г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А56-22606/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В..
при участии:
от заявителя: Хлебодаровой Я.С. по доверенности от 01.07.2014 N 5;
от заинтересованного лица: 1) не явился-извещен (уведомление N 02201); Черношей А.А. по доверенности от 10.09.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19827/2014) ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2014 по делу А56-22606/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
к 1)Главному управлению надзорной деятельности МЧС России по Санкт-Петербургу
2) Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (195176, Санкт-Петербург, ул.Б. Пороховская, д.37, к.2, далее-ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (195027, Санкт-Петербург, Большеохтинский пр, д.3, далее- ОНД Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, орган пожарного надзора) N 2-14-69/1/1 от 13.02.2014.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что на здания, построенные до введения в действие нормативных актов, регламентирующих требования пожарной безопасности в настоящее время, их действие не распространяется, следовательно, требование предписания о наличии противопожарных дверей 2-го типа при выходе из лестничных клеток на чердак и наличие радиаторов центрального отопления, выступающих из плоскости стен, не является обязательным к исполнению. Относительно возведения дополнительных перегородок и дверей на этажах, представитель пояснил, что их возведение осуществлялось жильцами многоквартирного дома в самовольном порядке, следовательно, обязанность их демонтажа должна быть возложена на собственников помещений.
Представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 13.02.2014 ОНД Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по СПб на основании распоряжения N 2-14-69 от 13.01.2014 проведена внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" предписания N 2-14-1289/1\1 от 29.01.2013 относительно находящегося в управлении общества объекта защиты- многоквартирного жилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Большая Пороховская, д.37, корп.1.
По результатам проверки составлен акт от 14.02.2014 N 2-14-56, в котором зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности.
13.02.2014 обществу выдано предписание N 2-14-69/1/1 о необходимости устранения в срок до 12.02.2015 следующих нарушений:
-выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа (нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 стать 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 7.6 СП 4.13130. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты, утвержденного Приказом МСЧ РФ от 24.04.2013 N288 (далее - СП 1.13130.2009));
-при эксплуатации эвакуационных путей руководителем организации не обеспечивается соблюдение проектных решений, а именно, в поэтажных коридорах установлены не предусмотренные проектом двери и перегородки (нарушение пункта 33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390(далее- Правила N 390);
-в нарушение пункта 33 Правил N 390 изменено функциональное назначение, объемно-планировочные и конструктивные решения (установлены перегородки на лестничных клетках: 1 парадная 4 и 6 этажи; 6 парадная на 2 этаже);
-на путях эвакуации размешены радиаторы центрального отопления, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности лестничных площадок (нарушение часть 1 статьи 53 Закон N 123-ФЗ, пункта 4.4.4 СП 1.13130.2009);
- помещения машинного отделения не оборудованы противопожарными дверями с нормируемыми пределами огнестойкости (нарушение табл. 23, 24, часть 15 статьи 88 Закона N 123-ФЗ).
Общество, не согласившись с предписанием от 13.02.2014 N 2-14-56/1/1, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным по тем основаниям, орган пожарного надзора неправомерно применил нормативы, соблюдение требований которых является необязательным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оспаривании предписания, являющегося ненормативным правовым актом, суд проверяет его законность, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности его принятия возлагается на орган или лицо, принявшие такой акт.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.10.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее-Закон N 69-ФЗ) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ данный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В статье 5 Закона N 123-ФЗ установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу названного Закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям названного закона.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) введен в действие 01.07.2010.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N 384-ФЗ строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил.
Таким образом, строительные нормы и правила (СНиП), содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности и подлежат обязательному выполнению на объектах, запроектированных и построенных до вступления в силу Закона N 123-ФЗ.
Принятые до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" нормативные документы, являющиеся в соответствии с положениями Закона N 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности, не подлежат включению в перечни, утвержденные в развитие требований Закона 123-ФЗ. Следовательно, применение указанных требований пожарной безопасности соответствует положениям статей 1, 2, 20 Закона N 69-ФЗ, статье 46 Закона N 184-ФЗ и статье 4 Закона 123-ФЗ. Поскольку органы исполнительной власти Российской Федерации не отменяли постановлений о принятии и введении в действие строительных норм и правил и сводов правил, и не инициировали их отмену, следовательно, указанные документы продолжают действовать и обязательны для исполнения независимо от года постройки.
Кроме того, в соответствии со статьей 46 Закона N 184-ФЗ требования, закрепленные в СНиПах обязательны к применению, поскольку установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 8.4 СНиП 21-01-97 выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противоположены двери 2-го типа размерами не менее 0,75х1.5 м. Аналогичные требования относительно наличия противопожарных дверей 2-го типа содержатся в пункте 7.6 СП 4.13130, утвержденных Приказом МСЧ РФ от 24.04.2013 N 288.
Таким образом, в отсутствие расчета пожарных рисков, орган пожарного надзора применил не более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ.
В пункте 4.4.4 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
В силу части 15 статьи 88 Закона N 123-ФЗ ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.
Пределы огнестойкости противопожарных преград и пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблицах 23 и 24 приложения к Закону N 123-ФЗ.
В силу пункта 33 ППР в РФ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Апелляционный суд не принимает доводы общества об ответственности жильцов дома за несоблюдение проектных решений в виде незаконно возведенных на лестничных клетках перегородок и дверей. В рассматриваемом случае, управляющая компания, на которую по условиям договора управления многоквартирным домом возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, выявив незаконно возведенные перегородки на лестничных клетках, не предприняло никаких действий для устранения данного нарушения (не установила жильцов дома, возводивших спорные конструкции, не указала какие меры воздействия предпринимались на указанных лиц по обязанию демонтажа конструкций и тд.).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющие организацией, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", заключив договор от 30.06.2010 N 1606-200/1 на управление многоквартирным жилым домом по указанному адресу, приняло на себя обязательство по его содержанию, обязалось тем самым соблюдать требования пожарной безопасности в отношении общего имущества дома.
Факты нарушения обществом требований пожарной безопасности установлены органом пожарного надзора в ходе проверки, подтверждаются актом проверки от 13.02.2014 N 2-14-69 и предписаниями N 2-14-1289/1/1 от 29.01.2013 и N 2-14-69/1/1 от 13.02.2014.
Нарушений требований Закона N 294-ФЗ, при проведении плановой проверки, апелляционным судом не установлено. Оспариваемое предписание выдано обществу инспектором ОНД Красногвардейского района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд оставляет на ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района".
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июля 2014 года по делу N А56-22606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22606/2014
Истец: ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района"
Ответчик: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийныйх бедствий Гласное управление МЧС России по Санкт-Петербургу