Тула |
|
2 декабря 2014 г. |
Дело N А62-3360/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (Смоленская область, г. Гагарин, ОГРН 1066723005502, ИНН 6723019741), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1056758325238, ИНН 6731049404), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2014 по делу N А62-3360/2014 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30.04.2014 N 09-1016.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управлением доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения.
ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и подлежит отмене.
В обоснование своей позиции, общество указывает, что технология отбора проб должна соответствовать инструкциям по эксплуатации используемых приборов и нормам закона вне зависимости от присутствия при этом представителя общества.
Заявитель поясняет, что суд первой инстанции необоснованно согласился с выводами административного органа о нарушении обществом статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", поскольку в данных нормативах нет указания на такое вещество как формальдегид.
По мнению общества, суд сделал ошибочный вывод о том, что общество не приняло меры по очистке выбросов, и как следствие ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" является единственным источником загрязнения окружающей среды. Кроме того, отмечает, что проведение разовых лабораторных испытаний объективно не отражает наличие или отсутствие воздействия именно общества на окружающую среду.
Более того, заявитель ссылается на то, что в первых трех точках отборов проб, которые находятся ближе к факелу, результаты исследования соответствуют гигиеническим нормативам.
Также ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" считает, что судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание акт внеплановой проверки от 08.04.2014 N 017/К, которым установлено, что общество соблюдает обязательные требования в сфере охраны атмосферного воздуха.
В отзыве на апелляционную жалобу управление, опровергая доводы жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, поэтому просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13.03.2014 в территориальный отдел Управления в Гагаринском, Новодугинском, Сычевском районах управлением направлена жалоба населения города Гагарин, поступившая из приемной Президента Российской Федерации, для организации проведения лабораторных исследований атмосферного воздуха от завода ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН".
Управлением 14.03.2014 вынесено поручение на проведение санитарно-гигиенической экспертизы атмосферного воздуха под факелом по санитарно-химическим показателям: фенол, формальдегид, взвешенные вещества, бензол, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, аммиак на границе санитарно-защитной зоны OOО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" на расстоянии 300 метров от санитарно-защитной зоны и в ближайшем населённом пункте.
Определением главного государственного санитарного врача по Смоленской области 14.03.2014 назначена санитарно-гигиеническая экспертиза атмосферного воздуха под факелом:
- на границе санитарно-защитной зоны ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН",
- на расстоянии 300 метров санитарно-защитной зоны,
- в ближайшем населённом пункте,
по санитарно-химическим показателям: фенол, формальдегид, взвешенные вещества, бензол, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, аммиак. Не менее 6 точек отбора.
Уведомлением от 17.03.2014 общество извещено о проведении 18.03.2014 отбора проб атмосферного воздуха в подфакельном пространстве от ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН", в связи с чем управлением предлагалось обеспечить присутствие представителей при отборе проб, обеспечить работу технологического оборудования и предоставить информационную справку о работающем технологическом оборудовании в период отбора проб. Уведомление получено обществом 18.03.2014.
18.03.2014 в период времени с 11-30 по 14-00 часов специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" в присутствии представителей управления и ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" произведен отбор проб атмосферного воздуха в подфакельном пространстве от общества в 6-ти точках, в том числе на границе санитарно-защитной зоны, в населенных пунктах д. Черногубцево и г. Гагарин. По результатам произведенных отборов составлен акт от 18.03.2014.
Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" составлен протокол лабораторных испытаний от 19.03.2014 N 19, в котором указано:
1 точка отбора - на границе санитарно-защитной зоны левая сторона факела;
2 точка отбора - на расстоянии 300 метров от санитарно-защитной зоны по факелу;
3 точка отбора - на расстоянии 400 метров от санитарно-защитной зоны левая сторона факела;
4 точка отбора - на расстоянии 500 метров от санитарно-защитной зоны по факелу;
5 точка отбора - на расстоянии 520 метров от санитарно-защитной зоны правая сторона факела Смоленская обл. Гагаринский р-н д. Черногубцево;
6 точка отбора - на расстоянии 550 метров от санитарно-защитной зоны по факелу, Смоленская обл. г. Гагарин ул. Строителей д. 161, д. 163, д. 165.
Также в протоколе указаны дополнительные сведения при отборе проб: атмосферное давление 732 мм. рт. ст., температура воздуха - минус 3° С, относительная влажность воздуха - 51 %, направление ветра - северо-западное, скорость ветра - 7 м /сек., состояние погоды - облачно. Источник загрязнения - предприятие, автотранспорт.
В экспертном заключении от 20.03.2014 N 19 Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" установлено, что пробы атмосферного воздуха, отобранные на границе санитарно-защитной зоны ООО "ЭГТЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН", в контрольных точках: на расстоянии 500 метров от границы санитарно-защитной зоны (по факелу), на расстоянии 520 метров от границы санитарно-защитной зоны (правая сторона факела, Смоленская область, Гагаринский район, д. Черногубцево), на расстоянии 550 метров от границы санитарно-защитной зоны (по факелу, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Строителей, д. N 161, 163, 165) по содержанию формальдегида не соответствуют действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Пробы атмосферного воздуха, отобранные на границе санитарно-защитной зоны ООО "ЭГТЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" в контрольных точках: на границе санитарно-защитной зоны (левая сторона факела), на расстоянии 300 метров от границы санитарно-защитной зоны (по факелу), на расстоянии 400 метров от границы санитарно-защитной зоны (левая сторона факела) по содержанию гидроксибензола, формальдегида, взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота, аммиака, оксида углерода, бензола, соответствуют действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: ГН 2.1.6.1338-03 ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Пробы атмосферного воздуха, отобранные на границе санитарно-защитной зоны ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" в контрольных точках: на расстоянии 500 метров от границы санитарно-защитной зоны (по факелу), на расстоянии 520 метров от границы санитарно-защитной зоны (правая сторона факела, Смоленская область, Гагаринский район, д. Черногубцево), на расстоянии 550 метров от границе санитарно-защитной зоны (по факелу, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Строителей, д. 161, д. 163, д. 165) по содержанию гидроксибензола, взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота, аммиака, оксида углерода, бензола, соответствуют действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: ГН 2.1.6.1338-03 ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Выявленные факты расценены административным органом как нарушение обществом статьи 20 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление 24.04.2014 составило в отношении ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" протокол об административном правонарушении N 09-584.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление вынесло постановление от 30.04.2014 N 09-1016 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и нормативов, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить разработку предельно допустимой концентрации или ориентировочный безопасный уровень воздействия для веществ, не имеющих нормативов;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно
- защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил (пункт 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01).
На основании Закона N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, с 1 февраля 2006 года введены в действие гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
СанПиН 1.2.2353-08. "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.04.2008 N 27, являются нормативным правовым документом, действующим на всей территории Российской Федерации и определяющим канцерогенную опасность для человека химических (исключая радиоактивные изотопы), физических и биологических факторов среды обитания, а также производственных процессов (далее - канцерогенные факторы), установленную по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований.
Основной целью санитарных правил является определение перечня канцерогенных факторов для организации и проведения мероприятий по профилактике онкологической заболеваемости, а также для установления связи онкологического заболевания с производственной деятельностью или непроизводственным воздействием.
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику онкологической заболеваемости.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 2.1.1, 2.1.2 СанПиН 1.2.2353-08. "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" деревообрабатывающее и мебельное производство с использованием фенолформальдегидных и карбамидоформальдегидных смол, производственные процессы, в которых используются формальдегид, определяют канцерогенную опасность для человека и являются канцерогенными факторами, вызывающими онкологические заболеваемости.
Преимущественные пути поступления формальдегида в организм человека - при дыхании (ингаляционно).
Согласно ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" формальдегид относится к вредным (загрязняющим) веществам 2 класса опасности, подлежащим государственному учету и нормированию (Приказ Минприроды России от 31.12.2010 N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию").
Как установлено судом, в день проведения замеров 18.03.2014 точки замеров находились с подветренной стороны, под факелом выбросов из трубы ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН". При лабораторном исследовании в утвержденных точках социально-гигиенического мониторинга выявлено превышение формальдегида в атмосферном воздухе в д. Черногубцево, у домов N 161, 163, 165 по ул. Строителей в г. Гагарин. Концентрация формальдегида составила 0.25 мг/м куб при гигиеническом нормативе 0.035 мг/м куб.
Согласно представленным ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" по запросу управления проектным материалам ближайшая жилая застройка от общества - д. Черногубиево находится к югу на расстоянии 520 метров, к востоку на расстоянии 550 метров - г. Гагарин. Завод занимается производством ламинированной древесностружечной плиты (ДСП). Древесная стружка смешивается с карбомидоформальдегидной смолой и отвердителем (сульфат аммония). В результате прессования под воздействием давления и температуры из стружечного ковра формируется ДСП. Отходы от раскроя ДСП после продольной и поперечной обрезки, шлифовальная пыль после шлифовки ДСП подаются в бункер и далее в топку сушилки. При нагревании на прессовании и сжигании отходов ДСП происходит выделение формальдегида в воздух.
