г. Вологда |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А66-5423/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Жильцовой Е.В. по доверенности от 26.05.2014 N 70,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 сентября 2014 года по делу N А66-5423/2014 (судья Басова О.А.),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Завидово" (место нахождения: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок Мирный; ОГРН 1026901734342, ИНН 6911002645; далее - кооператив, СПК) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Свободный, дом 2; ОГРН 1046900099828; ИНН 6901067121; далее - управление, госрегистратор), изложенного в сообщении от 28.03.2014 N 04-08/14318-14 об отказе в государственной регистрации права, и о возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права и права собственности СПК на земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000021:545.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен государственный комплекс "Завидово" Федеральной службы охраны (далее - Госкомплекс).
Решением арбитражного суда от 01 сентября 2014 года требования заявителя удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. Мотивируя жалобу, управление ссылается на неисполнение кооперативом требования госрегистратора об устранении причин, препятствующих проведению государственной регистрации, и правомерность вынесенного решения, которое оспорено заявителем в рамках данного дела.
Кооператив, Госкомплекс надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Конаковского района Тверской области от 31.12.2013 N 1724 "О приобретении СПК "Завидово" в собственность за плату земельных участков для ведения сельского хозяйства в сельском поселении "Завидово" между Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениям администрации Конаковского района и СПК заключен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 31.12.2013, предметом которого является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000021:545, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, сельское поселение Завидово.
Кооператив 09.10.2013 обратился в управление с заявлением о государственной регистрации перехода права, права собственности на указанный земельный участок, приложив в качестве правоустанавливающего документа данный договор.
Управлением 17.02.2014 вынесено решение о приостановлении государственной регистрации на срок до 17.02.2014. Обосновывая данное решение, госрегистратор сослался на то, что у него имеются сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права, перехода права и необходимости согласования с Госкомплексом договора, подразумевающего переход права собственности на указанный выше земельный участок.
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, заявителем в установленный срок не устранены, управлением вынесено оспариваемое решение.
СПК оспорил данное решение управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования кооператива удовлетворил.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного решения ввиду следующего.
Как усматривается в названном выше сообщении ответчика от 28.03.2014 N 04-08/14318-14, отказывая в регистрации, управление сослалось на пункт 2 статьи 19, абзац десятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Данными нормами Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, и причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, в установленный срок не устранены.
Как следует из данного сообщения управления, в ходе проведения правовой экспертизы документа по правилам статьи 13 Закона о регистрации управлением установлено, что Госкомплекс отнесен к категории особо охраняемых природных территорий и признан национальным парком, вокруг которого создана охранная зона с ограниченным режимом использования. Госкомплекс сообщил о необходимости согласования перехода права собственности на данный земельный участок, которое не было получено кооперативом.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не опровергнуто подателем жалобы, что спорный земельный участок находится за пределами национального парка (территории Госкомплекса), сведений о том, что сельское поселение Завидово входит в границы однокилометровой или трехкилометровой зон с особыми условиями использования земель вокруг Госкомплекса, в материалы дела не представлено.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 Положения о Государственном комплексе "Завидово" Федеральной службы охраны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1217 (далее - Положение о Госкомлексе), территория Госкомплекса является национальным парком.
Как следует из пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, расположенные в границах национальных парков, не подлежат приватизации.
Пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) предусматривает такие же положения.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1217 утверждены границы Госкомплекса.
Как следует из описания границ, территория Госкомплекса с северо-восточной стороны ограничена Октябрьской железной дорогой. Территория Госкомплекса расположена слева от Октябрьской железной дороги и примыкает к ней. Сельское поселение Завидово расположено справа от Октябрьской железной дороги, на автомобильной дороге федерального значения М-10 "Москва - Санкт-Петербург", то есть за пределами границ национального парка - Государственного комплекса "Завидово".
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто управлением, спорный земельный участок находится слева от автомобильной дороги М-10, по направлению на северо-восток от сельского поселения Завидово, то есть за пределами территории Госкомплекса.
Пунктом 7 статьи 12 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.1995 N 767 "Об установлении вокруг государственных объектов, охраняемых Главным управлением охраны Российской Федерации, зон с особыми условиями использования земель" постановлением главы администрации Тверской области от 11.09.1995 N 214 (лист дела 57) установлены однокилометровая и трехкилометровая зоны с особыми условиями использования земель вокруг Госкомплекса, утверждены границы указанных зон на территории Конаковского и Калининского районов.
Установлена необходимость согласования с Главным управлением охраны Российской Федерации решения вопросов о выделении юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в пределах 1 километра от внешних границ государственных объектов, а для нужд совместных и иностранных предприятий (фирм) и строительства зданий и сооружений промышленного и сельскохозяйственного назначения - на расстоянии трех километров от внешних границ государственных объектов.
Выводы суда первой инстанции о том, что территория населенного пункта Завидово и территории, расположенные правее него, не входят в границы ни однокилометровой, ни трехкилометровой зон с особыми условиями использования земель вокруг Госкомплекса, подателем жалобы документально не опровергнуто, соответствующих доказательств не предъявлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
В жалобе управление ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на территории сельского поселения Козлово, а также на то, что населенный пункт Козлово включен в Перечень населенных пунктов Тверской области, расположенных на территории Госкомплекса (лист дела 58).
В то же время податель жалобы не приводит никаких доводов относительно того, на основе каких документов им был установлен данный факт. В сообщении от 28.03.2014 N 04-08/14318-14 ответчик на это также не ссылася.
Между тем в имеющемся в материалах дела кадастровом паспорте земельного участка указан почтовый ориентир данного участка: Тверская область, Конаковский район, сельское поселение Завидово (листы дела 64-65). Предъявленные в материалы дела карты и схемы также не свидетельствуют о том, что данный участок находится на территории населенного пункта Козлово (листы дела 106, 120, 121).
В связи с этим у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемый отказ управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы кооператива.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 сентября 2014 года по делу N А66-5423/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5423/2014
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Завидово"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Третье лицо: Государственный комплекс "Завидово" Федеральной службы охраны
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-60/15
03.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9113/14
26.11.2014 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-5423/14
01.09.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5423/14