Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2014 г. N 15АП-18740/14
город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2014 г. |
дело N А53-15402/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от МУП "Коммунальщик": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы антимонопольной службы по Ростовской области: Роенко Е.Л., удостоверение N 8720, по доверенности от 10.01.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2014 по делу N А53-15402/2014, принятое судьей Бондарчук Е.В., по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" к Управлению Федеральной службы антимонопольной службы по Ростовской области об оспаривании ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29.05.2014 N 9581/02 в части: признания МУП "Коммунальщик" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", заключающиеся во взимании с абонентов денежных средств за опломбирование прибора учета холодной воды или крана на воде в систему водоснабжения в случае временного прекращения пользования услугами с 01 июня 2011 года на установленную сумму 59 400 руб., выдачу технических условий на подключение (врезку) к водопроводной (канализационной) сети в период с 01 июня 2011 года по 01 сентября 2012 года на излишне установленную сумму 123 750 руб., составление схематичного плана подключения к системе водоснабжения (водоотведения) с 01 июня 2011 года на установленную сумму 176 250 руб., а также в части выдачи МУП "Коммунальщик" предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 411 900 руб., предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29.05.2014 N 411/02 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 411 900 руб. (Уточненные требования в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 20.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение и предписание Управления выданы уполномоченным органом и соответствуют действующему законодательству.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что в своей деятельности МУП "Коммунальщик" руководствуется действующим законодательством и до 1 января 2013 взимание денежных средств за опломбирование не противоречило закону.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
МУП "Коммунальщик" представителя в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя МУП "Коммунальщик".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило заявление Аношкиной Ирины Викторовны (346000, Ростовская область, п. Чертково, ул. Пролетарская, 66) о нарушении МУП "Коммунальщик" антимонопольного законодательства, в котором заявитель сообщил следующее.
Аношкина И.В. является собственницей жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Ростовская область, п. Чертково, ул. Пролетарская, 66.
18.07.2012 Аношкина И.В. обратилась в МУП "Коммунальщик" с заявлением о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (вхд. от 18.07.2012 N 246). Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 14.08.2012 N 2112 за предоставление указанных услуг Аношкина И.В. уплатила МУП "Коммунальщик" денежные средства в размере 6390 рублей.
До настоящего времени подключение к централизованной системе холодного водоснабжения не было осуществлено и проект договора о подключении заявителю не был направлен.
При рассмотрении указанного обращения, комиссией Управления установлено, что 18.07.2012 на имя главы Администрации Чертковского сельского поселения поступило заявление Аношкиной И.В. о подключении к поселковой водопроводной сети, в связи с чем, 13.08.2012 глава Администрации Чертковского сельского поселения передал данное заявление на исполнение в МУП "Коммунальщик". 14.08.2013 Аношкина И.В. произвела оплату в сумме 6 390 рублей согласно тарифам, утвержденным приказом МУП "Коммунальщик" от 29.06.2012 N 20-П "О введении в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2 полугодие 2012 года" за следующие виды работ: опломбирование прибора учета холодной воды или крана на вводе в систему водоснабжения в случае временного прекращения пользования услугами 300,00 руб.; установка счетчика холодной и горячей воды диаметром 15-20 мм, без фильтра, на полиэтиленовых и металлопластиковых сооружениях водоснабжения 990,00 руб.; выдача технических условий на подключение (врезку) к водопроводной (канализационной) сети 750,00 руб.; составление схематического плана подключения к системе водоснабжения (водоотведения) 750,00 руб.; работы по присоединению объекта капитального строительства к системе водоснабжения (водоотведения) без выполнения земляных работ к трубопроводу, состоящего из чугуна или металла 3600,00 руб.
Из них были выполнены следующие работы: подготовка разрешений и технических условий на подключение объекта капитального строительства к водопроводной (канализационной) сети 750,00 руб.; составление схематического плана подключения к системе водоснабжения (водоотведения) 750,00 руб.
