г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А56-30389/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мак Ю.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Казанский Г.В. - по доверенности от 24.11.2014;
от заинтересованного лица: Гунгер К.Г. - по доверенности от 27.05.2014 N 01-04-1650/14-0-0;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23712/2014) Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2014 по делу N А56-30389/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Атолл", место нахождения: 196084, г. Санкт-Петербург, переулок Масляный, д. 7, ОГРН 1077847419264,
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атолл" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция) от 07.05.2014 N 1721 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 50 000 руб., а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 18.08.2014 заявление Общества удовлетворено частично, постановление ГАТИ признано незаконным и отменено, в части требований заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 18.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочным выводам о недоказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, а также о наличии существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Общества позицию Инспекции не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ГАТИ без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.03.2014 должностным лицом ГАТИ выявлен факт ненадлежащего исполнения Обществом обязанностей по содержанию фасада нежилого здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 20, лит. В, а именно: на фасаде здания нанесены графические изображения; разрушение при входе в здание пандуса - крыльца; осыпается кирпичная кладка; размещение блока кондиционера без согласования с КГА, о чем составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 14.03.2014.
19.03.2014 ведущим специалистом отдела контроля северных районов ГАТИ Рогозиной Е.В. в присутствии двух понятых без участия представителя Общества проведен осмотр и фотосъемка фасада нежилого здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 20, лит. В, в ходе которого также установлено, что заявителем ненадлежащим образом выполняются обязанности по содержанию фасада здания, о чем составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 19.03.2014.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 20 Закона N 273-70, 19.03.2014 Инспекция составила протокол об административном правонарушении N 46063.
Постановлением ГАТИ от 07.05.2014 N 1721 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая привлечении к административной ответственности незаконным, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Придя к выводу о недоказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, а также о наличии существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции признал постановление ГАТИ незаконным и отменил его, в части требований заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Статьей 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений (далее - фасады) и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
В силу пункта 1.6.2 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков); проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений; при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками; по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП; по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами; проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7 - 8 лет с учетом фактического состояния фасада; производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных покрытий).
Согласно пункту 3.1 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334, объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Факт ненадлежащего содержания фасада нежилого здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 20, лит. В, а именно: на фасаде здания нанесены графические изображения; разрушение при входе в здание пандуса - крыльца; осыпается кирпичная кладка; размещение блока кондиционера без согласования с КГА, усматривается из материалов дела и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При выявлении административного правонарушения административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В пункте 24 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель находится по адресу: 196084, г. Санкт-Петербург, переулок Масляный, д. 7.
Как видно из материалов дела и не оспаривается Инспекцией, протокол об административном правонарушении от 19.03.2014 N 46063 и протокол осмотра территории юридического лица от 19.03.2014 составлены уполномоченным лицом ГАТИ в отсутствие законного представителя Общества.
Согласно уведомлению отделения почтовой связи направленная ГАТИ по юридическому адресу Общества телеграмма о времени и месте проведении осмотра территории и составления протокола об административном правонарушении заявителем получена не была, в телеграмме указано "телеграмма не доставлена, нет такого учреждения" (л.д. 85 тома 1).
Иных доказательства извещения законного представителя Общества о проведения осмотра его территории и составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
При этом, следует отметить, что последующая корреспонденция, направленная ГАТИ по юридическому адресу Общества, была получена последним в полном объеме (л.д. 77 тома 1).
Следовательно, суд первой инстанции правомерно не согласился с позицией Управления о надлежащем извещении Общества о проведения осмотра его территории и составления протокола об административном правонарушении, так как материалами дела подтверждается, что Общество фактически находится по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, и регулярно получает по указанному адресу корреспонденцию.
В свою очередь, получив уведомление органа связи о недоставке телеграммы с формулировкой "нет такого учреждения", что свидетельствует о том, что отделение связи даже не пыталось вручить Обществу телеграмму, и не уведомляло его о факте поступления в его адрес корреспонденции, Управление не приняло мер для дополнительного извещения Общества о соответствующих процессуальных действиях.
С учетом установленных фактических обстоятельств апелляционная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае не имеется оснований полагать, что Общество уклонялось от получения адресованной ему корреспонденции по адресу: 196084, г. Санкт-Петербург, переулок Масляный, д. 7.
Более того, располагая сведениями об адресе места осуществления Обществом предпринимательской деятельности (г. Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 20, лит. В), извещение о проведения осмотра его территории и составления протокола об административном правонарушении по указанному адресу ГАТИ также не направлялось, следовательно, Инспекцией не были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, при осуществлении вышеназванных процессуальных действий ГАТИ не располагало достоверными сведениями о надлежащем извещении Общества о их проведении, а, соответственно, не вправе было составлять протокол об административном правонарушении от 19.03.2014 N 46063 и протокол осмотра территории юридического лица от 19.03.2014.
В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несоблюдение ГАТИ положений статей 27.8, 28.2 КоАП РФ носит существенный характер, поскольку лишило заявителя возможности воспользоваться предоставленными ему правами, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в том числе в части установления лица фактически владеющего спорным зданием, а также в части установления вины Общества в совершении административного правонарушения, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о недоказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, поскольку в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении полученных с нарушением закона, а также о наличии существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьёй 29 АПК РФ, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ также правомерно прекратил производство по делу в части требований заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 18.08.2014 судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2014 по делу N А56-30389/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30389/2014
Истец: ООО "Атолл"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция