г. Красноярск |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А74-5183/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Есиневича Романа Геннадьевича): Смондыревой Н.А., представителя по доверенности от 06.09.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Есиневича Романа Геннадьевича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "19" сентября 2014 года по делу N А74-5183/2014, принятое судьей Лиходиенко А.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Есиневич Роман Геннадьевич (ИНН 190115996927, ОГРН 307190114300074, г.Абакан; далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г.Москва; далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании недействительным решения от 02.07.2014 N 4548 и обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 12.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" сентября 2014 года в удовлетворении заявления отказано. Суд возвратил индивидуальному предпринимателю Есиневич Геннадию Ивановичу из федерального бюджета 1 800 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, с учетом дополнений, индивидуальный предприниматель Есиневич Роман Геннадьевич ссылается на то, что невнесение заинтересованным лицом в государственный реестр новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка нарушает его права и законные интересы в налоговых отношениях, поскольку лишает права на экономически обоснованное налогообложение.
По мнению заявителя, поскольку нарушенное право подлежит восстановлению со времени, когда оно было нарушено, то и рыночная стоимость объекта должна заменить собой прежнюю кадастровую стоимость с даты, когда та была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило отзыв по доводам апелляционной жалобы предпринимателя, полагает, что отсутствует нарушение законных прав и интересов заявителя со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра", что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Ответчик (федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") и третье лицо (управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия) в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт; пояснил, что отзыв на апелляционную жалобу получал.
Представитель предпринимателя заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, а именно: копии кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 19.12.2013.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, признал его подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представленная копия кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка датирована 19.12.2013; резолютивная часть решения суда первой инстанции по настоящему делу объявлена 15.09.2014, решение в полном объеме изготовлено 19.09.2014. Таким образом, указанная кадастровая справка получена обществом до вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу. Общество не обосновало невозможность представления копии указанной справки при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.10.2013 по делу N А74-3687/2013 удовлетворены исковые требования индивидуального предпринимателя Есиневича Романа Геннадьевича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 183,9 кв.м с кадастровым номером 19:01:050102:136, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Аскизская, 206, равной его рыночной стоимости в размере 4 060 000 рублей.
На основании указанного решения 26.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 183,9 кв.м с кадастровым номером 19:01:050102:136, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Аскизская, 206, равной его рыночной стоимости в размере 4 060 000 рублей.
27.06.2014 предприниматель обратился в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 02.07.2014 N 4548 регистрирующий орган отказал во внесении изменений в учет объекта недвижимости, со ссылкой на пункт 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также указал, что установленная арбитражным судом кадастровая стоимость в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет ретроспективного характера.
Ответчик в данном решении также сообщил, что в пункте 7 "особые отметки" кадастровых справок о кадастровой стоимости земельного участка, выданных 19.12.2013, указано, что сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 17 июля 2009 года N 319; постановления Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3687/2013 от 16.10.2013 кадастровая стоимость установлена в размере 4 060 000 рублей по состоянию на 1 января 2011 года.
Ссылаясь на то, что ответчик при вступлении в законную силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3687/2013 был обязан ретроспективно внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, изменив её согласно дате, на которую данная стоимость установлена, исключив прежнюю, полагая, что бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра" является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, предприниматель не согласен с ответом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.07.2014 N 4548 и полагает, что ответчик обязан был внести сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 183,9 кв.м с кадастровым номером 19:01:050102:136, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Аскизская, 206 ретроспективно - с 01.01.2011.
Арбитражный суд Республики Хакасия, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не установил незаконности действий органа кадастрового учёта, выраженных в ответе на обращение от 02.07.2014 N 4548.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, в том числе о кадастровой стоимости земельных участков.
Закон о кадастре в статье 4 содержит перечень принципов ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе: общедоступность и непрерывность актуализации содержащихся в нем сведений, а также внесение сведений органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
В статье 7 Закона о кадастре установлен перечень сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно пункту 11 части 2 указанной статьи сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, представляют собой одну из дополнительных характеристик объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о кадастре в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных или дополнительных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 4 статьи 16 Закона о кадастре, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок N 42).
Согласно пункту 57 Порядка N 42 при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные".
Согласно пункту 58 Порядка датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учёта.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что новые учётные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, по правилу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости будет являться основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть, правовые последствия, связанные с установлением рыночной стоимости земельного участка, возникают с момента вступления решения суда в силу.
До этого момента соответствующие правоотношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются положениями нормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.10.2013 по делу N А74-3687/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 2 183,9 кв.м с кадастровым номером 19:01:050102:136, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Аскизская, 206, равная его рыночной стоимости в размере 4 060 000 рублей.
Арбитражный суд Республики Хакасия в резолютивной части судебного акта по делу N А74-3687/2013 указал следующее: "Настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 183,9 кв.м. с кадастровым номером 19:01:050102:136, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Аскизская, 206, равной его рыночной стоимости в размере 4 060 000 руб.".
Указанное решение суда вступило в законную силу 17.11.2013.
26.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:050102:136 в установленном Арбитражным судом Республики Хакасия размере.
Арбитражный суд Республики Хакасия в решении по делу N А74-3687/2013, учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, прямо указал момент вступления в силу изменённых сведений о кадастровой стоимости земельного участка, который связан с датой вступления судебного акта по делу NА74-3687/2013 в законную силу. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что после вступления решения в законную силу оно исполнено органом кадастрового учёта.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно указал, что судебным актом по делу N А74-3687/2013 не предписывается органу кадастрового учёта внести сведения об изменённой кадастровой стоимости в архивные записи по состоянию на 01.01.2011, поскольку речь идёт не об исправлении технической ошибки, а об изменении значения кадастровой стоимости на будущее после вступления решения в законную силу время.
В рассматриваемом случае, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3687/2013 в порядке искового производства, а потому указанная кадастровая стоимость действует с момента вступления в силу решения суда.
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что до установления судом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:050102:136 в размере, равном его рыночной стоимости, действует кадастровая стоимость в размере 11 323 128 рублей 40 копеек, утвержденная на 01.01.2011 Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия".
Поскольку Постановление Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 в отношении утверждения кадастровой стоимости указанного земельного участка не оспаривалось и не признано незаконным, суд апелляционной инстанции отмечает, что правовые основания определения даты внесения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2011 отсутствуют.
Суд первой инстанции верно отметил, что указанная в решении дата - 01.01.2011 имеет значение как дата, по состоянию на которую сравниваются кадастровая стоимость, определённая в ходе массовой оценки земель, и рыночная стоимость, определённая в результате оценки конкретного земельного участка по его индивидуальным характеристикам. Данный подход обусловлен требованиями статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности" (в редакции от 03.12.2011, действовавшей на момент принятия обжалуемого судебного акта), согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть пересмотрена путем установления в отношении него рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка). В рассматриваемом случае соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов со стороны ответчика, а также несоответствие действий ответчика по внесению сведений о кадастровой стоимости закону или иному нормативному правовому акту.
Ссылка заявителя на то, что невнесение заинтересованным лицом в государственный реестр новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка нарушает его права и законные интересы в налоговых отношениях, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.05.2014 N 2868/14 по делу N А41-14050/2013 суд надзорной инстанции высказал позицию о том, что в отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" сентября 2014 года по делу N А74-5183/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5183/2014
Истец: Есиневич Роман Геннадьвич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Управление Росреестра по РХ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"