Остальные работы не были выполнены из-за несоблюдения Аношкиной И.В. требований технических условий (отсутствие технологического колодца, невыполнение земляных работ).
24.10.2013 в МУП "Коммунальщик" поступило заявление Аношкиной И.В. от 11.10.2013 о заключении договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, к которому была приложена оферта договора о подключении.
22.10.2013 МУП "Коммунальщик" заказным письмом с уведомлением направило в адрес Аношкиной И.В. проект договора о подключении, который был возвращен почтой по истечении срока хранения 25.11.2013.
К данному отзыву приложены также копии приказов от 10.12.2012 N 36-П "О введении в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2013 год", N 41 -П от 05.12.2013 "О внесении изменений в приказ от 10.12.2012 N36-П "О введении в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2013 год".
Указанные в обращении факты послужили основанием для возбуждения в отношении Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" дела о нарушении антимонопольного законодательства N 205/02.
По результатам проведенной проверки антимонопольным органом принято решение от 29.05.2014 N 9581/02, которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", также предприятию выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 29.05.2014 N 410/02, N 411/02.
Не согласившись с решением и предписаниями антимонопольного органа, Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 5 статьи 5 доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Под понятием естественной монополии (в силу положений установленных статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях") понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары5 производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сферам деятельности естественных монополий.
Технологическое присоединение к водопроводным и канализационным сетям не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка производства и реализации воды, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.
Таким образом, на деятельность МУП "Коммунальщик", связанную с подключением к системе коммунального водоснабжения, распространяются ограничения, установленные Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из материалов дела следует, что 18.07.2012 на имя главы Администрации Чертковского сельского поселения поступило заявление Аношкиной И.В. о подключении к поселковой водопроводной сети. 13.08.2012 глава Администрации Чертковского сельского поселения передал данное заявление на исполнение в МУП "Коммунальщик".
Правительство Российской Федерации постановлением от 13.02.2006 N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила предоставления технических условий) и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее -Правила подключения).
На момент обращения Аношкиной И.В. в МУП "Коммунальщик" указанные Правила действовали в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307.
В соответствии с 15 Правил предоставления технических условий, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок заключения и исполнения соответствующего договора, существенные условия такого договора, а также права и обязанности его сторон установлены соответствии с Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307, действующего на момент обращения Аношкиной И.В.; далее - Правила N360).
В пункте 6 Правил N 360 предусмотрено, что договор о подключении заключается в простой письменной форме в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон.
Для заключения договора о подключении заказчик направляет заявку в адрес исполнителя, осуществляющего эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, который выдал технические условия.
Согласно пункту 11 Правил N 360, исполнитель обязан в течение 30 дней с даты получения от заказчика заявки и документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, направить заказчику заполненный и подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах.
Заказчик подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 30 дней с даты получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет 1 экземпляр в адрес исполнителя с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заказчик вправе направить исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении с предложением об изменении представленного проекта договора в соответствии с настоящими Правилами и иными замечаниями по проекту договора о подключении.
В случае неполучения исполнителем подписанного заказчиком проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от его подписания ранее поданная таким заказчиком заявка аннулируется и не подлежит выполнению.
Исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения мотивированного отказа и предложений заказчика представить заказчику новую редакцию проекта договора о подключении, соответствующую настоящим Правилам, или представить обоснованный ответ на полученные от заказчика предложения.
