г. Хабаровск |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А73-10654/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: представитель не явился;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 10.10.2014
по делу N А73-10654/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Администрации города Хабаровска
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления N ТБ-АТ-29/07/2014/152 ХБР от 29.07.2014
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - Администрация; заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора; Управление Ространснадзора; Управление; административный орган) от 29.07.2014 N ТБ-АТ-29/07/2014/152 ХБР по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50000 руб.
Дело по заявлению Администрации рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 10.10.2014 в удовлетворении требований заявителю отказано в полном объеме, по мотиву установления события административного правонарушения, совершенного заявителем, выразившимся в неисполнении Администрацией, являющейся субъектом транспортной инфраструктуры, пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее- Федеральный закон N 16-ФЗ) (предоставление в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полной и достоверной информации для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация города Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы, ее заявитель полагает, что при принятии решения судом имеется недоказанность имеющихся для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также - несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Администрация города Хабаровска считает, что она, как юридическое лицо не является собственником объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых возложено на заявителя, таким образом, вина в совершении административного правонарушения Администрацией города Хабаровска отсутствует.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились.
Шестой арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностными лицами отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления, в соответствии с распоряжением начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 07.05.2014 N 560-р в период со 02.06.2014 по 17.06.2014 проведена плановая выездная проверка проведения Администрацией города Хабаровска мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности (основание - План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на 2014 год, утвержденный руководителем Ространснадзора), по результатом которой выявлено неисполнение пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона N 16-ФЗ (не предоставлена в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полная и достоверная информация для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона); кроме того выявлены нарушения пунктов
5.1, 5.6.4, 5.6.9, 5.6.10, 5.12, 5.14 раздела I "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 (далее - Требования, утвержденные Минтранспорта РФ N 42; требования), а именно:
п. 5.1. Требований - не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; п. 5.6.4. Требований - не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
п. 5.6.9. Требований - не разработан порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ; п. 5.6.10 Требований - не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельности ОТИ; 5.12. Требований - не обеспечено проведение специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; п. 5.14. Требований - не обеспечено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, в части их касающейся включая запрещения: проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (п. 5.14.3 Требований); совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действия,
приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (п. 5.14.4 Требований).
Факт нарушения отражен в акте проверки от 17.06.2014 N ТБ-АТ-17/06/2014/560.
Извещением от 17.06.2014 г. Администрация уведомлена о том, что составление протокола по выявленному нарушению, состоится 04.07.2014 г. в 11-00. (вручено под штамп входящего 17.06.2014 г. N 3703-1.20).
04.07.2014 г. главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, в присутствии представителя Администрации, составлен протокол N ТБ-АТ-04/07/2014/152 ХБР по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Определением административного органа, врученным заявителю 23.07.2014, рассмотрение дела назначено на 29.07.2014 в 15-00.
29.07.2014 г. начальником отдела за обеспечением транспортной безопасности УШАН НОТБ ДФО Ространснадзора, в присутствии представителя Администрации, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, результатом рассмотрения которых явилось постановление N ТБ-АТ-29/07/2014/152 ХБР о назначении Администрации города Хабаровска административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из положений статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ: акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, помимо прочего транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
В силу статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ регламентировано, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 Требований, утвержденным Минтранспорта РФ N 42 требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта, учитывающие уровни безопасности, разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ; требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ); требования применяются в отношении ОТИ и ТС эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации; требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
В соответствии с пунктом 5 таких Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе: 5.1. назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры. 5.6 разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе: номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ; порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ; порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ; 5.12. осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; 5.14. информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, включая запрещение: проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто Администрацией, в ходе проверки выявлен факт нарушения последней вышеуказанных требований обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верным выводам: о наличии в действиях (бездействии) Администрации признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, об отсутствии в материалах дела необходимых доказательств принятия заявителем исчерпывающего перечня мер к недопущению данных нарушений, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, и в связи с этим - об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Администрации и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Довод Администрации города Хабаровска о том, что она не является субъектом рассматриваемого правонарушения, был исследован и обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылками на статью 41 Устава Администрации городского округа "город Хабаровск", Распоряжение Правительства Хабаровского края от 22.02.2007 N 44-рп "О безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" объектов дорожно- мостового хозяйства автомобильной дороги по ул. Ленинградской с выходом на Восточное шоссе и магистральной улицы общегородского значения по ул. Дикопольцева", подпункт "з" пункта 5, пункт 9 статьи 1, пункт 2 статьи 4, статью 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление административного органа законным и обоснованным, отказав Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 октября 2014 года по делу N А73-10654/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10654/2014
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу