г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А40-89541/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "02" декабря 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Трансснабком" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2014 г. по делу N А40-89541/14, вынесенное судьей Г.А. Карповой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Трансснабком" (109544, г. Москва, ул. Вековая, д. 21, стр. 1; ОГРН 1057747340078; ИНН 7709616667) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп. 6; ИНН 7709000010) о признании недействительным решения от 31.03.2014 N 12-04/1203/864 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 8 100 785 руб., пени в сумме 2 063 641 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Брызгалин В.В. по дов. от 08.07.2014
от заинтересованного лица - Сыркин Д.А. по дов. N 05-04 от 20.05.2014, Тихонов А.А. по дов. N 05-04 от 14.07.2014
УСТАНОВИЛ:
Решением от 25.08.2014 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Трансснабком" требования о признании недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве от 31.03.2014 N 12-04/1203/864 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 8 100 785 руб., пеней в сумме 2 063 641 руб. Общество с ограниченной ответственностью "Трансснабком" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель ООО "Трансснабком" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка Общество с ограниченной ответственностью "Трансснабком" (далее - Инспекция, Заявитель) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. По результатам выездной налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение от 31.03.2014 г. N 12-04/1203/864 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) в виде штрафа в размере 76 983 руб., начислены пени в размере 2 066 170 руб., доначислены суммы неуплаченных налогов в размере 8 100 785 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Основанием для вынесения Инспекцией оспариваемого Решения и определения налогоплательщику дополнительных налоговых обязательств послужили установленные в ходе проверки следующие обстоятельства. Налоговым органом в ходе проведенной выездной налоговой проверки было установлено, необоснованное применение Заявителем в проверяемом периоде налоговых вычетов по НДС, в связи с несоблюдением трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Как установлено судом первой инстанции 24.07.2013 г. Обществом в Инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2010 года, в которых заявлены суммы налоговых вычетов в размере большем, чем суммы налоговых вычетов, заявленных в ранее поданных налоговых декларациях за данные периоды. В ходе проверки налоговым органом установлено, что суммы налоговых вычетов в размере 5 000 090 руб. - 1 квартал 2010 года и 3 100 695 руб. - 2 квартал 2010 года, отраженные Обществом в представленных 24.07.2013 г. уточненных налоговых декларациях, заявлены налогоплательщиком по истечении трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ. При этом Инспекция ссылается на то, что поскольку трехлетний срок на заявление налоговых вычетов по НДС, право на которые у Общества возникло в 1 и 2 кварталах 2010 года, истекает 01.04.2013 г. и 01.07.2013 г. соответственно, а уточненные налоговые декларации со спорными налоговыми вычетами представлены Заявителем в Инспекцию только 24.07.2013 г., то налоговые вычеты в спорных налоговых декларациях заявлены Заявителем за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ трехлетнего срока. По мнению суда апелляционной инстанции указанный вывод является обоснованным в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, если налогоплательщик обнаружит, что в поданной декларации он не отразил или не полностью отразил сведения, а также допустил ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию. Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить уточненную налоговую декларацию при обнаружении в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога. При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п.3, 6-8 ст. 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов. Статьей 172 НК РФ установлен порядок применения налоговых вычетов, не исключающий возможности их применения за пределами налогового периода, в котором налогоплательщиком выполнены все необходимые условия. Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Минфин России в Письмах от 01.03.2013 г. N 03-07-11/6112, от 13.10.2010 г. N 03-07-11/408, от 01.10.2009 г. N 03-07-11/244, от 30.07.2009 г. N 03-07-11/188, от 30.04.2009 г. N 03-07-08/105 указал, что налогоплательщики вправе заявить НДС к вычету только в пределах трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ. Данный правовой подход согласуется со сложившейся судебной практикой, изложенной в судебных актах Арбитражного суда Московского округа, реквизиты которых указанный в отзыве на апелляционную жалобу.
Таким образом, Арбитражный суд г. Москвы правомерно признал необоснованным довод Заявителя о том, что трехлетний срок для применения налоговых вычетов по НДС, установленный п. 2 ст. 173 НК РФ, следует учитывать в случае, если применение налоговых вычетов приводит к возмещению НДС, поскольку данный вывод прямо противоречит нормам налогового законодательства, упомянутой в письмах позиции Минфина России и сложившейся судебно - арбитражной практике.
Также обоснованным является вывод Инспекции о том, что в соответствии с п. 6, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, в связи с занижением налогоплательщиком подлежащих уплате сумм налога на прибыль за 2010 год и НДС за 3 квартал 2010 года, Общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 76 983 руб. Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами. Как установлено в ходе проверки, 24.07.2013 Заявитель в Инспекцию представил четвертую уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2010 год, согласно которой сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 14 646 руб. Также 24.07.2013 Заявитель в Инспекцию представил вторую уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2010 года, согласно которой сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 370 271 руб. Между тем, выездная налоговая проверка Общества проведена на основании решения от 28.06.2013 г. N 12-04/228/74, которое получено представителем Заявителя лично 02.07.2013 г., согласно отметке о вручении.
Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены не отражениемили яеполнота отражения.сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
В данном случае уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год и вторая уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2010 года представлены Заявителем во время проведения выездной налоговой проверки, в этой связи является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что привлечение Заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафных санкций в общей сумме 76 983 руб. является правомерным.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам Заявителя и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Трансснабком".
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2014 по делу N А40-89541/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-89541/2014
Истец: ООО "Трансснабком"
Ответчик: ИФНС России N9 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1916/15
02.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44842/14
02.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44842/14
25.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-89541/14