Одновременно пунктом 12 Правил N 360 установлено, что в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по существенным условиям:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и обязательства сторон по их выполнению, в том числе: мероприятия, выполняемые заказчиком, - в пределах границ земельного участка заказчика (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 настоящих Правил); мероприятия, выполняемые исполнителем, - до границы земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 настоящих Правил);
б) срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению, который не может превышать 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заказчика;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором о подключении и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе: право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре; обязанность любой из сторон договора о подключении при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки, если договором не предусмотрен больший размер неустойки;
г) размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) порядок и сроки внесения заказчиком платы за подключение, имея в виду, что: не более 15 процентов платы за подключение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении; не более 35 процентов платы за подключение вносятся в течение 180 дней с даты заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения; оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов;
е) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
ж) местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика;
з) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Получив от Аношкиной И.В. проект договора о подключении от 11.10.2013, МУП "Коммунальщик" направило в адрес заявителя свой проект договора от 20.10.2013. Мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении с предложением об изменении представленного проекта договора Аношкиной И.В. не направляла.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку сторонами все существенные условия договора о подключении не согласованы, договор является незаключенным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно согласился с мнением Управления, изложенным в решении от 29.5.2014 N 9581/02 о том, имеет место нарушение антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) МУП "Коммунальщик", выразившиеся в не подключении к централизованной системе холодного водоснабжения объектов Аношкиной И.В.
Из материалов дела следует, что из представленных МУП "Коммунальщик" приказов от 29.06.2012 N 20-П "О введении в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2 полугодие 2012 года", от 10.12.2012 N 36-П "О введении в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2013 год" и пояснений представителей предприятия следует, что МУП "Коммунальщик" взимало плату, в том числе: за опломбирование прибора учета холодной воды или крана на вводе в систему водоснабжения в случае временного прекращения пользования услугами; за выдачу технических условий на подключение (врезку) к водопроводной (канализационной) сети, за составление схематического плана подключения к системе водоснабжения (водоотведения), за работы по присоединению объекта капитального строительства к системе водоснабжения (водоотведения) без выполнения земляных работ в размерах, установленных соответствующими приказами. Указанные действия суд полагает неправомерными, руководствуясь при этом следующим.
Как следует из пояснений представителей МУП "Коммунальщик", а также из письменных пояснений предприятия (исх. N 42 от 17.04.2014), плата за опломбирование прибора учета холодной воды или крана на вводе в систему водоснабжения в случае временного прекращения пользования услугами есть не что иное, как плата за опломбировку приборов учета по холодному водоснабжению при первичном вводе в эксплуатацию.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (вступил в силу с 1 января 2013 года) приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
До вступления в силу данной нормы взимание платы за опломбировку приборов учета по холодному водоснабжению при первичном вводе в эксплуатацию, также не соответствовало нормативно-правовым актам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21,07.2008 N 549, первичная установка пломб при вводе прибора газа в эксплуатацию осуществляется за счет поставщика газа. Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу о том, что принимать в эксплуатацию и проводить первичную опломбировку индивидуальных приборов учета МУП "Коммунальщик" обязано без взимания платы.
Взимание платы за первичную опломбировку индивидуальных приборов учета МУП "Коммунальщик" прекратило с 01.01.2013 (пункт 1 пояснений МУП "Коммунальщик" исх. от 17.042014 N 42).
В части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления технических условий, выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
МУП "Коммунальщик" взимало плату за выдачу технических условий с каждого обратившегося за получением технических условий. Величина платы определялась приказами предприятия, копии которых представлены в материалы дела.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, и не отрицается предприятием, путем предоставления соответствующих документов, что МУП "Коммунальщик" в нарушение части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил предоставления технических условий взимало с лиц, обратившихся за получением технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям, плату за выдачу таких технических условий.
Взимание платы за выдачу технических условий подключения к водопроводной (канализационной) сети МУП "Коммунальщик" прекратило с 01.01.2014 (приказ от 24.12.2013 N 49-П "О введение в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2014 год").
В соответствии с пунктом 12 Правил N 360, договор о подключении должен содержать, в том числе, следующее существенное условие: местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика.
Анализ представленного схематического плана подключения к уличному водопроводу домовладения Аношкиной И.В. позволяет прийти к выводу, что данным документом определяется точка подключения объекта к водопроводным сетям, а также содержится согласование данной точки подключения с иными организациями, эксплуатирующими сети инженерно-технического обеспечения.
Взимание платы за определение точки подключения - одного из существенных условий договора о подключении не основано на действующем законодательстве.
