город Москва |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А40-85158/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей В.Я. Голобородько, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2014
по делу N А40-85158/14, принятое судьей Я.Е. Шудашовой
по заявлению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027725022500; 115088, г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 29)
к ЗАО "ЭНВИЖН ГРУП" (ОГРН 1027739165860; 117335, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 23)
о взыскании штрафа
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "ЭНВИЖН ГРУП" - Кондратенко А.Л. по дов. N 154/09.14 от 01.09.2014
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Закрытому акционерному обществу "ЭНВИЖН ГРУП" (далее - ответчик, Общество) штрафа в размере 4 897 376,56 руб. за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2014 по делу N А40-85158/14 отказано Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области в удовлетворении требования к Закрытому акционерному обществу "ЭНВИЖН ГРУП" о взыскании финансовой санкции от начисленных за 2 квартал 2013 года платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 4 897 376 руб. 56 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Информация о процессе размещена на сайте ВАС РФ в сети Интернет.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
ГУ - Главным управлением ПФР N 4 по г. Москве и Московской области 07.10.2013 вынесено решение N 1119 о привлечении ЗАО "Энвижн Груп" к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2 квартал 2013 года в виде наложения штрафа в размере 5% от причитающихся за отчетный период платежей в пенсионный фонд, в сумме 4 897 376 руб. 56 коп.
Основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", послужил протокол предварительной проверки файлов от 21.08.2013, выданный системой КОНТУР, посредством которой в пенсионный фонд предоставляется отчетность и как следствие вывод пенсионного фонда о недостоверности предоставленной отчетности.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования", акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Истцом 17.09.2013 составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном I персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с данным Актом его рассмотрение с участием Ответчика было назначено на 07.10.2013.
В качестве подтверждения направления Акта Фондом представлен "Screen от 19.09.2013 о направлении Акта", в котором указано, что данный Акт получен Фондом только 14.01.2014.
Суд обращает внимание на тот факт, что данный Screen сделан с внутренней программы пенсионного фонда, которая не является телекоммуникационным каналом связи, в связи с чем, не может подтверждать направление каких-либо документов.
В свою очередь, согласно имеющемуся у ответчика Screen из Системы, Акт направлен обществу только 26.12.2013, то есть уже после того, как пенсионным фондом вынесено решение от 07.10.2013, что существенно нарушает права ответчика на защиту своих интересов, фактически, Решение о наложении штрафа за предоставление недостоверных сведений было принято без учета мнения Ответчика, который был лишен возможности представить свои мотивированные возражения и подтвердить отсутствие факта предоставления недостоверных сведений.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о пропуске срока подачи в суд заявления о взыскании штрафа, установленный п. 5.5. ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования", поскольку в требовании об уплате финансовой санкции N 0877071 от 31.10.2013 указан срок оплаты до 25.11.2013. Следовательно, иск должен быть подан в суд пенсионным фондом не позднее 26.05.2014, Заявление направлено заказной почтой 20.05.2014 (согласно штампу почты России на конверте л.д. 57) и поступило в суд только 04.06.2014.
ЗАО "Энвижн Груп" представляет сведения индивидуального (персонифицированного) учета посредством Системы с 1 квартала 2010 года. Факт представления отчетности, своевременность ее представления, полнота и достоверность представляемых Истцом сведений подтверждается положительными протоколами Системы с 1 квартала 2010 года.
В соответствии с приказом Отделения пенсионного фонда от 29.05.2013 N 256 "Об утверждении Списка крупнейших страхователей, подлежащих передаче в Управление организации персонифицированного учета в ходе выполнения III этапа "Поэтапного плана перевода страхователей на обслуживание в Отдел контроля одновременного приема и разнесения отчетности правления организации персонифицированного учета Отделения ПФР по г. Москве и Московской области" утвержденного приказом от 28.03.2013 N 131, прием отчётности ЗАО "Энвижн Груп с 01.07.2013 осуществляется отделом контроля одновременного приема и разнесения отчетности Управления организации персонифицированного учета Отделения ПФР по г. Москве и Московской области.
