г. Самара |
|
03 декабря 2014 г. |
А49-7106/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
с участием:
от Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области - представителей Танцеревой Т.Е. (доверенность N 18 от 01.04.2014), Авдониной Ю.Н. (доверенность от 24.11.2014),
от общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" - директора Качурина Ю.П. (решение N 12 от 06.12.2012), представителя Севостьяновой Н.А. (доверенность N 6 от 06.04.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пензенской области апелляционную жалобу Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 августа 2014 года по делу N А49-7106/2014 (судья Учаева Н.И.),
по заявлению общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки", Пензенская область, г. Каменка,
к Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, Пензенская область, г. Каменка,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом устного уточнения в судебном заседании 28.08.2014) о признании незаконным бездействия администрации города Каменки Каменского района Пензенской области по неисполнению решения от 27 июня 2013 года N 1640.6.12 о заключении договора аренды следующего имущества: канализационная насосная станция N 5, инвентарный номер 56:404:002:000135310, кадастровый номер 58 30 0040208 195; канализационный напорный коллектор, инвентарный номер 56:404:002:000135310, кадастровый номер 58:30:0000000:319; внутриплощадочные сети бытовой канализации микрорайона "П", инвентарный номер 56:404:002:000135350, кадастровый номер 58:30:0000000:321 и канализационные сети, инвентарный номер 56:404:002:010546350, кадастровый номер 58:30:0010401:100. Также Общество просило обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу в адрес общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" проекта договора аренды указанного имущества.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на статьи 6 и 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", на решение администрации от 27 июня 2013 года N 1640.6.12., в котором указано о принятии выводимых из эксплуатации объектов в аренду, на судебные акты по делу А49-5307/2013.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29 августа 2014 года заявление общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации города Каменки Каменского района Пензенской области по неисполнению своего решения от 27 июня 2013 года N 1640.6.12 о заключении договора аренды следующего имущества: канализационная насосная станция N 5, инвентарный номер 56:404:002:000135310, кадастровый номер 58 30 0040208 195; канализационный напорный коллектор, инвентарный номер 56:404:002:000135310, кадастровый номер 58:30:0000000:319; внутриплощадочные сети бытовой канализации микрорайона "П", инвентарный номер 56:404:002:000135350, кадастровый номер 58:30:0000000:321 и канализационные сети, инвентарный номер 56:404:002:010546350, кадастровый номер 58:30:0010401:100; кроме того, администрации города Каменки Каменского района Пензенской области вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу в адрес общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" проекта договора аренды указанного имущества.
Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области обратилась с апелляционной жалобой на принятый судебный акт, в которой (с учетом дополнений к апелляционной жалобе от 20.11.2014) просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 августа 2014 года по делу N А49-7106/2014.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором общество (с учетом возражений на дополнение к апелляционной жалобе от 24.11.2014) просит суд апелляционной инстанции отказать Администрации в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представители Администрации апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Директор и представитель общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции отказать Администрации в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение Арбитражного суда Пензенской области без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Пензенской области 23 сентября 2009 года за основным государственным регистрационным номером 1095802000920. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является удаление и обработка сточных вод.
Имея в собственности объекты централизованной системы водоотведения (л.д.67-70), общество в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" 29 декабря 2012 года направило в Администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области уведомление о выводе из эксплуатации объектов централизованной системы водоотведения (л.д.66).
В силу требований пункта 4 указанной статьи Федерального закона Администрация 27 июня 2013 года направила Обществу решение о заключении договора аренды объектов, указанных в уведомлении (л.д.71). То, что указанное письмо Администрации является решением о заключении договора аренды, подтверждается судебными актами по делу А49-5307/2013 (л.д.44-65).
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2013 года между Обществом и Администрацией было заключено соглашение, в пункте 5 которого предусмотрено, что Администрация обязуется реализовать собственное решение от 27 июня 2013 года N 1640.6.12. и принять объекты централизованной системы водоотведения в аренду. Согласно плану подготовительных мероприятий, который является приложением к указанному соглашению, подготовка проекта договора аренды должна быть завершена до 1 февраля 2014 года (л.д.72-75).
В связи с неисполнением соглашения от 27 декабря 2013 года, между Администрацией и Обществом 31 марта 2014 года было заключено новое соглашение, в соответствии с которым согласование проекта договора и его заключение было продлено до 10 апреля 2014 года (л.д.76-79). Однако и после указанного срока Администрация не подготовила проект договора и не направила его Обществу.