Взимание платы за составления схематического плана подключения к системе водоснабжения (водоотведения) МУП "Коммунальщик" прекратило с 01.01.2014 (приказ от 24.12.2013 N 49-П "О введение в действие тарифов на коммунальные и платные услуги на 2014 год").
В подпункте "г" пункта 12 Правил N 360 предусмотрено, что договор о подключении должен содержать существенные условия, в том числе, размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Правил N 360, размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно- технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Пунктом 15 Правил N 360 установлено, что плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается. Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению. В случае если выполнение этих работ возложено на исполнителя, размер платы за эти работы определяется соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 5 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Пунктом 13 статьи. 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) i с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до: точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счёт иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определённом основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены: основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета; правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (юга) водоотведение", "Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение".
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Пунктами 12, 13, 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено по предложению регулируемой организации, по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредоставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами.
Регулируемая организация до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов подробно регламентирован Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения предприятию не установлен, предприятие с соответствующими предложениями в регулирующий орган не обращалось.
Фактически, размер платы за подключение определен предприятием самостоятельно, данная плата поименована в приказах предприятия как "работы по присоединению объекта капитального строительства к системе водоснабжения (водоотведения) без выполнения земляных работ".
Данный вывод следует также из анализа раздела 5 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 20.10.2013, направленного предприятием Аношкиной И.В.
Таким образом, в нарушение перечисленных норм, МУП "Коммунальщик" самостоятельно установило размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, от обращения с предложениями об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения в регулирующий орган уклонилось.
Перечисленные в пункте 3 настоящего решения действия (бездействия) МУП "Коммунальщик" Комиссия квалифицирует как нарушающие пункт 10 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно подпункту "к" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения, предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
В силу части 3 статьи 51 ФЗ "О защите конкуренции" лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Основанием для выдачи предписания является в силу части 1 статьи 50 ФЗ "О защите конкуренции" решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.06.2009 N 1.1-П "По делу, о проверке, конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статей 23,37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобами ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Нижнекамскнефтехим", Закон о защите конкуренции, который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, возлагает на антимонопольный орган полномочие выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать, таким образом, не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Материалами дела подтверждается, что МУП "Коммунальщик" с 01.06.2011 вследствие нарушения антимонопольного законодательства (нарушив безусловный запрет на взимание денежных средств) получило денежные средства в размере: опломбирование прибора учета холодной воды или крана на вводе в систему водоснабжения в случае временного прекращения пользования услугами 59 400 рублей (в том числе первичное опломбирование 59 400 рублей); выдача технических условий на подключение (врезку) к водопроводной (канализационной) сети 176 250 рублей; составление схематического плана подключения к системе водоснабжения (водоотведения) 176 250 рублей.
Таким образом, вследствие вышеуказанного нарушения антимонопольного законодательства МУП "Коммунальщик" получило доход в размере 411 900 рублей и данный факт заявителем в процессе рассмотрения дела не был документально опровергнут.
Организация не является плательщиком НДС в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В расчет незаконно полученного дохода вошли платежи, полученные МУП "Коммунальщик" в период с 01.06.2011, то есть мера ответственности применена с. соблюдением общеустановленного трехгодичного срока исковой давности.
Применение общеустановленного срока исковой давности (три года) при определении размера дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 24.06.2009 N 11-П, а также в резолютивной части указанного постановления.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ввиду установления судом злоупотребления предприятием своим доминирующим положением на данном рынке.
Поскольку обжалуемое предписание выдано в целях прекращения установленного Управлением нарушения Федерального закона N 10-ФЗ и на основании решения антимонопольного органа от 29.05.2014 N 9581/02, которое в рамках рассмотрения по настоящему делу признано законным и обоснованным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о правомерности выдачи оспариваемого предписания и об отсутствии у суда оснований для призвания данного ненормативного акта недействительным.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2014 по делу N А53-15402/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15402/2014
Истец: МУП "Коммунальщик"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РО, Управление Федеральной службы антимонопольной службы по Ростовской облатси