Общий валовый выброс загрязняющих веществ составляет 601 тонна в год, из них формальдегида 14 тонн в год. На участке прессования и сушки проектом предусмотрена очистка воздуха от формальдегида влажным электростатическим фильтром с проектной степенью очистки 30 %.
В северо-западной части г. Гагарин кроме ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" расположены иные объекты промышленного назначения, в том числе, районная котельная Вяземского филиала ООО "Смоленскоегионтепяоэнерго", расположенная по адресу г. Гагарин, Воинский проезд. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано разрешение СМ-с 05 N 0001 на выброс в атмосферу 83 тонны вредных веществ в год.
Согласно разрешению СМ-с 05 N 0001 и ответу генерального директора Смоленской региональной теплоэнергетической компании "СМОЛЕНСКРЕГНОНТЕПЛОЭНЕРГО" на запрос управления технологические процессы, связанные с выбросами формальдегида в атмосферный воздух, в районной котельной отсутствуют.
Администрацией города Гагарин Смоленской области представлена выкопировка из Генерального плана города Гагарин с указанием размещения промышленных объектов в западной промышленной зоне: ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН", ООО "КлассенРус", ООО "АргусПайплайн", АБЗ (ДСПМК, ДРСУ).
Согласно сведениям о работе перечисленных предприятий, расположенных в северо-западной части города Гагарина, а также ООО "Ассесори Альянс", ООО Фирма "Индустрия", ЗАО "Стройтрансгаз" производственная деятельность указанных юридических лиц, связанная с выбросами формальдегида в атмосферный воздух, отсутствуют.
Факт совершения обществом выявленных нарушений подтверждается актом отбора проб от 18.03.2014, протоколом лабораторных испытаний от 19.03.2014, экспертным заключением от 20.03.2014 N 19, протоколом об административном правонарушении от 24.04.2014 N 09-584, постановлением о назначении административного наказания от 30.04.2014.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений санитарно-эпидемиологических правил и норм в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований санитарного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, довод заявителя о нарушении технологии отбора проб воздуха, не может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, так как общество надлежащим образом было извещено о дате и времени проведения отбора проб атмосферного воздуха, препятствий для направления соответствующего специалиста при осуществлении указанных мероприятий у общества не имелось.
Ссылку общества на акт внеплановой выездной проверки от 08.04.2014 N 017/К, по результатам которой установлено, что ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" соблюдает обязательные требования в сфере охраны атмосферного воздуха, суд первой инстанции справедливо не принял во внимание, так как не соответствует общему понятию формальдегида, его химическому составу и свойствам. Выбросы формальдегида являются единовременным процессом, уровень концентрации зависит от внешних факторов, в том числе от скорости и направления ветра.
Нарушение порядка и процедуры рассмотрения административного дела не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также применения положений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, и снижения размера назначенного обществу штрафа суд первой инстанции не усмотрел. Оснований для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции необоснованно согласился с выводами административного органа о нарушении обществом статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.1983-05 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", поскольку в данных гигиенических нормативах нет указания на такое вещество как формальдегид, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные гигиенические нормативы устанавливают недопустимость превышения предельной нормы концентрации загрязняющих веществ в воздухе, к которым относится в том числе и формальдегид.
Довод апелляционной жалобы о том, что проведение разовых лабораторных испытаний объективно не отражает наличие или отсутствие воздействия именно общества на окружающую среду, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 3.4.3 "РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы", утвержденному Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989 определены требования к комплексному обследованию.
Пункт 3.1 названного руководства устанавливает, что в зависимости от целей различают три вида обследования: эпизодическое - для ориентировочной оценки состояния загрязнения воздуха в населенном пункте и при выборе мест для размещения постов наблюдений; комплексное - для детального изучения особенностей и причин высокого уровня загрязнения, его влияния на здоровье населения и окружающую среду в целом, а также для разработки рекомендаций по проведению воздухоохранных мероприятий; оперативное - для выявления причин резкого ухудшения качества воздуха (выполняется по специальной программе и в настоящем Руководстве не приводится). В зависимости от вида обследования различаются объемы выполняемых работ, как предварительных (до начала обследования), так и в процессе обследования.
Поскольку на момент проверки имело место оперативное обследование, ссылка на требования "РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы", утвержденному Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989, является необоснованной.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что в первых трех точках отборов проб, которые находятся ближе к факелу, результаты исследования соответствуют гигиеническим нормативам, не имеет значения в данном случае, поскольку экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" от 20.03.2014 N 19 все же установлен факт несоответствия пробы атмосферного воздуха по содержанию формальдегида, отобранных в точках 4, 5, 6, действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2014 по делу N А62-3360/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3360/2014
Истец: ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области