г. Ессентуки |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А20-545/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телематик", на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2014 по делу N А20-545/2014 (судья Р.И. Байзулаев).
по иску общества с ограниченной ответственностью "Телематик", г. Нальчик
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарский Республики, г. Нальчик
об обязании исполнить пункт 2.5 государственного контракта от 03.10.2012
и по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарский Республики, г. Нальчик
к обществу с ограниченной ответственностью "Телематик", г. Нальчик
о прекращении обязательства по исполнению пункта 2.5 государственного контракта от 03.10.2012,
третьи лица: - муниципальное предприятие Майского муниципального района "Пассажирские автоперевозки", г. Майский; - муниципальное унитарное предприятие "НальчикАвтобусТранс", г. Нальчик; - муниципальное унитарное предприятие "Лескенское АТП", с. Анзорей; - общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус-Транс", г. Тырныауз; - муниципальное унитарное предприятие "Зольское АТП", пгт. Залукокоаже; - муниципальное унитарное предприятие "Чегемское ПАТП", г. Чегем; - общество с ограниченной ответственностью "Ралли-Спорт", г. Нальчик; - общество с ограниченной ответственностью "Регионтранссервис", г. Баксан; - общество с ограниченной ответственностью "Транссервис-Нальчик", г. Нальчик; - общество с ограниченной ответственностью "Регион-07", с. Аргудан; - общество с ограниченной ответственностью "Лакнея -Сервис", г. Нальчик; - муниципальное унитарное предприятие "Терекавтотранс", г. Терек; - открытое акционерное общество "Баксанавторанс"", г. Баксан; - общество с ограниченной ответственностью "Баксантранс-М", г. Баксан; - общество с ограниченной ответственностью "ТрансТур", г. Нарткала; - открытое акционерное общество "Автотранспортная компания", г. Прохладный; - закрытое акционерное общество "СоюзАвто", г. Нальчик; - общество с ограниченной ответственностью "Скорпион", г. Баксан,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Телематик" Бенидзе И.З. по доверенности от 18.09.2014, в отсутствие представителей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарский Республики, г. Нальчик и третьих лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Телематик" (далее - ООО "Телематик", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарский Республики (далее - Минтранс КБР, ответчик) об обязании исполнить пункт 2.5 государственного контракта N 008-12 от 03.10.2012 в месячный срок (закрепление базовых предприятий, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарский Республики обратилось в суд с иском к ООО "Телематик" о прекращении обязательства по исполнению пункта 2.5 государственного контракта N 008-12 от 03.10.2012, которое было принято к производству суда и возбуждено дело N А20-3101/2014.
Определением суда от 18.07.2014 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера N А20-545/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены транспортные организации - перевозчики: - муниципальное предприятие Майского муниципального района "Пассажирские автоперевозки", г. Майский; муниципальное унитарное предприятие "НальчикАвтобусТранс", г. Нальчик; муниципальное унитарное предприятие "Лескенское АТП", с. Анзорей; общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус-Транс", г. Тырныауз; муниципальное унитарное предприятие "Зольское АТП", пгт. Залукокоаже; муниципальное унитарное предприятие "Чегемское ПАТП", г. Чегем; общество с ограниченной ответственностью "Ралли-Спорт", г. Нальчик; общество с ограниченной ответственностью "Регионтранссервис", г. Баксан; общество с ограниченной ответственностью "Транссервис-Нальчик", г. Нальчик; общество с ограниченной ответственностью "Регион-07", с. Аргудан; общество с ограниченной ответственностью "Лакнея -Сервис", г. Нальчик; муниципальное унитарное предприятие "Терекавтотранс", г. Терек; открытое акционерное общество "Баксанавторанс"", г. Баксан; общество с ограниченной ответственностью "Баксантранс-М", г. Баксан; общество с ограниченной ответственностью "ТрансТур", г. Нарткала; открытое акционерное общество "Автотранспортная компания", г. Прохладный; закрытое акционерное общество "СоюзАвто", г. Нальчик; общество с ограниченной ответственностью "Скорпион", г. Баксан.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2014 по делу N А20-545/2014 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Телематик" и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарский Республики отказано.
Не согласившись с решением суда от 20.08.2014 по делу N А20-545/2014, общество обратилось в суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований общества и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом принято незаконное и необоснованное решение в части отказа в удовлетворении требований общества об исполнении государственного контракта.
Определением от 08.10.2014 апелляционная жалоба принята к производству суда, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 17.10.2014, в котором был объявлен перерыв до 24.11.2014.
В судебном заседании 17.11.-24.11.2014 представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просит суд решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, в остальной части решение суда первой инстанции не оспаривается.
Представители Минтранса КБР и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили. От представителя Минтранса КБР поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей министерства и третьих лиц.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2014 по делу N А20-545/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в указанной части является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2010 N 255-ПП "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" Минтранс КБР произвел конкурсный отбор (протокол N03 от 01.10.2012) и по результатам 03.10.2012 заключило с ООО "Телематик" государственный контракт N 008-12, по условиям которого общество в качестве регионального сетевого оператора навигационно-информационных услуг выполняет услуги по передаче и обработке телематических данных транспортных средств по перевозке пассажиров, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в Кабардино-Балкарской Республике.
Пунктом 2.5 контракта стороны установили обязанность Минтранса КБР закрепить за ООО "Телематик" базовые предприятия - перевозчиков пассажиров, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2010 N 255-ПП "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в Кабардино-Балкарской Республики".
Срок действия государственного контракта N 008-12 от 03.10.2012 установлен пунктом 4.1, вступает в силу с момента подписания и действует до 01.10.2015.
Общество, считая, что Министерство не исполняет обязательства по государственному контракту N 008-12 от 03.10.2012, что препятствует обществу в осуществлении уставной деятельности, обратилось в суд с иском о возложении на министерство обязанности по исполнению пункта 2.5 государственного контракта, а именно, закреплять посредством базовых предприятий за оператором юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Министерство транспорта КБР указало на невозможность исполнения пункта 2.5 контракта, поскольку не установлен порядок принудительного закрепления за региональным сетевым оператором навигационно-информационных услуг юридических лиц и предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров.
Согласно статье 3 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" (далее - Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ) субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ установлено, что в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В целях обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - Постановление N 641), подпунктом "г" пункта 1 которого установлено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Пунктом 8 Постановления N 641 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и подведомственным им организациям принять меры по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 1 настоящего Постановления, закрепленных в установленном порядке за этими органами и организациями.
Во исполнение Постановления Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2010 года N 55 утвержден Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - Перечень).
Согласно подпункту 2 пункта 1 указанного Перечня оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства категорий "М2" и "МЗ".
В соответствии с пунктом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. В частности, к категории М2 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, а к категории МЗ отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, в пункте 8 которого указано, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанной аппаратурой.
В абзаце 2 пункта 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств указано о том, что порядок оснащения указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 года N 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", установлен порядок применения владельцами транспортных средств аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 по делу N АКПИ 14-40 признаны недействующими абзац 2 пункта 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 и приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 г., регистрационный N 23281) со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N АКПИ14-40
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 установлено, что Федеральный Закон от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ, разграничивая полномочия в сфере навигационной деятельности, относит установление порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 7).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 июля 2005 года N 289-О, прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти реализовать предоставленные полномочия. По смыслу приведенной позиции, Правительство Российской Федерации, которое в силу части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, действуя в рамках полномочий, делегированных ему федеральным законом, не вправе самостоятельно, на основе собственного решения передавать реализацию этих полномочий или их части другим органам публичной власти.
Верховный суд РФ также указал, что Правительство Российской Федерации, установив в абзаце втором пункта 8 Технического регламента полномочия Минтранса России по определению порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности, вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области осуществления навигационной деятельности.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти не наделены Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ какими-либо полномочиями в сфере навигационной деятельности, а в сфере технического регулирования согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ вправе издавать акты только рекомендательного характера.
Таким образом, на момент рассмотрения заявленных обществом требований о возложении на Минтранс КБР обязанностей по исполнению пункта 2.5 государственного контракта Порядок применения владельцами транспортных средств аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS Правительством Российской Федерации не установлен.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае субъекты Российской Федерации не наделены какими- либо полномочиями в сфере навигационной деятельности.
Следовательно, ни Правительство Кабардино-Балкарской Республики, ни Минтранс КБР не вправе принимать нормативные или ненормативные правовые акты в сфере навигационной деятельности и возлагать обязанности на субъектов правовых отношений в сфере навигационной деятельности, указанных в статье 3 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ.
Таким образом, судом первой инстанции правильно указано о том, что Минтранс КБР, заключив с ООО "Телематик" государственный контракт и приняв на себя обязательство по закреплению за обществом базовых предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автотранспортными средствами (пункт 2.5 контракта), вышел за пределы своей компетенции, установленной Законом N 22-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Как следует из материалов дела и справки Минтранса КБР, третьи лица, привлеченные к участию в деле, являются базовыми автотранспортными предприятиями по перевозке пассажиров, которые вправе заключить с обществом договоры на навигационно-информационное обслуживание в соответствии с гражданским законодательством.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исходя из предмета и оснований заявленных обществом требований, пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска ООО "Телематик" о понуждении Минтранс КБР исполнить пункт 2.5 государственного контракта N 008-12 от 30.10.2012 и возложении обязанности по закреплению базовых предприятий за региональным сетевым оператором - ООО "Телематик", для последующего заключения договоров на навигационно-информационное обслуживание, не имеется, а поэтому в удовлетворении иска общества следует отказать.
С выводами суда первой инстанции о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения иска общества, суд апелляционной инстанции полностью согласен по изложенным выше основаниям.
Решение суда первой инстанции в отношении требований Минтранса КБР к ООО "Телематик" не оспаривается, поэтому в указанной части решение суда первой инстанции в апелляционной порядке не проверяется.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что выводы суда первой инстанции о том, что государственный контракт N 008-12 от 03.10.2012 заключен с нарушением пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции от 26.07.2006 N135-ФЗ, что противоречит выводам судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по делу N А20- 2732/2012, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что судом не полно установлены фактические обстоятельства дела, а выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции не принимаются на основании вышеизложенного.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2014 по делу N А20-545/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-545/2014
Истец: Общество с ограниченной ответственночтью "Телематик"
Ответчик: Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: ЗАО "Союз-Авто", МП ММР "Пассажирские автоперевозки", Муниципальное предприятие Майского муниципального района "Пассажирские перевозки" г. Майский, Муниципальное унитпрное предприятие "НальчикАвтобусТранс", МУП "Зольское АТП", МУП "Лескенское АТП", МУП "ТЕРЕКАВТОТРАНС", МУП "Чегемское ПАТП", ОАО "Автотранспортная компания"- представителю трудового коллектива, ОАО "Баксанавтотранс", ООО "Баксантранс-М", ООО "Лакнея - Сервис", ООО "ЛакнеяСервис", ООО "Ралли-Спорт", ООО "Регион-07", ООО "Регионтранссервис", ООО "Скорпион", ООО "Транссервис-Нальчик", ООО "ТрансТур", ООО "Эльбрус-Транс", Султанова Н. А., Хамоков Ахмед Музакирович