г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А21-4973/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Чепель Р.Д. по доверенности от 10.07.2014
от заинтересованного лица: Лебедев О.А. по доверенности от 01.10.2014, Волков Д.А. по доверенности от 01.10.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23182/2014) ООО "ЭКСИМЕНТ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2014 по делу N А21-4973/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ЭКСИМЕНТ"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксимет" (ИНН 3906118007ОГРН 1043902801502, адрес: 236020, г. Калининград, Прибрежный пгт., Заводская ул., 11-М; далее - ООО "Эксимет", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (адрес: 236035, г. Калининград, ул. Тихоненко, 76, корп. 1; далее - таможня, таможенный орган, административный орган) N 10226000-937/2014 от 20.05.2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 04.08.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Эксимет" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о правомерности квалификации административного правонарушения, совершенного обществом, данной в оспариваемом постановлении таможни. Податель жалобы полагает, что правонарушение, выявленное таможенным органом, подлежит квалификации по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Эксимет" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители таможенного органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 09.09.2013 ООО "Эксимет" на Московский таможенный пост Калининградской областной таможни подана декларация на товары с применением электронной формы декларирования N 10226050/090913/0036525 в таможенной процедуре "Свободная таможенная зона" (ИМ 78). В ДТ N 10226050/090913/0036525 заявлены сведения о товаре N 1: "Растворитель сложный органический, применяемый для разбавления лакокрасочной продукции, используемой для покрытия металлической тары, в металлических бочках по 170 кг. Растворитель - 680 кг. Марка: отсутствует, модель: отсутствует, артикул: R4034. Состав: 1-метоксипропан-2-ол - 20%, бутанон - 80%, не содержит этиловый спирт. Изготовитель: THE VALSPAR (NANTES) CORPORATION S.A.S. Товарный знак: VALSPAR". Страна происхождения - Франция. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 3814009000 ТН ВЭД ТС.
По результатам документального контроля на основании сведений о химических характеристиках товара: Растворитель сложный органический, применяемый для разбавления лакокрасочной продукции, используемой для покрытия металлической тары, установлено наличие компонента - бутанон - 80%, который в соответствии с разделом 2.12 Решения Коллегии Евразийской Экономической комиссии N 134 от 16.08.2012 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии", т.е. при таможенном оформлении данного товара необходимо предоставление лицензии Минпромторга России.
В соответствии с Примечаниями к Разделу 2.12 "Смеси, содержащие несколько прекурсоров (веществ, для которых в настоящем перечне установлено значение концентрации), отмеченных знаком "<*>", подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение".
Сведения о химическом составе товара N 1 "Растворитель сложный органический...", заявленные в графе 31 ДТ так же подтверждаются письмом производителя THE VALSPAR(NANTES) CORPORATION S.A.S. N 11259 от 11.06.2011r, о составе продукта: 1-метоксипропан-2-ол - 20 %, бутанон - 80%, а также указывается на отсутствие этилового спирта.
Графа 44 ДТ N 10226050/090913/0036525 "Представленные документы" не содержит сведений о предоставлении декларантом при помещении товара под заявленную таможенную процедуру лицензии Минпромторга России.
09.09.2013 и 19.09.2013 таможенным органом в адрес ООО "Эксимет" выставлено требование о предоставлении лицензии на осуществление экспортно-импортных операций с товарами, включенными в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134.
На дату предельного срока выпуска товара, установленного пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в связи с неисполнением декларантом требования таможенного органа о предоставлении разрешительных документов в выпуске товара отказано.
Дополнительно, в целях идентификации товара и установления точного химического состава Московским таможенным постом Калининградской областной таможни принято Решение о назначении таможенной экспертизы в отношении товара N 1, декларируемого по ДТ N 10226050/090913/0036525, а также решение о проведении таможенного досмотра указанного товара, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра N 10226050/120913/000291.
Согласно заключению таможенного эксперта N 2123 от 12.03.2014 ЭКС ЦЭКТУ г. Калининград, представленная на таможенную экспертизу проба товара идентифицирована как сложный органический растворитель (разбавитель). Проба представляет собой смесь метилэтилкетона - 84,7% и 1-метокси-2-пропанола -15,3%. Расчетная массовая концентрация метилэтилкетона (2-бутанона) составила 83,1%.
Из ответа отдела торговых ограничений и экспортного контроля Калининградской областной таможни от 24.03.2014 N 26-09/0349 следует, что в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 ввоз товара: "растворитель сложный органический, применяемый для разбавления лакокрасочной продукции, используемой для покрытия металлической тары, в металлических бочках по 170 кг....", с содержанием метилэтилкетона 80 % или более возможен на основании лицензии Минпромторга России.
13.11.2013 на Московский таможенный пост ООО "Эксимет" подана ДТ N 10226050/131113/0047310 на товар N 1: "Метилэтилкетон (2-бутанон) в составе растворителя серии R4034, применяемый для разбавления лакокрасочной продукции, используемой для покрытия металлической тары. Состав: 1-метоксипропан-2-ол-20%, бутанон-80%. не содержит этиловый спирт растворитель. Артикул R4034". Код ТН ВЭД ТС - 2914120000. Для целей соблюдения запретов и ограничений, декларантом представлена разовая лицензия Минпромторга России от 05.11.2013 N 123RU13039000199.
Согласно ответа отдела торговых ограничений и экспортного контроля Калининградской областной таможни от 01.04.2014 N 26-09/0395 - лицензия Минпромторга России от 15.11.2013 N 139RU13039000199 выдана ООО "Эксимет" на основании разрешения ФСКН России от 09.10.2013 N ПР/1-518/13 на прекурсор - метилэтилкетон (2-бутанон) (концентрация 80% или более), торговое наименование: растворитель серии R4034 и применима в отношении товара N 1, заявленного в ДТ N 10226050/131113/0047310.
