г. Ессентуки |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А63- 6175/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Параскевовой С.А., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2014 по делу N А63-6175/2014,
по заявлению унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь, ОГРН 1022601972909,
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края, г. Новопавловск, ОГРН 1022602224193,
о признании незаконным решения государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края - Камардина О.В. по доверенности от 19.08.2014 N 8/14, Прокофьева В.И. по доверенности от 19.08.2014 N 7/14 и Тищенко Ю.О. по доверенности от 09.01.2014 N 1/014;
от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" - Капнина А.С. по доверенности от 01.08.2014 N 07/14 и Неженцева И.Н. по доверенности от 18.07.2014 Nс85/14.
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэнерго", г. Ставрополь обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края г. Новопавловск, с заявлением о признании незаконным решения N 036 009 14 РВ 0000249 от 26.05.2014 в части доначисления: страховых взносов в сумме 133 347,96 рубля, штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 26 669,59 рубля, штрафа по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в сумме 113 492,61 рубля, пени за неуплату страховых взносов в размере 12 448,88 рублей.
Решением суда от 03 сентября 2014 года заявление государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь, ОГРН 1022601972909, удовлетворено в полном объеме.
Решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края, г. Новопавловск, ОГРН 1022602224193, от 26.05.2014 N 036 009 14 РВ 0000249 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления: страховых взносов в сумме 133 347,96 рубля, штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 26 669,59 рубля, штрафа по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в сумме 113 492,61 рубля, пени за неуплату страховых взносов в размере 12 448,88 рублей признано незаконным.
Решение мотивированно отсутствием оснований уплаты недоимки. Суд пришел к выводу, что выплаты носят социальный характер, не являются вознаграждение по трудовому договору.
Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что выплаты сотрудникам предприятия в виде материальной помощи работникам к праздничным датам, а также компенсация стоимости питания, подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не поименованы в статье 9 Федерального Закона N 212-ФЗ, как выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Полагают, что такие выплаты носят стимулирующий характер и подлежат обложения страховыми взносами в общеустановленном порядке..
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2014 по делу N А63-6175/2014, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 03.03.2014 ГУ-УПФ по Кировскому району проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в отношении страхователя - филиала ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", сетевое подразделение "Электросеть", г. Новопавловск, за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
В ходе проверки органом пенсионного фонда установлено, что согласно приказам предприятия работникам страхователя выплачивалась материальная помощь на питание в расчете 15 рублей на один явочный день, также, в связи с празднованием Дня победы работнику Житневу В.В. - ветерану боевых действий, выплачивалась материальная помощь в размере по 2 000 рублей за 2011, 2012, 2013 годы (всего 6 000 рублей).
По мнению органа Пенсионного фонда, данные выплаты являются поощрительными, стимулирующими и не подпадают под действие статьи 9 Закона N 212-ФЗ, в связи с чем, подлежат обложению страховыми вносами.
Также, в ходе проверки выявлены факты представления неполных (недостоверных) сведений о начисленных страховых взносах в отношении 52 работников, представление недостоверных сведений о страховом стаже на основании документов, по которым ведется кадровый учет в отношении 2 работников (Асатурян Г.С., Горбачев А.Ю.).
Должностными лицами органа пенсионного фонда составлен акт выездной проверки от 08.04.2014 N 03600914 АВ 0000406.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки и возражений предприятия, начальником ГУ УПФ по Кировскому району вынесено решение от 26.05.2014 N 036 009 14 РВ 0000249, в соответствии с которым решено:
- привлечь ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату, неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов всего в размере 26 669,59 рубля, по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета в виде штрафа в размере 113 492,61 рубля, начислены пени в размере 12 448,88 рубля, предложено уплатить недоимку в размере 133 347,96 рубля.
Не согласившись с решением органа пенсионного фонда, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона (действует с 01.01.2010).
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (пункт 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 названного Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), в том числе в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Одним из оснований для вынесения оспариваемого решения явился вывод органа пенсионного фонда о том, что ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" необоснованно не включило в базу для начисления страховых взносов расходы на питание работников предприятия.
Довод апелляционной жалобы о том, что выплаты на питание работников в расчете 15 рублей на один явочный день произведена в рамках трудовых отношений, является частью оплаты труда, носит стимулирующий характер, поскольку согласно Положению о порядке оказания материальной помощи в виде компенсации стоимости питания, работники лишаются дотаций на обеды в случае нарушения трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, алкогольное опьянение), размер дотаций может дифференцироваться в зависимости от уровня заработной платы и условий труда, следовательно, обоснованно включены Пенсионным фондом в объект обложения страховыми взносами - отклоняется по следующим основаниям:
Распоряжением руководителя предприятия утверждены Положение об оплате труда рабочих, руководителей, специалистов, служащих ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и Положение о порядке оказания материальной помощи и предоставления социальных льгот работникам, которое являются приложениями к коллективному договору заявителя и направлено на обеспечение защиты социальных и экономических прав и интересов работника.