Таким образом, несмотря на требование Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", которые изложены в статье 22 указанного Закона, несмотря на собственное принятое решение о принятии в аренду объектов централизованной системы водоотведения, администрация не принимает мер, направленных к исполнению собственного решения, которое непосредственно вытекает из требований Федерального закона, то есть бездействует.
Указанное бездействие нарушает права и законные интересы Общества, так как Общество вынуждено продолжать эксплуатировать объекты централизованной системы водоотведения себе в убыток, что подтверждается бухгалтерской отчетностью Общества (л.д.125-127). Также указанное бездействие не соответствует статьям 6 и 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В судебном заседании представитель Администрации говоря о том, что Администрация не бездействует, а изыскивает наилучший для себя вариант приобретения имущества, сослался на решение Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 6 июня 2014 года N 607-77/2 "О даче согласия на приобретение объектов недвижимого имущества". Представитель Администрация считает, что указанным Решением собрания представителей отменено решение администрации о заключении договора аренды объектов, указанных в уведомлении о выбытии объектов и принято новое решение о выкупе указанных объектов.
Данный довод представителя Администрации правомерно признан судом несостоятельным. Судом не установлено нормативно-правового акта, в соответствии с которым Собрание представителей может отменить решение Администрации. Напротив, вопросы организации водоснабжения и водоотведения относятся к исключительной компетенции Администрации. Так, в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 11 статьи 23 Устава города Каменки Администрация города Каменки осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Суду первой инстанции не представлено решение Администрации о выкупе объектов централизованной системы водоотведения.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение Администрации от 27.06.2013 о заключении договора аренды объектов, указанных в уведомлении, продолжает действовать и Администрация обязана его исполнять в силу Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Администрация в судебном заседании сослалась на статью 421 Гражданского кодекса РФ и на Закон о защите конкуренции. Администрация считает, что никто не может обязать её заключить тот или иной договор.
Данный довод обоснованно не принят судом. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В данном случае обязанность Администрации заключить договор аренды объектов централизованной системы водоотведения основана на необходимости исполнения собственного решения о заключении договора аренды, принятого во исполнение Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". В связи с изложенным, не может быть принята и ссылка на Закон о защите конкуренции. Кроме того, до тех пор, пока договор не заключен, Общество и Администрация выступают по отношению друг к другу не как равноправные хозяйствующие субъекты. Предметом оспаривания в настоящем деле является бездействие Администрации, не выполняющей свои полномочия, как орган местного самоуправления.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Общества правомерны, основаны на требованиях Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", подтверждены материалами дела.
Представленное лишь в суд апелляционной инстанции постановление Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 15.09.2014 N 374 "О реализации Решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 06.06.2014 N 607-77/2 "О даче согласия на приобретение объектов недвижимого имущества" не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда от 29 августа 2014 года и не может быть принято судом апелляционной инстанции. Указанное постановление свидетельствует об изменении позиции администрации в отношении порядка принятия спорных объектов, но не подтверждает законность обжалуемого бездействия. Вопрос о приобретении спорных объектов по договору купли-продажи может быть разрешен и после заключения договора аренды спорного имущества. Судебная коллегия также отмечает, что представителем администрации не представлено доказательств выполнения предусмотренных данным постановлением от 15.09.2014 N 374 мероприятий в установленные в нем сроки.
Довод апелляционной жалобы администрации о том, что заявителем передается только часть объектов используемых для оказания услуг водоотведения, был предметом оценки апелляционного суда при рассмотрении дела А49-5307/2013 и отклонен судом. Также Обществом указано на принятие в настоящее время Решения N 542-68/2 от 31.10.2013 об аренде полного комплекса объектов, входящих в централизованную систему водоотведения с 01.01.2015. Данный довод Общества не опровергнут Администрацией.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается также на неоформление заявителем прав на земельные участки под объектами, предполагаемыми к передаче в аренду. Данные доводы, с учетом позиции изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.01.2005 N 11301/04, не свидетельствуют о невозможности пользования участками под объектами, не препятствуют оформлению прав аренды на объекты, и подлежат отклонению. Кроме того, заявителем указано на принятие им мер по оформлению в настоящее время прав на земельные участки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 августа 2014 года по делу N А49-7106/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7106/2014
Истец: ОДО "Сети водоотведения г. Каменки"
Ответчик: Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области