г. Вологда |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А05-8074/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2014 года по делу N А05-8074/2014 (судья Калашникова В.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" (место нахождения: 129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219; ИНН 7702707386; далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Плесецкого территориального отдела (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; далее - управление) от 25.06.2014 N 85 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) заключен договор от 02.08.2010 N 1-УЖФ управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации (далее - договор).
Согласно пунктам 2.2, 3.1.1 договора исполнитель обязался оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, предоставлять коммунальные услуги законным пользователям помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков. Управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилищном фонде в соответствии с условиями договора, действующим законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правил. Согласно пунктам 55, 65 и 66 приложения 3 к указанному договору в перечень типовых услуг и работ по содержанию общего имущества объектов специализированного жилищного фонда входит в том числе уборка мусора на контейнерных площадках 2 раза в неделю, ежедневный вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО), а также вывоз крупногабаритного мусора по мере необходимости.
В соответствии с указанным договором и на основании приказа начальника гарнизона от 19.06.2010 N 23 федеральное государственное учреждение "607 квартирно-эксплуатационный отдел" передало в управление ОАО "Славянка" общежитие, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ул. Ленина, д. 69, о чем составлен акт от 07.10.2010 N 4.
Также между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) заключен государственный контракт от 28.02.2013 N 197/ЗК/2013/ДРГЗ на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации (далее - государственный контракт). Согласно пунктам 3.1.4, 3.2.1, 3.2.13.17 и 16.19 государственного контракта исполнитель обязуется оказывать услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, качественно, своевременно, квалифицированным персоналом и в полном объеме, предусмотренным контрактом, принимать действенные оперативные меры по устранению замечаний и выполнению рекомендаций по результатам проверок, проводимых районным представителем заказчика. ОАО "Славянка" оказывает услуги в том числе по сборке и очистке контейнерных площадок, своевременному вывозу ТБО, соблюдению требований по содержанию контейнеров и контейнерных площадок. Общество вправе привлекать для оказания услуг и выполнения работ по настоящему государственному контракту соисполнителей. При этом за действия привлеченных третьих лиц ОАО "Славянка" несет ответственность как за свои собственные.
На основании приказа генерального директора ОАО "Славянка" от 29.04.2011 N 540о/д создан ремонтно-эксплуатационный район N 3 (далее - РЭР N 3), являющийся структурным подразделением филиала "Архангельский" ОАО "Славянка". В соответствии с пунктами 1.4, 3.2.1 и 3.2.5 положения о РЭР N 3 указанное структурное подразделение осуществляет управление казарменно-жилищным фондом, расположенным на территории г. Мирного Архангельской области, в том числе его эксплуатацию и обслуживание.
Между обществом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтосервис" (далее - ООО "Спецавтосервис", исполнитель) заключен договор от 28.05.2012 N 37/109964-2012 на вывоз и размещение ТБО с контейнерных площадок военных городков и общежитий, расположенных в г. Мирном Архангельской области. Объекты, обслуживаемые подрядчиком (в том числе контейнерные площадки общежития "Орион", а также войсковых частей 34185, 14003, 14276, 13973, 63551 и 47077), перечислены в приложении 1 к договору.
Между ОАО "Славянка" и ООО "Спецавтосервис" заключен договор от 10.07.2013 N 103/113952-2013 на вывоз и размещение ТБО, в том числе с вышеперечисленных контейнерных площадок.
Военной прокуратурой Плесецкого гарнизона проведена проверка исполнения заявителем законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В ходе комиссионного осмотра вышеперечисленных контейнерных площадок, совместно с представителями заявителя и экологической службы 1 Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что в нарушение указанных нормативных документов общество ни на одной из указанных контейнерных площадок не обеспечило своевременную уборку территории контейнерных площадок, систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, а также организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика их удаления, что привело к переполнению емкостей для хранения ТБО. По этой причине мусор разносится ветром по прилегающей территории, которая работниками РЭР N 3 своевременно не убирается, что ухудшает ее санитарное состояние. В войсковых частях 34185, 42643, 14276 и 47077 рядом с контейнерными площадками на землю навалом сбрасываются картонные и полиэтиленовые упаковки от продуктов питания и вещевого имущества, которые также разносятся ветром по окружающей территории.
Контейнерные площадки войсковых частей 42643, 14003, 13973 и общежития "Орион" не имеют водонепроницаемого покрытия, а емкости для сбора ТБО установлены непосредственно на почву. Также в войсковых частях 34185, 42643, 14003 и у общежития "Орион" контейнерные площадки не имеют собственного ограждения, обеспечивающего защиту прилегающей территории от разносящегося ветром мусора.
Кроме того, проверочными мероприятиями установлено, что с 26 ноября по 15 декабря 2013 года бытовые отходы с контейнерной площадки войсковой части 47077 не вывозились.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах осмотра площадок от 14.11.2013 и от 09.12.2013. Также произведена фотосъемка контейнерных площадок, отобраны объяснения у должностных лиц воинских частей и общества.
По фактам выявленных нарушений в отношении ОАО "Славянка" военным прокурором Плесецкого гарнизона вынесено постановление от 26.12.2013 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ. В действиях общества установлены нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно то, что территории вокруг контейнеров для сбора бытовых отходов, контейнеры завалены мусором.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 25.06.2014 N 85, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объектом посягательства, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, являются установленные государством санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствие с пунктом 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года - полив территории, в зимнее время - антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).
В силу пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
В рассматриваемом случае между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка" заключен договор управления специализированным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ (далее - договор).
Следовательно, общество является субъектом ответственности по статье 6.4 КоАП РФ и обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при управлении специализированным жилищным фондом возложена на общество.
Основанием для привлечения ОАО "Славянка" к административной ответственности явилось нарушение норм Федерального закона N 52-ФЗ, пунктов 1.2, 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, пунктов 1.2, 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, что подателем жалобы не оспаривается.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом рассматриваемых в настоящем деле требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества в совершении вменяемого ему в вину правонарушения отсутствуют.
Довод подателя жалобы о том, что войсковые части не отнесены к жилищному фонду, отклоняется апелляционной инстанцией.
В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Между Министерством обороны Российской Федерации и обществом заключен договор, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков.
Таким образом, в соответствии с данным договором общество приняло на себя ответственность за содержание общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2014 года по делу N А05-8074/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8074/2014
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - Плесецкий территориальный отдел
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8268/14