Так, согласно Положению о порядке оказания материальной помощи и предоставления социальных льгот работникам, при наличии прибыли предприятие имеет право оказывать работникам материальную помощь и социальные выплаты: работникам, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, единовременно к 1-му сентября, при рождении ребенка (единовременно), на лечение (приобретение лекарства), в связи со смертью работника или членов семьи, работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию; предусмотрены единовременные поощрительные выплаты в связи с празднование профессиональных, государственных праздников, знаменательных событий, иные виды материальной помощи.
В соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи в виде компенсации стоимости питания (дотации на обеды) (Приложение N 8 к коллективному договору) для работников предприятия применяются различные виды дотаций на обеды (талоны, деньги). Сумма материальной помощи на дотации обедов утверждается приказом по предприятию на каждый календарный год в зависимости от имеющихся средств предприятия, размеры средств предусматриваются планом социального развития ежегодно.
Как следует из названных документов предприятия, указанные выплаты на питание работников произведены на основании коллективного договора и приказов (N 889-п от 21.11.2011, N 885-п от 29.12.2012, N 836-п от 30.12.2013), и направлены на поддержание достаточного уровня жизни работников предприятия, из прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в пределах сумм, имеющихся на эти цели и при наличии денежных средств.
Таким образом, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в ТК РФ.
Поскольку предприятие заинтересовано в добросовестных работниках в целях осуществления своей предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, то оно вправе не оказывать социальную помощь в виде доплат на питание лицам, наносящим ущерб предприятию недобросовестным поведением (прогулы, опоздания, алкогольное опьянение)
В соответствии с правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
При этом изменение с 01.01.2011 формулировки понятия "объект обложения страховыми взносами", изложенной в пункте 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, не имеет правового значения и не изменяет статус вышеперечисленных спорных выплат.
Управлением в ходе проверки не установлено, что условие о таких выплатах включено в трудовые договоры с сотрудниками общества в качестве элемента оплаты труда.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что оказание материальной помощи в виде компенсации стоимости питания является частью системы оплаты труда и носит стимулирующий характер, поскольку в Приложении имеется указание на возможность лишения работника дотации на питание в месяце, в котором будут выявлены нарушения: прогулы, опоздания, нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, несостоятельна.
В рассматриваемом случае заявитель не производил выплат, которые подлежали включению управлением в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как оплата питания работникам предприятия предусмотрена коллективным договором в качестве социальной гарантии сотрудников.
Из анализа названного Положения следует, что в данном случае оплата стоимости обеда работникам предприятия организована по инициативе работодателя, безотносительно к вкладу работника в деятельность общества, не ставится в зависимость от качества выполненной работы (трудовой функции) и не зависит от каких-либо особенностей труда работника, не связано с наличием трудового договора.
Пенсионный фонд не представил доказательств того, что оплата стоимости обеда работникам предприятия зависела от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, в связи с чем, данные выплаты не могут быть квалифицированы как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, а, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
Ссылается апелляционной жалобы на разъяснения, содержащиеся в Письмах Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19, от 05.08.2010 N 2519-19, в которых указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту налогообложения страховыми взносами относятся все выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений - не состоятельна.
В данном случае ссылка на указанные письма не может быть принята во внимание, поскольку Положением о Минздравсоцразвитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, право принимать и утверждать нормативные акты Минздравсоцразвитию не представлено.
Письма и разъяснения работников Минздравсоцразвития по отдельным вопросам в этот перечень не входят. В пояснениях к указанным письмам сказано, что при их применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Тем более что указанные письма от 2010 года содержат разъяснения, данные без учета позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Раздел 2 названного Положения прямо устанавливает, что при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан.
Кроме того, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 N 731 (в редакции от 25.03.2013) "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в ПФ РФ и ФСС РФ предоставлено министерству труда и социальной защиты РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что выплаченная работнику материальная помощь ко Дню победы, является выплатой, подлежащей обложению страховыми взносами. По мнению пенсионного фонда, указанная выплата необоснованно не включена в базу для начисления страховых взносов, поскольку является поощрительной и не подпадает под действие статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ВАС-4350/10, к материальной помощи относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. Материальная помощь характеризуется разовым характером и социальной направленностью. Она выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время.