Достоверность содержащихся в отчетности общества сведений подтверждается, в том числе, данными бухгалтерского учета общества (приложение N 2), в соответствии с которыми сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2 квартал 2013 года соответствует суммам, указанным Обществом в формах АДВ-6-2 и РСВ-1 за соответствующий период, что свидетельствует об отсутствии факта неуплаты страховых взносов и возникновении недоимки перед бюджетом.
Вывод Системы об ошибках и недостоверности данных, содержащихся в отчетности Общества, основан на предположении о достоверности содержащихся в ней самой данных, между тем, законодательством о персонифицированном учете (ст. 11. Федерального закона N 27-3) предусмотрено, что отчетность составляется на основе данных бухгалтерского и кадрового учета страхователя. Таким образом, первоисточником данных являются данные страхователя, а не данные, содержащиеся в Системе. Проведенный Обществом анализ отчетности и данных бухгалтерского и кадрового учета позволяет утверждать, что данные направленной в адрес пенсионного фонда отчетности полностью соответствуют вышеуказанным требованиям ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вывод Системы о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 и РСВ-1, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной Обществом информации. Проверка же представленных Обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Между тем такая проверка пенсионным фондом не проводилась.
Согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н), при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, орган пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Указанным пунктом предусмотрено, что в ситуации, когда страхователь в установленный срок не устранил по тем или иным причинам имеющиеся расхождения, пенсионный фонд не только вправе, но и обязан принять решение о самостоятельной корректировке сведений и не позднее 7 (семи) дней со дня принятия такого I решения сообщить об этом страхователю и застрахованным лицам.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим законом установлена ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
ЗАО "Энвижн Груп" не получало от пенсионного фонда соответствующего уведомления о необходимости корректировки сведений, а также решения о внесении пенсионным фондом изменений в сведения.
В нарушение п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ Решении пенсионным фондом не изложены обстоятельства правонарушения; отсутствуют ссылки на документы и/или сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, которые пенсионный фонд квалифицировал как неполные или недостоверные, по каким именно физическим лицам они предоставлены; отсутствует оценка данных документов. В решении содержится лишь констатация факта ошибки, но не указывается в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина Общества.
Из Решения не следует, что расхождения в формах АДВ-6-2, РСВ-1 привели к неуплате страховых взносов и возникновению недоимки перед бюджетом.
Пенсионным фондом не представлены документы, подтверждающие совершение Истцом вменяемого ему правонарушения, в Акте и Решении отсутствуют указания на то, что послужило основанием для вывода пенсионного фонда о совершении Истцом вменяемого правонарушения.
В силу п. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В соответствии со ст. 17 закона N 27-ФЗ. привлечение плательщика к ответственности возможно только при наличии вины, а виной, в свою очередь, признается непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Как указано выше, ни в Акте проверки, ни в вынесенном Решении не отражены основания, в соответствии с которыми сведения представленные страхователем, являются недостоверными; не раскрыто в чем заключается их "достоверность.
В силу ст.ст. 40,42 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также при отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность. Лицо не может быть привлечено ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события меняемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ. Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений. В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку (ст. 16 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996).
При предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения (обстоятельства переплаты/недоимки не устанавливались), сотрудники Пенсионного фонда имели возможность с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Привлекая Общество к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в описательной части Решения пенсионный фонд указал только факт представления недостоверных индивидуальных сведений (суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 не соответствует суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1).
В Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России N 987н от 14.12.2009, указано, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Довод пенсионного фонда о том, что наличие ошибок не позволяет принять отчетность, не может являться основанием для непринятия отчетности, поскольку сведения были переданы истцом и приняты пенсионным фондом. При предоставлении сведений персонифицированного чета, при наличии в них. по мнению пенсионного фонда, недочетов, ошибок, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, пенсионный фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок, затем может с соблюдением установленной процедуры принять решение о корректировке этих ведений, однако такое уведомление пенсионным фондом в адрес Истца не направлялось.
Достоверность предоставленных ЗАО "Энвижн Груп" сведений подтверждается положительным протоколом за 1 кв. 2014 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2014 по делу N А40-85158/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85158/2014
Истец: ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и МО, ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ЗАО "Энвижн Груп"