г.Москва |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А40-38498/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.08.2014 по делу N А40-38498/14 (147-331)
по заявлению ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж" (ОГРН 1027739624692)
к Министерству юстиции РФ
о признании незаконным ответа
при участии:
от заявителя: |
адвокат Котилевский Ю.А. по дов. от 04.06.2014; |
от ответчика: |
Михайлов И.А. по дов. от 31.07.2014 N 06/201-АС; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ответчик, Минюст России) от 31.12.2013 N 06-121992/13 в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (далее - государственная услуга) и обязании ответчика предоставить государственную услугу путем проставления апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных "О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации" в целях предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2014 требования общества оставлены без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части и принять по делу новый судебный акт, исключив из решения фразу "об установлении факта о доказанности предоставления государственной услуги".
Ответчик в отзыве на жалобу указывает, что согласен с доводами заявителя в части необходимости исключения из решения формулировки об установлении факта предоставления государственной услуги.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новый судебный акт, исключив из решения фразу об установлении факта о доказанности предоставления государственной услуги.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции в части, исключив из решения суда фразу об установлении факта о доказанности предоставления государственной услуги. Пояснил, что государственная услуга заявителю не оказывалась.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к следующим выводам.
Минюст России реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (далее - Положение), по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подп.30.30 п.7 Положения).
Деятельность Минюста России по предоставлению государственной услуги регулируется, в первую очередь, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии со ст.2 указанного Закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 (далее - Административный регламент).
На основании ст.2 Административного регламента документы для проставления апостиля представляются заявителем лично либо направляются почтовой связью или курьерской службой доставки.
В соответствии с п.30 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется на приеме); письменный запрос о предоставлении государственной услуги (в случае направления документов почтовой связью или курьерской службой доставки); российский официальный документ, исходящий от органов или лиц, указанных в пунктах 19 и 20 Административного регламента, и подлежащий вывозу за границу на территорию иностранного государства-участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961; документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо (доверенность или иной документ).
Заявитель не обращался в Минюст России для подачи документов на предоставление государственной услуги на личном приеме.
Как усматривается из материалов дела, 17.12.2013 заявитель направил в адрес ответчика письмо за N 825 (зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2013 за N 142749/13), содержащее просьбу дать письменное разъяснение о возможности проставления апостиля на соответствующем документе.
Письменный запрос на предоставление государственной услуги, а равно иные документы, предусмотренные п.30 Административного регламента, обществом к письму не прикладывались.
Ответчиком в адрес общества направлено ответное письмо от 31.12.2013 за N 06-121992/13 с разъяснением по существу вопросов, поставленных заявителем, которое и явилось основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, проанализировав обращение заявителя от 17.12.2013 N 825 о даче письменного разъяснения о возможности проставления апостиля, положения Административного регламента, а также ст.198 АПК РФ, пришел к выводу о том, что оспариваемым ответом был разъяснен порядок предоставления услуги. Данный ответ никоим образом не нарушил прав заявителя в сфере экономической деятельности и не повлек неблагоприятных последствий. При обращении организации за оказанием услуги в порядке, установленном Административным регламентом, услуга была оказана.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит изменению путем исключения из него суждений, связанных с признанием факта предоставления государственной услуги, поскольку данное обстоятельство фактически не устанавливалось судом и выходит за рамки предмета доказывания по делу. К тому же, доказательства, подтверждающие оказание государственной услуги, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем при повторном обращении общества за оказанием услуги в порядке, установленном Административным регламентом, заявителем был получен отказ (письмо от 24.06.2014 N 06-54980/14), однако данный отказ в рамках настоящего дела обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, исключив из него суждения, связанные с признанием факта предоставления государственной услуги.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.08.2014 по делу N А40-38498/14 изменить, исключив из решения суда суждения, связанные с признанием факта предоставления государственной услуги.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38498/2014
Истец: ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж"
Ответчик: Министерство юстиции РФ