В отношении товара по ДТ N 10226050/131113/0047310 14.11.2013 таможенным органом принято решение о выпуске товара в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ТК ТС.
Таможней установлено, что ООО "Эксимет" в нарушении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 134 от 16.08.2012 при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товара и таможенном декларировании по ДТ N 10226050/090913/0036525 на товар: "Растворитель сложный органический..." для целей соблюдения запретов и ограничений, не представлена лицензия Минпромторга России.
По факту выявленного нарушения 21.04.2014 в отношении заявителя составлен протокол N 10226000-937/2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Материалы административного дела рассмотрены таможней и 20.05.2014 постановлением таможни N 10226000-937/2014 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
Постановление таможни N 10226000-937/2014 от 20.05.2014 обжаловано ООО "Эксимет" в арбитражном суде, по мнению общества, таможенным органом дана неверная квалификация совершенному обществом административному правонарушению.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявления ООО "Эксимент", так как таможней верно квалифицировано правонарушение, допущенное обществом при декларировании товара N 1 по ДТ N 10226050/090913/0036535, по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ. В связи с изложенным, оспариваемое заявление таможенного органа N 10226000-937/2014 от 20.05.2014 признано судом первой инстанции законным и обоснованным, заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено указанным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено указанным Кодексом.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу, помимо прочего, представлены лицензии, необходимые для выпуска товаров в соответствии с данным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
В свою очередь, меры нетарифного регулирования - это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенное союза (пункт 17 статьи 4 ТК ТС).
Аналогичное определение нетарифного регулирования содержится в пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифные ограничения устанавливаются только для защиты государственной экономики и не регулируют перемещение тех товаров, которые могут нанести вред жизни или здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
В силу статьи 20 Закона N 164-ФЗ, нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26, 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований.
При таких обстоятельствах, правовая регламентация нетарифного регулирования, предусмотренная статьями 21 - 24, 26 и 27 Закона N 164-ФЗ включает ряд условий применения такого метода государственного регулирования внешней торговли, в число которых входит лицензирование.
В соответствии со статьей 20, пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона N 164-ФЗ нетарифное регулирование может осуществляться путем лицензирования, устанавливаемого в целях реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
В силу части 2 статьи 24 Закона N 164-ФЗ основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Таким образом, отнесение лицензии к запретам и ограничениям экономического характера (нетарифное регулирование), производится в соответствии с положениями Закона N 164-ФЗ.
Более того, согласно статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования на основе принципов, изложенных в статьях 3 - 6 и 9 настоящего Соглашения.
Указанными статьями вводятся следующие меры нетарифного регулирования: количественные ограничения, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (на основании лицензии), непосредственное лицензирование в сфере внешней торговли, наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов.
Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, установлены статьей 7 данного Соглашения и не являются мерами нетарифного регулирования.
Следовательно, отнесение лицензирования к запретам и ограничениям экономического характера (нетарифному регулированию) предусмотрено как Законом N 164-ФЗ, так и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", а потому доводы таможенного органа об обратном со ссылкой на неправомерное применение судом первой инстанции в рассматриваемом случае положений Закона N 164-ФЗ, поскольку он не является правовым актом Российской Федерации, изданным в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложение N 1), и Положения о применении ограничений (приложение N 2) (далее - Единый перечень и Положение N 134 соответственно).
Как правомерно установлено таможенным органом и судом первой инстанции, в соответствии с разделом 2.12 Решения Коллегии Евразийской Экономической комиссии N 134 от 16.08.2012 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии", таким образом, при таможенном оформлении товара N 1 по ДТ N 10226050/090913/0036525 необходимо было предоставление лицензии Минпромторга России.
Порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень, определен Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" от 09.06.2009 (далее - Соглашение).
В рассматриваемом случае ввезенные обществом и заявленные к выпуску товары по ДТ N 10226050/090913/0036525 включены в раздел 2.12 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии" Единого перечня.
Факт ввоза ООО "Эксимент" на территорию Таможенного союза без получения и предъявления таможенному органу при декларировании груза соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом, подтверждается материалами дела и по существу обществом не оспаривается.
Таким образом, поскольку спорный товар мог быть ввезен обществом на территорию Таможенного союза исключительно на основании лицензии, принимая во внимание, что в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" лицензирование отнесено к мерам нетарифного регулирования, несоблюдение указанного ограничения образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, следует признать обоснованными доводы апелляционной жалобы ООО "Эксимент", что таможенным органом дана неправильная квалификация вменяемого обществу деяния по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий Общества согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 11.09.2014 N 21-АД14-2.
Санкция части 2 статьи 16.13 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
При таких обстоятельствах Постановление таможни N 10226000-937/2014 от 20.05.2014 подлежит изменению путем переквалификации совершенного обществом деяния с части 1 статьи 16.3 КоАП РФ на часть 2 статьи 16.3 КоАП РФ, а также путем снижения размера ранее назначенного обществу административного штрафа до 50 000 рублей, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта о переквалификации вменяемого обществу административного правонарушения с части 1 статьи 16.3 КоАП РФ на часть 2 статьи 16.3 КоАП РФ. Кроме того, в связи с переквалификацией административного правонарушения, штраф, подлежащий взысканию с ООО "Эксимент" подлежит снижению до 50 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2014 года по делу N А21-4973/2014 отменить.
Постановление Калининградской областной таможни N 10226000-937/2014 от 20.05.2014 изменить: переквалифицировать совершенное обществом с ограниченной ответственностью "Эксимет" деяние с части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер административного наказания в виде штрафа до 50 000 рублей 00 копеек.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4973/2014
Истец: ООО "ЭКСИМЕНТ"
Ответчик: Калининградская областная таможня