г. Хабаровск |
|
03 декабря 2014 г. |
А73-13399/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Амур-Порт": Пак В.А., представитель по доверенности от 15.09.2014;
от Федерального бюджетного учреждения "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей": Есипчук И.А., представитель по доверенности от 09.01.2014;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Амур-Порт"
на решение от 29.09.2014
по делу N А73-13399/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Открытого акционерное общество "Амур-Порт"
к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей"
о признании незаконными действий по объявлению торгов и их проведению
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Амур-Порт" (далее - ОАО "Амур-Порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация Амурводпуть") с заявлением о признании незаконными действий федерального бюджетного учреждения "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" по объявлению торгов (размещению информации - извещение N 171013/4299797/01) и их проведению в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества по одному лоту -комплекс портовой инфраструктуры, включающий в себя причальные портовые сооружения с подкрановыми путями, подъездную автомобильную и железную дорогу, складские помещения, расположенные по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Хорпинское шоссе, Комсомольский-на-Амуре грузовой порт.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае).
Решением от 29.09.2014 суд в удовлетворении заявленных требований отказал. Дополнительным решением от 20.10.2014 суд возвратил обществу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Амур-Порт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что ОАО "Амур-Порт" принадлежит недвижимое имущество, смежное с находящимися в федеральной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами порта. Имущество, принадлежащее на праве собственности ОАО "Амур-Порт", как и имущество, выставленное на торги, проектировалось и строилось как единая инфраструктура транспортного предприятия внутренних судоходных путей. Сведения об имуществе, выставленном на торги, прямо содержат информацию о едином комплексе - Комсомольский-на-Амуре грузовой порт, имеющем целевое назначение - перевалка грузов, открытое и закрытое складское хранение, стоянка судов у причала. Размещение информации о проведении торгов, осуществление приема заявок, то есть подготовка и проведение торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества без учета преимущественного права ОАО "Амур-Порт" на заключение такового, является незаконным, противоречащим положениям статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
ФБУ "Администрация Амурводпуть" в представленном отзыве, в дополнениях к отзыву, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений к отзыву, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу "Амур- Порт" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: грузовая площадь участок 1 ПРР (Лит. III), расположенная по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4; административный корпус (Лит.А), общей площадью 6 383,9 кв.м., расположенный по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4; речной вокзал (Лит.А), общей площадью 5541,2 кв.м., расположенный по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Набережная, 7; котельная (Лит.Д), общей площадью 494,7 кв.м., расположенная по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4; сборно-металлический утепленный склад (Лит.Ф.), общей площадью 1202,6 кв.м., расположенный по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4; склад ГСМ (Лит.П, П-1), общей площадью : склад ГСМ (Лит. П) - общей площадью 38,5 кв.м., открытый склад ГСМ (Лит.П-1) - общей площадью застройки 615,1 кв.м., резервуары 5 шт., объемом по 3800 куб.м., расположенные по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4; таможня (Лит.С), общей площадью : 345 кв.м., расположенная по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4.
17.10.2013 в сети Интернет на официальном сайте http://torgi. gov.ru было опубликовано извещение N 171013/4299797/01 о проведении ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества по одному лоту - комплекса портовой инфраструктуры, включающего в себя причальные портовые сооружения с подкрановыми путями, подъездные автомобильную и железную дороги, складские помещения, местоположение имущества: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Хорпинское шоссе, Комсомольский-на-Амуре грузовой порт, а именно :
- железнодорожный подъездной путь необщего пользования (Лит.П), расположенный по адресу : Хабаровский край, Ленинский округ, от стыка рамного рельса стрелки N 1 подъездных путей Комсомольской нефтебазы до упоров на территории Комсомольского-на-Амуре грузового порта по Хорпинскому шоссе, 4,
- подкрановые пути (лит. III), протяженностью 496,5 п.м., расположенные по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Ленинский округ, шоссе Хорпинское, 4, Комсомольский-на-Амуре грузовой порт,
-подъездная дорога (Лит. I), протяженностью 902,6 п.м., расположенная по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Ленинский округ, от развилки Восточного и Хорпинского шоссе (ПКО+0,000) до разгрузочных площадок (ПК5+0,360) и (ПК1+353) причального фронта Комсомольского-на-Амуре грузового порта по Хорпинскому шоссе, 4,
-склад холодный N 1 (Лит.Т), 1-этажный, общей площадью 1974,3кв.м, расположенный по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Ленинский округ, шоссе Хорпинское, 4, Комсомольский-на-Амуре грузовой порт,
-склад холодный N 2 (Лит.У), 1-этажный, общей площадью 1971,1 кв.м., расположенный по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Ленинский округ, шоссе Хорпинское, 4, Комсомольский-на-Амуре грузовой порт,
-сооружение причал (Лит.1), длина 399,5 м/п, ширина 65,6 м/п, площадь объекта 26 207,2 кв.м, расположенный по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4,
-сооружение объект незавершенного строительства Причальная стенка (Лит.2), длина 212,3 п.м., высота 11,4 п.м., расположенное по адресу : Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Хорпинское, 4.
Полагая, что действия ФБУ "Администрация Амурводпуть" по объявлению торгов и их проведению не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ОАО "Амур-Порт", Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Пунктом 2 статьи 447 ГК РФ предусмотрено, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Из положений статьи 449 ГК РФ следует, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Таким образом, защита права лица, полагающего, что при проведении торгов нарушены требования закона и его права, осуществляется путем предъявления иска о признании торгов недействительными, в случае удовлетворения которого признается недействительным заключенный на торгах договор.
