г. Вологда |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А13-5792/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 августа 2014 года по делу N А13-5792/2014 (судья Коротышев Е.Н.),
установил:
предприниматель Румянцев Станислав Леонидович (место нахождения: 160019, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Проектируемая, д. 4, кв. 6;
ОГРНИП 304352536400457, ИНН 352500895392; далее - Предприниматель) обратился в суд с иском к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 2; ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. стр.1;
ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Казначейство) о взыскании 774 488 руб. 41 коп. убытков связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте в июле-сентябре 2012 года.
Определением суда от 08 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 612 823 руб. 65 коп., включающих в себя 427 111 руб. 55 коп. затрат, связанных с проездом областных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, и 185 712 руб. 10 коп. затрат, связанных с проездом федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам.
Решением суда от 29 августа 2014 года исковые требования удовлетворены. С Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Предпринимателя взыскано 427 111 руб. 55 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, кроме того, 10 633 руб. 10 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя взыскано 185 712 руб. 10 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 4623 руб. 37 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Кроме того, Предпринимателю возвращено из федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 233 руб. 29 коп.
Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области с решением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Вологодской области в лице Департамента финансов.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- в ходе проверки Департаментом финансов установлено неправильное применение органами местного самоуправления города Вологды положений Порядка определения затрат в части определения долей транспортной работы перевозчиков, участвующих в реализации Закона области от 10.07.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области".Указанное нарушение привело к выплате из областного бюджета субвенций в завышенном размере;
- при применении Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, Департамент инфраструктуры города не в полной мере учитывал положения Порядка распределения финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров по единым именным льготным месячным проездным билетам, (постановление главы города Вологды от 22.08.2008 N 777);
- договор от 01.08.2008 N 29, в соответствии с которым возникла задолженность, заключен между Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и Предпринимателем. Вологодская область стороной по данному договору не является, следовательно, не может являться ответчиком по настоящему делу.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в отзыве поддерживает доводы, изложенные в жалобе, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Казначейство в отзыве поддерживает доводы, изложенные в жалобе.
Предприниматель в отзыве на жалобу возражал относительно ее удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Департамент градостроительства и инфраструктуры в отзыве на жалобу протии в ее удовлетворения возражал.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Заслушав объяснения представителя Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (Департамент) и предприниматель (Перевозчик) заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте от 01.08.2008 N 29.
В соответствии с пунктом 1.1 договора Перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым именным льготным месячным проездным билетам в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.3 договора, а Департамент возмещает Перевозчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
В силу пункта 3.1 договора он заключен до 31.12.2008. На основании дополнительного соглашения от 22.01.2009 N 1 срок действия договора продлен до 31.12.2010.
На основании дополнительного соглашения от 22.01.2009 N 1 срок действия договора продлен до 31.12.2009.
На основании дополнительного соглашения от 29.01.2010 срок действия договора продлен до 31.12.2010.
На основании дополнительного соглашения от 12.01.2011 N 5 срок действия договора продлен до 31.12.2011.
На основании дополнительного соглашения от 12.01.2012 N 4 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Предприниматель в период действия договора осуществлял перевозки, расходы за июль - сентябрь 2012 года ему не возмещены.
В претензии от 18.01.2013 N 01 Предприниматель потребовал от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды оплаты задолженности.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, то данное обстоятельство явилось поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом в обжалуемой части.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
В соответствии с Законом от 10.12.2007 N 1704-ОЗ лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Закон вступил в силу с 01.01.2008 и продолжал свое действие до 01.10.2012, когда был приостановлен.
Согласно статье 4 Закона N 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.
В соответствии с Законом N 1704-ОЗ нормы в части предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения затрат транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, действует до урегулирования вопроса федеральными нормативными правовыми актами.
Во исполнение данных положений постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок реализации закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Порядок N 138).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 138 финансирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится органами местного самоуправления муниципальных образований области за счет субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с законом области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон области N 1393-ОЗ).
Законом области N 1393-ОЗ муниципальное образование "Город Вологда" наделено полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области. В свою очередь постановлением Главы города Вологды от 15.02.2008 N 628 "О принятии к исполнению отдельных государственных полномочий в соответствии с законом Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" приняты к исполнению государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки при проезде на транспорте отдельным категориям граждан и по возмещению затрат организациям, осуществляющим перевозки пассажиров по единому именному льготному месячному проездному билету.
Данным постановлением глава города исполнение функций администрации города Вологды по выполнению отдельных государственных полномочий в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте возложил на Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, в 2013 году сменившем наименование на Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды. В его полномочия входило: заключение договоров с перевозчиками на возмещение затрат, проверка ежемесячно представляемых перевозчиками отчетов о затратах, подготовке и обеспечению представления в Департамент дорожного хозяйства и транспорта отчетов о расходах перевозчиков, расходованию средств, поступающих на финансирование данных расходов. Департамент также был наделен полномочиями по изготовлению и продаже единых именных льготных месячных проездных билетов.
Исполняя пункты 3.5 - 3.7 Порядка N 138, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку отдельных категорий граждан на городских и внутрирайонных маршрутах транспорта общего пользования по единому проездному билету, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляли в Департамент градостроительства и инфраструктуры, отчеты о фактических затратах по форме согласно приложению к Порядку определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", по единому именному льготному месячному проездному билету, утвержденному приложением 2 данного постановления.
Департамент градостроительства и инфраструктуры, проверив отчеты всех перевозчиков, ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представлял в Департамента дорожного хозяйства и транспорта области отчеты о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при проезде отдельных категорий граждан на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района), по установленным формам.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области на основании отчетов Департамент градостроительства и инфраструктуры в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и представляет в Департамент финансов области сводный отчет о предоставленных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области на основании отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований области и в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования перечислял субвенции с лицевого счета, открытого в управлении областного казначейства Департамента финансов области, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в местные бюджеты.