Как указано выше, согласно Положению о порядке оказания материальной помощи и предоставления социальных льгот работникам, утвержденному ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", при наличии прибыли предприятием предусмотрены единовременные поощрительные выплаты в связи с празднование профессиональных, государственных праздников, знаменательных событий.
В соответствии с указанным Положением, на основании приказов N 146-лс от 22.04.2011, 104-лс от 23.04.2012, N 56 -лс от 17.04.2013 произведены выплаты к празднованию Дня победы работнику заявителя Житиневу В.В. (ветерану боевых действий) в размере 2 000 рублей (всего 6 000 рублей).
Выплаченные ко Дню победы суммы материальной помощи не связаны с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, обусловлены наступлением определенного события (праздничный день).
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку спорные выплаты не поименованы в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, то на них подлежат начислению страховые взносы, является необоснованным.
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ подлежит применению в совокупности с положениями статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и нормами трудового законодательства. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги). Следовательно, статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлены исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Предоставляемые работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела они могут быть расценены как вознаграждение в связи с выполнением трудовой функции (работы).
В рассматриваемом случае выплаченные заявителем работнику Житиневу В.В. ко Дню Победы суммы материальной помощи, не связаны с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, выплачивались в независимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не являются компенсационными или стимулирующими выплатами. Выплата материальной помощи связана исключительно с возможностями работодателя. Сам по себе факт наличия трудовых отношений не является основанием для вывода о том, что все выплаты физическим лицам, по существу, представляют собой оплату труда.
В статье 9 Закона о страховых взносах установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 тыс. рублей на одного работника за расчетный период.
Законом о страховых взносах не установлен какой-либо порядок выплаты материальной помощи в целях освобождения соответствующих сумм от уплаты страховых взносов, а определена только лишь сумма, в пределах которой объект обложения страховыми взносами не возникает (4 тыс. рублей).
Размер материальной помощи, выплачиваемой работнику предприятия Житиневу В.В. ко Дню победы, составлял по 2 000 рублей ежегодно
(2011, 2012, 2013), что подтверждается вышеназванными приказами, то есть ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" выплачивалась материальная помощь, которая не превысила установленный законодательством размер в 4 тыс. рублей на одного работника за расчетный период.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем, произведенные органом Пенсионного фонда доначисления, а именно: недоимки в размере 133 347,96 рубля, пени в размере 12 448,88 рубля, штрафа по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 26 669,59 рубля, не соответствует закону.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Привлекая заявителя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд исходил из того, что представленные страхователем сведения недостоверны, так как в них отсутствует информация об отпуске без сохранения заработной платы в отношении 2 работников, а также неверно указаны сведения о начисленных страховых взносах в отношении 52 работников (перечисленных в акте).
Между тем часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
В оспариваемом решении нарушение, выявленное фондом в указанной части, сформулировано как несоответствие сумм страховых взносов, начисленных в индивидуальных сведениях и представленных в фонд, с суммами страховых взносов, начисленных по результатам выездной проверки.
Вместе с тем информации о том, что учреждение не представило сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных, не имеется. Неточности, выявленные фондом, не свидетельствуют о предоставлении недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на ОПС, не повлекли за собой занижение базы для исчисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов.
Как установлено судом, заявителем представлена вся необходимая информация о выплатах, которые ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" включил в базу для начисления страховых взносов, и о суммах взносов, фактически им начисленных.
Доказательств обратного, органом Пенсионного фонда не представлено.
Данный вывод согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/2012.
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе: дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, указанный Закон предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 Инструкции также установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Управление в материалы дела не представило доказательств направления заявителю уведомления об устранении имеющихся расхождений, как и доказательств принятия решения о корректировке представленных сведений.
Указание в акте выездной проверки на необходимость представления корректирующих сведений совместно с исходными сведениями персонифицированного учета (без ссылки на дату, сроки), не может быть расценено в качестве направления страхователю уведомления об устранении расхождений в порядке пункта 41 Инструкции N 987н.
Суд первой инстанции правильно определил, что выплаты на питание предусмотрены коллективным договором, выплачиваются из прибыли, не зависят от количества и качества труда работников, носят социальный характер и не подлежат обложению страховыми взносами, Взносы, штрафы и пени начислены неправомерно.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2014 по делу N А63-6175/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2014 по делу N А63-6175/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6175/2014
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКОММУНЭЛЕКТРО"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края