Реализация этого права заинтересованным лицом возможна в том случае, если сделкой, заключенной по результатам торгов, нарушены его права или охраняемые законом интересы и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.
Вместе с тем обращение в суд с заявлением об оспаривании действий лица, организовавшего торги и проводившего их, не является иском о признании торгов недействительными.
Признание оспариваемых действий незаконными само по себе также не влечет автоматического заключения с заявителем договора аренды, то есть не может быть направлено на восстановление прав заявителя в случае их нарушения.
Отклоняя довод Общества о незаконности действий ФБУ "Администрация Амурводпуть" по объявлению и проведению торгов, в связи с тем, что заключение договора аренды федерального имущества без учета преимущественного права ОАО "Амур-Порт" на заключение такового, является незаконным, противоречащим положениям статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из положений статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество могут находиться в любой собственности.
Согласно пункту 3 статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации договор аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту.
Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В силу пункта 5 статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, указанных в пункте 3 настоящей статьи, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации порядок сдачи в аренду находящихся в федеральной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов порта и типовые условия соответствующих договоров аренды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности.
Следовательно, выдача заключения о наличии неразрывной связи объектов порта и смежных объектов производится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании критериев, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Из материалов дела следует, что в адрес Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от ОАО "Амур-Порт" поступило заявление от 28.06.2013 N 183/1 о выдаче заключения о наличии неразрывной связи объектов ОАО "Амур-Порт" с объектами порта, находящимися в собственности Российской Федерации и закрепленными на праве оперативного управления за ФБУ "Администрация Амурводпуть".
Письмом от 12.07.2013 N КС-29/6959 Росморречфлот сообщил ОАО "Амур-Порт" о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации совместно с Минтрансом России проводится подготовка проектов нормативных правовых актов об установлении Порядка сдачи в аренду, а также Критериев неразрывной связи. Вопрос о выдаче заключения о наличии неразрывной связи объектов федерального недвижимого имущества порта и объектов недвижимого имущества, принадлежащих иных лицам, может быть рассмотрен после утверждения Минтрансом России Порядка сдачи в аренду, а также Критериев неразрывной связи и их регистрации в установленном порядке в Минюсте России.
Не согласившись с отказом Росморречфлота в выдаче заключения, ОАО "Амур-Порт" обжаловало данный отказ в Арбитражный суд города Москвы (дело N А40-160797/2013).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2014 по делу N А40-160797/2013 в удовлетворении требований ОАО "Амур-Порт" было отказано, в связи с тем, что на момент обращения Общества в Росморречфлот и на момент вынесения оспариваемого отказа данные критерии в установленном порядке утверждены не были.
При этом суд указал, что поскольку в полномочия Росморречфлота самостоятельная выработка критериев не входит, подготовка заключения
возможна лишь после выработки соответствующих критериев Минтрансом России.
Также суд отметил, что в целях соблюдения прав и законных интересов собственников объектов порта законодателем предусмотрена возможность проведения торгов на право заключения договоров аренды, в которых Общество вправе принять участие.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2014 по делу N А40- 160797/2013 было оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, как установлено судом, на дату объявления ФБУ "Администрация "Амурводпуть" торгов и их проведению в форме открытого аукциона (17.10.2013) критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта установлены не были.
Заключение о наличии неразрывной связи объектов федерального недвижимого имущества порта и объектов недвижимого имущества, принадлежащего ОАО "Амур-Порт" на праве собственности, по состоянию на 17.10.2013 отсутствовало.
Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления были утверждены Приказом Минтранса России от 28.05.2014 N 138 (начало действия документа - 27.07.2014), то есть после объявления ФБУ "Администрация "Амурводпуть" торгов и их проведению в форме открытого аукциона.
Поскольку на момент совершения ФБУ "Администрация Амурводпуть" действий по объявлению и проведению торгов заключение о наличии неразрывной связи объектов федерального недвижимого имущества порта и объектов недвижимого имущества, принадлежащего ОАО "Амур-Порт", отсутствовало, правовых оснований для признания оспариваемых действий незаконными не имеется.
Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки Общества на то, что после принятия Приказа Минтранса России от 28.05.2014 N 138 ОАО "Амур-Порт" обратилось в Росморречфлот с заявлением от 15.08.2014 о выдаче заключения о наличии неразрывной связи в связи с тем, что названное обращение имело место после совершения ФБУ "Администрация "Амурводпуть" оспариваемых действий по объявлению торгов и их проведению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, у суда первой инстанции отсутствовали основания считать оспариваемые действия ФБУ "Администрация "Амурводпуть" незаконными, а права ОАО "Амур-Порт" нарушенными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно всесторонне и объективно исследованы все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу ст. ст. 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2014 года по делу N А73-13399/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Амур-Порт" излишне уплаченную чеком-ордером от 27.10.2014 государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13399/2013
Истец: ОАО "Амур-Порт", ОАО "Амур-Порт", предст. Пак.В.А.
Ответчик: ФБУ "Администрация Амурского бассейна внцтренних водных путей", Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Козлов Эдуард Валентинович, Пак.Валерия Александровна - представитель истца