Руководствуясь указанными положениями нормативных актов, также учитывая, что конкретные сроки перечисления Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области органам местного самоуправления финансовых средств на возмещение расходов перевозчиков Порядком реализации закона области не установлены, Департамент градостроительства и инфраструктуры города при поступлении областных средств распределял их между всеми перевозчиками, погашая при этом более ранние по календарной очередности их расходы.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент градостроительства и инфраструктуры города, как конечное звено в цепочке получателей бюджетных средств, не имел возможности исполнить свои обязательства по договору и не возместил Предпринимателю затраты за июль-сентябрь 2012 года в общей сумме 612 823 руб. 65 коп., поскольку бюджетом не профинансированы фактические затраты перевозчиков, понесенные в 2012 году.
Как следует из представленным в материалы дела платежных поручений, перечисление денежных средств осуществлялось без указания на конкретный месяц возмещения затрат, поэтому Департаментом градостроительства возмещались расходы перевозчикам в календарной последовательности (исполнялись более ранние обязательства), что является обоснованным.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с непоступлением из областного бюджета достаточных денежных средств на возмещение расходов перевозчиков не смогли исполнить свои обязательства Департамент дорожного хозяйства и транспорта области и Департамент градостроительства и инфраструктуры города.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом вышеуказанных правовых норм, сделал правомерный вывод о том, что возникшие у Предпринимателя убытки в сумме 427 111 руб. 55 коп. подлежат компенсации за счет казны субъекта Российской Федерации - Вологодской области, установившего льготы отдельным категориям граждан, но не профинансировавшего их в полном объеме.
Довод Департамента финансов о неправильном применении Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды положений Порядка N 138 суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
В соответствии с Порядком N 138 расчет затрат, связанных с обеспечением проезда по единому проездному билету, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров по единому проездному билету (далее - перевозчики).
Расчет затрат при проезде по единому проездному билету на городских маршрутах определен разделом I Порядка определения затрат и предусматривает:
1. Определение расчетной стоимости единого проездного билета:
Ср (расчетная стоимость) = Т (утвержд. тариф) x 50 (кол-во поездок), где:
Т - утвержденный тариф на проезд в рублях (тариф на 1 поездку на городских маршрутах без учета стоимости поездок на внутрирайонных маршрутах); 50 - количество поездок.
2. Определение расчетных доходов от перевозки пассажиров в соответствии с количеством реализованных единых проездных билетов и долей перевозчика (ТР) по транспортной работе (показатель (ТР) применяется при работе на маршрутах нескольких перевозчиков или же при работе одного перевозчика на городских и внутрирайонных маршрутах).
Расчетные доходы рассчитываются по следующей формуле:
Др = N x Cр x ТР : 100, где:
N - фактическое количество единых проездных билетов;
ТР - доля Перевозчика в соответствии с фактически выполненной транспортной работой в процентах.
Поскольку расчетная стоимость единого проездного билета определяется с учетом тарифа на городских маршрутах, то и доля Перевозчика (на городских маршрутах работает несколько перевозчиков) определялась в соответствии с фактически выполненной транспортной работой на городских маршрутах.
3. Фактические доходы определяются по следующей формуле:
Дф гор = N x Сф x ТР : 100, где:
Сф - фактическая стоимость единого проездного билета (300 рублей).
ТР - доля Перевозчика в соответствии с фактически выполненной транспортной работой в процентах.
Поскольку законом Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-ОЗ определено, что для граждан, проживающих в г. Вологде, действие единого именного льготного месячного проездного билета распространяется на внутрирайонные автобусные маршруты соответственно Вологодского района, средства, полученные от реализации проездных билетов (средства граждан) должны распределяться между всеми перевозчиками, обслуживающими как городские, так и внутрирайонные маршруты.
С учетом положений Порядка определения затрат, регламентирующего определение фактических доходов, как на городских, так и на внутрирайонные маршрутах, иной порядок, кроме как по доле перевозчика в выполненной транспортной работе, не может быть установлен, и в данном случае применяется доля перевозчиков в фактически выполненной транспортной работе на городских и внутрирайонных маршрутах.
Порядок определения затрат состоит из двух разделов:
I Определение затрат при проезде по единому проездному билету на городских маршрутах;
II Определение затрат при проезде по единому проездному билету на внутрирайонных маршрутах.
Поскольку на территории многих муниципальных образований (районов) Вологодской области имеется один перевозчик, осуществляющий перевозки как на городских так и внутрирайонных маршрутах, в Порядке определения затрат имеется Примечание для осуществления расчета по определению затрат, которые определяются как доля перевозчика, приходящаяся на городские и внутрирайонные перевозки, и рассчитываемая пропорционально выполненной транспортной работе. Каких-либо ссылок, указывающих на то, что примечание, содержащееся в конце раздела II Порядка распределения затрат, распространяется на раздел I Порядка, в тексте не имеется.
Таким образом, применение при определении расчетных доходов на городских маршрутах доли перевозчика с учетом фактически выполненной транспортной работы на городских маршрутах не противоречит положениям Порядка N 138.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Вологодской областью в лице Департамента финансов Вологодской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 августа 2014 года по делу N А13-5792/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5792/2014
Истец: ИП Румянцев Станислав Леонидович, Предприниматель Румянцев Станислав Леонидович
Ответчик: Департамент финансов Вологодской области., Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Вологодской области
Третье лицо: Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации