрации Красноярского края, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Совета администрации края от 29.12.2006 N 398-п "Об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края". Собственником имущества автономного учреждения является Красноярский край.
Пунктом 1.3 устава предусмотрено, что автономное учреждение находится в ведомственном подчинении агентства лесной отрасли администрации Красноярского края.
Согласно пункту 5.2. устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов автономного учреждения являются, в том числе, имущество, переданное автономному учреждению его собственником или учредителем, а также средства, выделяемые целевым назначением из краевого бюджета.
Из пункта 1 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, следует, что агентство лесной отрасли Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений, а также реализует полномочие уполномоченного органа исполнительной власти края, курирующего инвестиционные проекты в области лесных отношений.
Согласно абзацу 2 части 1 Постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти Красноярского края", принято решение реорганизовать Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края путем присоединения к нему Агентства лесной отрасли Красноярского края, Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц Агентство лесной отрасли Красноярского края прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения 10.01.2014.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (ОГРН 1082468037915 ИНН 2466212188) реорганизовано в форме присоединения Агентства лесной отрасли Красноярского края, о чем 10.01.2014 внесена запись.
Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда города Москвы от 18.04.2012 по делу N А40-29380/12-114-273 с Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" (далее по тексту - должник) в пользу ООО "РЕСО-Лизинг" взыскано: 414 748 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 37 872 рублей 64 копейки пени; 389 090 рублей платежи за пользование имуществом; 17 834 рубля 01 копейка расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2012 по делу N А40-29382/12-126-270, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 202 514 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 18 450 рублей 65 копеек пени; 141 924 рубля 00 копеек платежи за пользование имуществом; 10 257 рублей 77 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2012 по делу N А40-29397/12-35-265, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 3 842 496 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 766 745 рублей 58 рублей пени; 5 921 784 рубля 00 копеек платежи за пользование имуществом; 63 232 рубля 02 копейки расходов по государственной пошлине;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2012 по делу N А40-29384/12-76-287, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 368 222 рубля 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 79 751 рубль 85 копеек пени; 615 456 рублей 00 копеек платежи за пользование имуществом; 23 634 рубля 30 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2012 по делу N А40-29376/12-112-272, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 1 345 763 рубля 00 рублей задолженности по уплате лизинговых платежей; 110 841 рубль 81 копейка пени; 874 638 рублей 00 рублей платежи за пользование имуществом; 34 656 рублей 21 копейка расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2012 по делу N А40-32433/12-118-304, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 256 626 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 22 307 рублей 81 копейка пени; 172 584 рубля 00 копеек платежи за пользование имуществом; 16 756 рублей 20 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2012 по делу N А40-32434/12-126-298, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 38 118 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 7 962 рубля 01 копейка пени; 64 704 рубля 00 копеек платежи за пользование имуществом; 4 323 рубля 52 копейки расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2012 по делу N А40-29378/12-161-266, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 939 334 рубля 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 80 978 рублей 40 копеек пени; 632 004 рубля 00 копеек платежи за пользование имуществом; 29 523 рубля 16 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2012 по делу N А40-29379/12-109-107, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 628 197 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 138 029 рублей 02 копейки пени; 1 060 326 рублей 00 копеек платежи за пользование имуществом; 19 184 рубля 26 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 18.04.2012 по делу N А40-37574/12-161-342, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 335 646 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 29 137 рублей 37 копеек пени; 225 900 рублей 00 копеек платежи за пользование имуществом; 14 813 рублей 67 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2012 по делу N А40-29381/12-118-276, с должника взыскано: 1 665 870 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 145 517 рублей 51 копейка пени; 1 142 040 рублей 00 копеек платежи за пользование имуществом; 31 113 рубля 87 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2012 по делу N А40-29394/12-161-267, вступившим в законную силу, с должника взыскано: 1 668 706 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 142 159 рублей 94 копейки пени; 1 121 412 рублей 00 копеек платежи за пользование имуществом; 37 761 рубль 39 копеек расходов по уплате государственной пошлины;
- решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2012 по делу N А40-30450/12-35-275, с должника взыскано: 227 309 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 19 763 рубля 58 копеек пени; 225 900 рублей 00 копеек платежи за пользование имуществом; 6 229 рублей 72 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Таким образом, всего на основании решений Арбитражного суда города Москвы с должника в пользу истца взыскано: 11 933 549 рублей 00 копеек задолженности по уплате лизинговых платежей; 1 599 518 рублей 17 копеек пени; 12 587 762 рубля 00 копеек платежи за пользование имуществом; 291 486 рублей 09 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно расчету истца, общая сумма долга Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" перед ООО "РЕСО-Лизинг" составляет 21 755 478 рублей 19 копеек.
В соответствии с распоряжением правительства Красноярского края от 17.07.2012 N 583-р в отношении Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" была введена процедура ликвидации.
Председателю ликвидационной комиссии было направлено письмо от 09.04.2014 с требованием подтвердить включение задолженности должника перед истцом, подтвержденной вступившими в законную силу решениями суда.
В письме от 30.04.2014 председатель ликвидационной комиссии должника подтвердил, что в реестр требований кредиторов включены требования истца в размере 7 704 291 рубль 00 копеек.
Согласно промежуточному ликвидационному балансу сумма активов должника составляет 118 280 661 рубль 15 копеек, а сумма кредиторской задолженности - 1 017 469 337 рублей 28 копеек
Истец полагает, что задолженность Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" в размере 21 755 478 рублей 19 ркопеек подлежит взысканию с Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, поскольку требования на сумму 21 755 478 рублей 19 копеек были заявлены истцом до завершения процедуры ликвидации должника и подтверждены вступившими в законную силу решениями суда города Москва.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов, по настоящему делу заявлено требование о взыскании с собственника имущества ликвидируемого автономного учреждения 21 755 478 рублей 19 копеек задолженности.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия совокупности всех обстоятельств и правовых оснований для взыскания задолженности с субъекта Российской Федерации - Красноярского края как собственника имущества учреждения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В силу пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения) при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с Красноярского края за счет казны последнего, послужил факт недостаточности имущества у КГАУ "Красноярское управление лесами", в отношении которого принято решение о ликвидации.
Размер задолженности автономного учреждения перед истцом подтвержден вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы по делам: N А40-29380/12-114-273, N А40-29382/12-126-270, N А40-29397/12-35-265, N А40-29384/12-76-287, N А40-29376/12-112-272, N А40-32433/12-118-304, N А40-32434/12-126-298, N А40-29378/12-161-266, N А40-29379/12-109-107, N А40-37574/12-161-342, N А40-29381/12-118-276, N А40-29394/12-161-267, N А40-30450/12-35-275.
В пункте 1.2 устава КГАУ "Красноярское управление лесами" содержится указание на то, что собственником имущества автономного учреждения является Красноярский край.
Следовательно, истцом правомерно в качестве субсидиарного ответчика избрано публичное образование - Красноярский край.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
Факт недостаточности для расчетов с кредиторами четвертой очереди имущества у ликвидируемого автономного учреждения подтвержден имеющимся в материалах дела промежуточным ликвидационным балансом должника, который утвержден решением наблюдательного совета учреждения от 01.11.2012 N 7.
Согласно сведениям, содержащимся в промежуточном ликвидационном балансе, активы должника составляют 118 280 661 рубль 15 копеек, тогда как кредиторская задолженность - 1 017 469 337 рублей 28 копеек. При этом размер требований должников только третьей очереди, в рамках которой производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, составляет 329 140 026 рублей 52 копейки, что свидетельствует о явной недостаточности у ликвидируемого учреждения имущества, необходимого для погашения задолженности перед истцом, требования которого подлежат удовлетворению в четвертую очередь.
Согласно пункту 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом в соответствии с пунктом 2 указанной статьи промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Содержание утвержденного уполномоченным лицом промежуточного ликвидационного баланса позволяет определить соотношение актива и пассива баланса ликвидируемой организации для того, чтобы сделать выводы о достаточности (недостаточности) имущества для расчетов с кредиторами каждой очереди.
Таким образом, судами установлены основания для привлечения к субсидиарной ответственности по долгам КГАУ "Красноярское управление лесами" собственника имущества - публичного образования Красноярский край.
Доказательств, опровергающих данные, содержащиеся в промежуточном ликвидационном балансе автономного учреждения по состоянию на 01.11.2012, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного исковые требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При этом, оценив доводы подателей жалоб, суд апелляционной инстанции исходит из того, что, несмотря на исключение в силу положений статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения, установлены основания для применения требований пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения), согласно которой при недостаточности у ликвидируемого учреждения средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
Иные доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционных жалоб относится на заявителей апелляционных жалоб, которые освобождены от ее уплаты в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2014 года по делу N А33-10625/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10625/2014
Истец: ООО РЕСО-Лизинг
Ответчик: Красноярский край Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Третье лицо: КГАУ "Красноярское управлениелесами", Министерство природных ресурсов и экологии КК, министерство финансов Красноярского края