г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А41-29093/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АВТОЛОГИСТИКА-транс",
на решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2014 года по делу N А41-29093/14, принятое судьей Сороченковой Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "АВТОЛОГИСТИКА-ТРАНС" (далее - ответчик) о взыскании 154 015 руб. - в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2014 исковые требования удовлетворены, суд первой инстанции взыскал с ООО "АВТОЛОГИСТИКА-ТРАНС" в пользу ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" 154 015 руб. - ущерба, 5 620 руб. 45 коп. - расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на недоказанность размера причиненного ущерба. По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, кроме того, ответчик полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, ответчик просит решение суда первой инстанции от 22.09.2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "АВТОЛОГИСТИКА-ТРАНС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
До рассмотрения апелляционной жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции в суд поступило ходатайство истца о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Кроме того, в суд поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, приобщенный судом к материалам дела, в котором ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.04.2013 на стационарном пункте весового контроля "Правый берег" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" на автомобильной дороге "Казань - Ульяновск" - "Ульяновск - Самара" км 3,+762, была проведена проверка весовых параметров и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Мерседес Бенц Актрос 1836, государственный регистрационный номер Е058РВ150, с полуприцепом Кессборер АРТ-012, государственный регистрационный номер ВМ664950, принадлежащим на праве собственности ООО "Автологистика - Транс", под управлением водителя Проскурина Алексея Геннадьевича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: поворот на Бирючевку - Лаишевское кольцо - Мост - Димитровградское шоссе - п. Мирный - граница Самарской области (пройденное расстояние 136 км), с нарушением требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (далее - Инструкция) и превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 26.02.2013 N 04 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального,, межмуниципального и местного значения" (далее -Приказ).
Сотрудникам весового контроля специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке Проскуриным А.Г. не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-P N 1 090134196, N 2 09001397, поверенных 23.07.2012 г., свидетельство N 034201/13.
По факту выявленного нарушения сотрудниками передвижного пункта весового контроля был составлен Акт N 2623 от 15.04.2013 по определению размера ущерба, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. Осевые нагрузки: на первую ось - 7,165 тонн, на вторую ось - 9,36 тонны, на третью ось - 7,91 тонн, на четвертую ось - 6,915 тонны, размер причиняемого ущерба - 142.322 рубля 00 коп.
С результатами измерений и Актом от 15.04.2013 N 2623 водитель транспортного средства Проскурин А.Г. был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний.
29.04.2013 на стационарном пункте весового контроля "Правый берег" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" на автомобильной дороге "Казань - Ульяновск" - "Ульяновск - Самара" км 3,+762, была проведена проверка весовых параметров и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Мерседес Бенц Актрос 1836, государственный регистрационный номер Е046РВ150, с полуприцепом Лор С2Н99М, государственный регистрационный номер ВМ665550, принадлежащим на праве собственности ООО "Автологистика - Транс", под управлением водителя Гунькова Игоря Юрьевича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: поворот на Бирючевку - Лаишевское кольцо - Мост - СПВК "Левый берег" - Лаишевское кольцо (пройденное расстояние 14 км), с нарушением требований Инструкции и превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом.
Сотрудникам весового контроля специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке, Гуньковым И.Ю. не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-P N 1 090134196, N 2 09001397, поверенных 23.07.2012 г., свидетельство N 034201/13.
По факту выявленного нарушения сотрудниками передвижного пункта весового контроля был составлен Акт N 2643 от 29.04.2013, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. Осевые нагрузки: на первую ось - 7,4 тонн, на вторую ось - 5,62 тонны, на третью ось - 7,7 тонн, на четвертую ось- 7,45 тонны, на пятую ось - 7,45 тонны, размер причиняемого ущерба- 100.021 рубль 00 коп.
С результатами измерений и Актом от 29.04.2013 N 2643 водитель транспортного средства Гуньков И.Ю. был ознакомлен, акт подписал с возражением о несогласии с определением тяжеловесного груза и что перемещение груза бессмысленно, так как перегруз по всем пяти осям.
14.09.2013 на стационарном пункте весового контроля "Правый берег" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" на автомобильной дороге "Казань - Ульяновск" - "Ульяновск - Самара" км 3,+762, была проведена проверка весовых параметров и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Мерседес, государственный регистрационный номер К047ВХ150, с полуприцепом Кессборер АРТ-012, государственный регистрационный номер ВК270550, принадлежащим на праве собственности ООО "Автологистика - Транс", под управлением водителя Кнакнина Сергея Семеновича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: поворот на Бирючевку -Лаишевское кольцо - Мост - Димитровградское шоссе - граница Самарской области (пройденное расстояние 131 км), с нарушением требований Инструкции и превышением предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, указанных в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила).
Сотрудникам весового контроля специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке, Кнакниным С.С. не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-15P N 1 0111ВО3871, N 2 0111ВО3872, поверенных 18.06.2013 г., свидетельство N 189060/13.
По факту выявленного нарушения сотрудниками передвижного пункта весового контроля был составлен Акт N 5641 от 14.09.2013, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. Осевые нагрузки: на третью ось - 7,81 тонн, при допустимой нагрузке 7,5 тонн, размер причиняемого ущерба -1672 рубля 00 коп.
С результатами измерений и Актом от 14.09.2013 N 5641 водитель транспортного средства Кнакнин С.С. был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что общая сумма ущерба составляет 244 015 руб. (142 322 руб. + 100 021 руб. + 1 672 руб.).
Как следует из искового заявления, истец просил взыскать с ответчика 154 015 руб.
Установив, что истец доказал факт причинения ущерба, причинно-следственную связь между причиненным ущербом и действиями ответчика, вину ответчика и размер ущерба, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в заявленном размере и взыскал с ответчика сумму ущерба 154 015 руб.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Статьей 30 Закона предусмотрено, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011 N 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 19 Порядка в период введения временного ограничения движения (весенний период) движение транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
Приказом Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 26.02.2013 N 4 введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межрегионального значения Ульяновской области.
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Из материалов дела усматривается, что провоз тяжеловесного груза осуществлен транспортным средством - Мерседес, государственный регистрационный номер К047ВХ150, с полуприцепом Кессборер АРТ-012, государственный регистрационный номер ВК270550, принадлежащим на праве собственности ООО "Автологистика - Транс".
Размер ущерба, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам произведён в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2012 N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области", Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
Вышеуказанным транспортным средством осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, являющихся собственностью Ульяновской области и находящихся на праве оперативного управления у ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", в соответствии с Перечнем автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области N 431-П от 30.12.2009.
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 N 103-р.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец доказал факт причинения ущерба, причинно-следственную связь между причиненным ущербом и действиями ответчика, вину ответчика и размер ущерба.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об ином маршруте движения принадлежащего ответчику транспортного средства, поскольку они не подтверждены надлежащими доказательствами.
При подписании актов N 2623 от 15.04.2013, N 2643 от 29.04.2013, N 5641 от 14.09.2013 водителями в отношении указанного пути возражений не заявлено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не нарушены.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2014 года по делу N А41-29093/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Огурцов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29093/2014
Истец: ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
Ответчик: ООО "АВТОЛОГИСТИКА-транс"