г. Владимир |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А38-357/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.09.2014 по делу N А38-357/2014, принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад", п. Красный Стекловар, Республика Марий Эл, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл от 15.01.2014 N 1, при участии третьх лиц, - администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" и Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 26.11.2013 N 503-п Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее по тексту - Общество) требований законодательства природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.12.2013 N 04-069/2013.
На основании установленных обстоятельств уполномоченное должностное лицо Управления в отношении Общества составило протокол от 19.12.2013 N 190 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 15.01.2014 Управление приняло постановление N 1 о назначении Обществу административного наказания по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением от 19.09.2014 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, именно бездействие Общества с 2012 года вызвало разрастание свалки - загрязнение лесов отходами производства и потребления.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 27.02.2008 Государственным учреждением Республики Марий Эл "Кужерское лесничество" (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков: 7079 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Кужерское лесничество", Октябрьское участковое лесничество, Октябрьский лесной участок, квартала 1-65; 13457 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Кужерское лесничество", Октябрьское участковое лесничество, Кужерский лесной участок, квартала 1-114; 12144 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Кужерское лесничество" Красностекловарское участковое лесничество, квартала 1-109. Впоследствии дополнительным соглашением от 12.12.2008, заключенным с Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл, площадь арендуемых лесных участков сократилась. Затем соглашением от 11.01.2010 стороны вновь внесли изменения в договор аренды, согласно которому общая площадь арендованных лесных участков сократилась. Арендатору предоставлен в пользование, в том числе, Октябрьский лесной участок в квартале N 93, за исключением выдела 1.
В ходе проверки установлено, что в 950 м западнее от северо-западной границы п. Красный Стекловар в выделах 1 и 10 квартала N 93 обнаружена несанкционированная свалка общей площадью 1,9 га. Географические координаты свалки: 56°13'37.2''- с.ш., 48°45'56.1''- в.д. Кроме того, в выделе 8 квартала N 93 Кужерского участкового лесничества Кужерского лесного участка, в 100 м западнее от северо-западной границы п. Красный Стекловар, выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, размер участка 30 м x 100 м площадь около 0,3 га. Земельный участок завален твердыми бытовыми отходами, пластиковой тарой, пакетами, стеклянными бутылками, жестяными банками. К акту приложены фототаблицы и план-схема.
Поскольку обнаруженная свалка находится на арендуемых Обществом участках леса, Управление пришло к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправильной квалификации деяния Общества.
Из буквального толкования положений части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной статьёй, составляют действия, влекущие загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства образование свалки в результате действий Общества. Напротив, из материалов дела усматривается, Управлением не отрицается и установлено решением Верховного суда Республики Марий Эл от 21.05.2014 по делу N 7р-75/2014, что свалка образована из бытовых отходов, не относящихся к отходам производства, образуемым в процессе деятельности Общества.
Из оспариваемого постановления, отзыва Управления и апелляционной жалобы усматривается, что фактически Обществу вменяется "допущение" образования свалки, то есть не принятие мер к её устранению. Между тем, бездействие, влекущее нарушение правил санитарной безопасности в лесах, не образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются безусловными основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.09.2014 по делу N А38-357/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-357/2014
Истец: ООО Каскад
Ответчик: Управление Росприроднадзора по РМЭ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МОРКИНСКОГО Р-НА, Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл