г. Томск |
|
5 декабря 2014 г. |
Дело N А27-15877/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Усенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матыскиной В.В. без использования средств аудиозаписи,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (рег. N 07АП-10848/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014 года (судья Власов В.В.) по делу N А27-15877/2014 по иску Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N10), г. Новокузнецк (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Городская клиническая больница N 5", г. Новокузнецк (ОГРН 1024201755555, ИНН 4220006132) о взыскании средств обязательного социального страхования, выплаченных по выданным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности, в размере 19297,02 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (далее - ГУ - КРО ФСС РФ (филиал N 10), истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Городская клиническая больница N 5" (далее - МЛПУ ГКБ N5) о взыскании средств обязательного социального страхования, выплаченных по выданным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности, в размере 19 297,02 рублей.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 25 августа 2014 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу N А27-15877/2014. В этом же определении суд указал на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
ГУ - КРО ФСС РФ (филиал N 10) не согласилось с решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное истолкование закона.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по листкам нетрудоспособности, выданным МЛПУ ГКБ N 5 с нарушением п. 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, выразившемся в продлении листков нетрудоспособности на срок свыше 15 дней без решения врачебной комиссии, произведены расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в общей сумме 19 297,02 рублей. Лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее листки нетрудоспособности с нарушением установленного порядка, несет ответственность за причинение убытков в виде нецелевого расходования средств обязательного социального страхования.
МЛПУ ГКБ N 5 представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы истца необоснованными, указывает, что выявленные нарушения оформления первичной медицинской документации не опровергают достоверности сведений, указанных в листках нетрудоспособности; расходы ГУ - КРО ФСС РФ (филиал N 10) на выплаты по временной нетрудоспособности возникли не в результате неправомерных действий МЛПУ ГКБ N 5, а в связи с наступлением страхового случая - заболевания застрахованного лица.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 настоящего Кодекса, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, с 09.06.2014 по 19.06.2014 главными специалистами ГУ - КРО ФСС РФ (филиал N 10) проведена плановая проверка МЛПУ ГКБ N 5 по вопросам соблюдения требований установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, соблюдения требований установленного порядка обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения за период с 01.04.2013 по 31.05.2014, по результатам которой составлен акт N 22 от 19.06.2014.
Проверкой выявлены факты выдачи листков нетрудоспособности с нарушениями Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (в редакции от 24.01.2012), в частности, 4 больничных листка продлены на срок свыше 15 дней без решения врачебной комиссии и подтверждения записями в медицинской документации, что не соответствует требованиям пункта 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного настоящим Приказом.
По указанным листкам нетрудоспособности, выданным учреждением здравоохранения с нарушением Порядка, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации произведены расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности на общую сумму 19297,02 руб., в том числе: по листку нетрудоспособности N 128140666447 с 12 мая 2014 года по 30 мая 2014 года на имя Ряшенцева А.В. выплачено пособие в сумме 13 924,32 руб.; по листку нетрудоспособности N104873471026 с 7 октября 2013 года по 8 ноября 2013 года на имя Вилисовой П.А. выплачено пособие в сумме 5372,70 руб.
ГУ-КРОФСС РФ (филиал N 10) направило в адрес ответчика письмо исх. N 01-14/09-11885 от 01.08.2014 с требованием восстановить в течение 5 банковских дней средства обязательного социального страхования в бюджет Фонда в размере 19 297,02 руб.
Ответчик в ответ на требование истца письмом от 13.08.2014 сообщил, что неточности в оформлении медицинской документации не привели к необоснованной выдаче листков нетрудоспособности и нецелевому использованию денежных средств фонда обязательного страхования.
Ссылаясь на причинение убытков в связи с оплатой работодателями за счет средств социального страхования оформленных ответчиком с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности в размере 19 297,02 руб., ГУ - КРО ФСС РФ (филиал N 10) обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральным законом от 16.07.1999 N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и исходил из недоказанности наличия прямой причинно-следственной связи между действиями лечебного учреждения по выдаче листков нетрудоспособности и расходованием средств обязательного социального страхования.
Апелляционная инстанция считает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам они не противоречат.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Полномочия истца для необходимых проверок обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 11 названного Закона.
Право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.
Пунктом 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом в соответствии с пунктом 61 Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Системный анализ изложенных норм позволил суду сделать вывод о том, что исходя из пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктов 60 и 61 Методических указаний, иски к медицинским учреждениям могут быть предъявлены в случае необоснованной выдачи листков нетрудоспособности, а также в случае неправильного оформления листков нетрудоспособности, а именно при наличии нарушений, перечисленных в пункте 60 Методических указаний.
Таким образом, законодателем прямо предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.
Вместе с тем, поскольку истец принял к оплате листки нетрудоспособности, которые выданы не в установленном порядке, то в силу пункта 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет истец.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пунктом 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, являются листок нетрудоспособности и в отдельных случаях справки установленной формы.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение) предусмотрено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также по временной нетрудоспособности, беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 Положения выплата пособий по социальному страхованию, а также финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности согласно пункту 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у них документов, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ наделяет страховщиков правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Само по себе право страховщика обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности не освобождает страховщика от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у истца убытков.
Такие доказательства в материалы дела истцом не представлены. Не наступление страховых случаев и, как следствие, необоснованность выдачи листков нетрудоспособности, наличие существенных и неустранимых нарушений при их оформлении Фондом не доказано.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в возмещении убытков.
В настоящем случае предметом иска является взыскание суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных МЛПУ ГКБ N 5 с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.
Таким образом, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
МЛПУ ГКБ N 5 в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования, и выдача листков нетрудоспособности с нарушением действующего законодательства не влечет для него ответственность гражданско-правового характера.
Принимая во внимание, что зафиксированные Фондом в акте проверки нарушения не привели к нецелевому использованию средств фонда, убытки Фонда не находятся в причинной связи с действиями МЛПУ ГКБ N 5, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании с МЛПУ ГКБ N 5 убытков в порядке статей 15 и 1064 ГК РФ.
Арбитражным судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Нарушений единообразия в толковании и применении судом норм права не допущено.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014 года по делу N А27-15877/2014 законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
В силу статьи 333.27 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 пунктом 1, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 октября 2014 года по делу N А27-15877/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Усенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15877/2014
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10
Ответчик: Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Городская клиническая больница N 5"