г. Ессентуки |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А15-616/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.09.2014 года по делу N А15-616/2014 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (ИНН 0516010394, ОГРН 1090546001930)
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727)
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Триумф" - Мусаев М. Г. По доверенности от 23.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.09.2014 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - общество, заявитель) к Дагестанской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить 578 524 рубля 73 копейки таможенных платежей, излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по декларациям на товары N 10801020/290411/0003108, 10801020/050511/0003274, 10801020/180511/0003621, 10801020/270511/0003855, 10801020/080611/0004027. В остальной части требований суд принял отказ общества от иска, производство по делу в этой части прекращено. Суд указал на необоснованность корректировки таможней таможенной стоимости ввезенных обществом товаров.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления предпринимателя, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, таможня считает обоснованной корректировку таможенной стоимости товаров по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости, в связи с выявлением недостаточного документального обоснования заявленных декларантом данных о таможенной стоимости ввезенного товара, а также ее занижением.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя таможни, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение контракта от 20.03.2011 N 20, заключенного с предпринимателем Махмудовым Мосум Джабар Оглы, 29.04.2011 в адрес общества по счету - фактуре (инвойсу) от 06.04.2011 N 01 поступил товар - строительный камень - плиты, весом нетто 64 000 кг, стоимостью 9 800 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/290411/0003108.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 9 800 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 20.03.2011 N 20, инвойс от 06.04.2011 N 01, товаротранспортная накладная от 21.04.2011 N 211957.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 29.04.2011 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в ходе которой обществу предложено представить: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, бухгалтерские документы об оприходовании товара по предыдущим поставкам, договоры на поставку идентичных товаров, оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование. Срок для представления дополнительных документов установлен до 29.06.2011. Так же таможней сообщено, что обществу в срок до 30.04.2011 необходимо заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 29.04.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 63 732 рубля 55 копеек.
В рамках контракта от 05.06.2010 N 16, заключенного с китайской фирмой "JINHUA JIAYUN TRADING CO LTD", 05.05.2011 в адрес общества по инвойсу от 26.02.2011 N 42 поступили товары - посуда столовая и кухонная из фарфора в наборах (чайные сервизы), весом нетто 21 889, 500 кг, стоимостью 12 906,3 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/050511/0003274.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 12 906,3 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 05.06.2010 N 16, инвойс от 26.02.2011 N 42, товаротранспортная накладная от 22.04.2011 N 1.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 05.05.2011 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в ходе которой обществу предложено представить: прайс - лист производителя товара, экспортную таможенную декларацию, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора. Срок для представления дополнительных документов установлен до 05.06.2011. Так же таможней сообщено, что обществу в срок до 07.05.2011 необходимо заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 05.05.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 05.05.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 278 414 рублей 66 копеек.
Во исполнение контракта от 22.04.2010 N 12, заключенного с фирмой "IMPORT-EXPORT MARZENA MICHALIK" (Польша) 18.05.2011 в адрес общества по инвойсам от 12.04.2011 N 56/11, от 21.04.2011 N 67/11 поступили товары - инструменты ручные для штукатуров и маляров из недрагоценных металлов, кисти молярные, сетка шлифовальная, общим весом нетто 16 812 кг, стоимостью 69 423,95 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/180511/0003621.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 69 423,95 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.04.2010 N JNH74, инвойсы от 12.04.2011 N 56/11 и от 21.04.2011 N 67/11, товаротранспортная накладная от 26.04.2010 N 97341.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 18.05.2011 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в ходе которой обществу предложено представить: прайс - листы производителя товара, экспортную таможенную декларацию, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора. Срок для представления дополнительных документов установлен до 18.06.2011. Так же таможней сообщено, что обществу в срок до 18.05.2011 необходимо заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 18.05.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 18.05.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 145 437 рублей 72 копейки.
Между обществом и китайской фирмой "TRIANGLE TYRE CO.LTD." заключен контракт от 22.06.2010 N 20 на поставку товаров - шины для легковых и грузовых автомобилей, общей стоимостью 1 000 000 долларов США. Товар отгружается на условиях DDU - Махачкала. Цена на товары указана в инвойсе. Поставка товаров осуществляется в течение одного года со дня заключения контракта. Оплата за товары производится в течение трех лет с даты выпуска товара на таможенную территорию России.
Дополнительным соглашением к указанному контракту N 1 от 15.04.2011 изменен предмет договора, в который включены - жалюзи в ассортименте и другие товары по ценам, которые будут согласованы сторонами и указаны в инвойсе, грузоотправителем товара является китайская компания "ZHENJIANG JINGYOU CURTAIN CO.,LTD.".
Во исполнение указанного контракта 27.05.2011 в адрес общества по инвойсу от 28.03.2011 N J11JY0104P поступили товары - пластиковые оконные жалюзи, весом нетто 21 668 кг, стоимостью 36 848,5 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/270511/0003855.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 36 848,5 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.06.2010 N 20, дополнение к договору N 1 от 15.04.2011, инвойс от 28.03.2011 N J11JY0104P, товаротранспортная накладная от 24.05.2011 N 67.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 27.05.2011 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в ходе которой обществу предложено представить: прайс - листы производителя товара экспортную таможенную декларацию, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора. Срок для представления дополнительных документов установлен до 27.06.2011. Так же таможней сообщено, что обществу в срок до 29.05.2011 необходимо заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 27.05.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 27.05.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 16 690 рублей 69 копеек.
Между обществом и китайской фирмой "TOPSTING IMP&EXP.CO LIMITED" заключен контракт от 06.04.2011 N TS36 на поставку товаров - кондитерские изделия, общей стоимостью 22 177 долларов США. Товар отгружается на условиях SFR -Новороссийск. Цена на товары указана в инвойсе. Поставка товаров осуществляется в течение одного года со дня заключения контракта. Оплата за товары производится в течение трех лет с даты выпуска товара.
Во исполнение указанного контракта 08.06.2011 в адрес общества по инвойсу от 09.04.2011 N TS20110409M поступили товары - кондитерские изделия, весом нетто 2700 кг, стоимостью 22 177 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/080611/0004027.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 22 177 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 06.04.2011 N TS36, инвойс от, 09.04.2011 N TS20110409M, товаротранспортная накладная от 04.06.2011 N 5.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 08.06.2011 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в ходе которой обществу предложено представить: прайс - листы производителя товара, экспортную таможенную декларацию, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора. Срок для представления дополнительных документов установлен до 08.07.2011. Так же таможней сообщено, что обществу в срок до 10.06.2011 необходимо заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 08.06.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 08.06.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 74 252 рубля 08 копеек.
Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, являются излишне уплаченными, 24.10.2013 общество обратилось в таможню с заявлением об их возврате, которое возвращено таможней без исполнения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов (письмо от 05.11.2013 N 19-38/13026).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 ТК ТС).
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
Приведенные положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (действовало в момент ввоза товаров) разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Товары, оформленные по ДТ N 10801020/270511/0003855, поступили в адрес общества во исполнение контракта от 22.06.2010 N 20, на который в Махачкалинском филиале ОАО "Аделантбанк" открыт паспорт сделки от 22.09.2010 N 10090009/1835/0001/2/0.
Из ведомости банковского контроля по контракту по состоянию на 06.08.2014 (подраздел III.I "Сведения о подтверждающих документах") следует, что во исполнение данного контракта в адрес общества поступили товары по 15 таможенным декларациям на общую сумму 385 449,76 долларов США, в том числе и по ДТ N 10801020/270511/0003855 - на сумму 36 848,5 долларов США.
В разделе II "Сведения о платежах" указано, что обществом уплачено за поставленные товары 385 270,46 долларов США, что также подтверждается заявлениями на перевод от 31.07.2014 N 2 и от 06.08.2014 N 1, от 01.08.2014 N 5, справками о валютных операциях.
Товары, оформленные по ДТ N 10801020/290411/0003108, поступили в адрес общества в рамках контракта от 20.03.2011 N 20. Согласно счету - фактуру (инвойсу) продавца от 06.04.2011 N 01 стоимость товара составляет 9 800 долларов США. Товары поставлены на условиях DAF Самур. Таможенная стоимость товаров, заявленная обществом при их декларировании, также составляет 9 800 долларов США. Дополнительным соглашением от 18.08.2014 стороны договорились, что оплата за поставленные товары производится по указанным в нем реквизитам (на расчетный счет третьего лица).
Согласно ведомости банковского контроля во исполнение указанного контракта в адрес общества поступили товары на общую сумму 19 600 долларов США, в том числе и по спорной декларации. Заявлением на перевод от 22.08.2014 N 2 общество произвело оплату за поставленные товары в сумме 19 600 долларов США, что отражено и в разделе V ведомости банковского контроля.
Товары, оформленные по ДТ N 10801020/050511/0003274, поставлены в адрес общества во исполнение контракта от 05.06.2010 N 16. По условиям контракта и дополнительного соглашения к нему товар поставляется на условиях СРТ Махачкала, цена на товары буде согласована и указана в инвойсах. Стоимость товара согласно инвойсу продавца составляет 13 667,97 долларов США. По спорной декларации заявлены товары. указанные в пунктах 1,2,3,4,10 инвойса на сумму 12 906,3 долларов США. При декларировании товаров их стоимость определена декларантом по первому методу и также составила 12 906,3 долларов США.
Из ведомости банковского контроля по контракту следует, что в рамках контракта в адрес общества поступили товары по 5 декларациям, на общую сумму 39 834,3 долларов США, в том числе и по ДТ N 10801020/050511/0003274 на сумму 12 906,3 долларов США.
Заявлениями на перевод от 29.09.2011 N 03 и от 22.08.2014 N 1 общество перечислило 39 834,3 долларов США за поставленные товары. что отражено и в разделе V ведомости банковского контроля. В своем письме продавец товаров также подтверждает факт поставки товара по инвойсу от 26.02.2011 N 42 на сумму 12 906,3 долларов США и его оплату.
Товары, оформленные по ДТ N 10801020/180511/0003621, поступили в адрес общества в рамках контракта от 22.04.2010 N 12. Стоимость товаров согласно инвойсам продавца составила 69 423,95 долларов. эта же стоимость заявлена обществом при их декларировании. Согласно ведомости банковского контроля по контракту в адрес общества поступили товары по 4 декларациям на общую сумму 312 587,15 долларов США, в том числе и по спорной декларации на сумму 69 423,5 долларов США. Поставленные товары оплачены в полном объеме.
По ДТ N 10801020/080611/0004027 оформлены товары, поступившие в адрес общества в рамках контракта от 06.04.2011 N TS36. Стоимость товаров согласно инвойсу продавца и заявленная при их декларировании составила 22 177 долларов США.
На основании соглашения об уступке прав требования заявлением на перевод от 07.07.2014 N 3 общество оплатило за поставленные товары 22 177 долларов США, что также подтверждается справкой о валютных операциях от 07.07.2014.
В решениях о корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям указано, что определить таможенную стоимость товаров в рамках статьи 4 Соглашения не представляется возможным так как заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена - не представлены документы и сведения, предусмотренные Решением Комиссии от 20.09.2010 N 376, необходимые для применения данной статьи, т.е. документы, указанные в решениях о проведении дополнительной проверки.
Однако вышеперечисленные доказательства, подтверждают, что обществом при декларировании товаров, таможенная стоимость определена по первому методу, исходя из стоимости товаров, указанной в инвойсах продавца и в последующем уплаченной своим контрагентам.
Из решений о проведении дополнительных проверок следует, что таможня в обоснование заявленных стоимостей товаров дополнительно запрашивала у общества прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортные таможенные декларации страны отправления, пояснения о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, договор перевозки и счет по оплате за перевозку.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс - листа при наличии других документов (в частности инвойсов и упаковочных листов), содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
На момент проведения дополнительной проверки сроки оплаты товаров, предусмотренные контрактом не истекли, в связи с чем требование о представлении банковских документов по оплате за товар суд находит необоснованным. Документы по оплате за ввезенные товары представлены обществом в ходе судебного разбирательства.
Отсутствие документов об оприходовании товаров также не может служить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, поскольку они являются внутренними документами общества.
Требуя от общества представления пояснений о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование. таможня не конкретизировала какие именно пояснения требуется представить.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Изложенные обстоятельства и перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что декларантом в каждом случае представлены пакеты документов, необходимые для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделок и информацию по условиям их оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным декларациям, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости.
Довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенных обществом товаров суд отклоняет как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичным товарам этих же поставщиков, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товаров. Различие цены сделок с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества иностранными фирмами, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделок. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенными обществом товарами.
На основании вышеизложенного суд считает, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров ввезенных обществом по спорным декларациям противоречит требованиям ТК ТС, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" нарушают права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Корректировка таможенной стоимости ввезенных обществом товаров привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей.
Доказательства наличия у общества задолженности по таможенным платежам таможней в суды первой и апелляционной инстанций не представлены.
Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
При таких обстоятельствах требования предпринимателя об обязании таможни возвратить ей излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 578 524 рубля 73 копеек обоснованы и законно удовлетворены судом.
Производство по делу в части требований об обязании таможни возвратить 407 379 рублей 84 копейки таможенных платежей, уплаченных по декларациям на товары N 10801020/060511/0003316, 10801020/100611/0004062, 10801020/100611/0004069, 10801020/271211/0007516, судом прекращено правомерно, сославшись на пункт 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с отказом общества от иска в указанной части.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.09.2014 года по делу N А15-616/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-616/2014
Истец: ООО "Триумф"
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня"
Третье лицо: Дагестанская таможня, Мусаев Магомед Гасбулаевич