город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2014 г. |
дело N А01-712/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.
при участии:
от заявителя: представитель Рытьков В.Г. по доверенности от 01.08.2014;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 13.08.2014 по делу N А01-712/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад"
к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"
принятое в составе судьи Афашагова М.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация) о признании незаконным изложенного в постановлении от 30.01.2014 г. N 177 отказа администрации в предоставлении обществу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 61/1, кадастровый номер 01:05:02000163:649, общей площадью 16 338 кв.м. (далее - спорный земельный участок), по льготной цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка; об обязании администрации передать обществу спорный земельный участок по льготной цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 13.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован соответствием оспариваемого отказа требованиям ч.1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ), так как общество обратилось с заявлением о выкупе спорного земельного участка после 1 июля 2012 года,
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована незаконностью оспариваемого отказа, так как общество имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка по льготной цене в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости на основании п. 2.2 ст. 3, п.1 ст. 2 закона N 137-ФЗ, поскольку: общество является собственником находящихся на данном участке объектов недвижимости (строений, сооружений); право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, принадлежавшее ОАО "КОЭ УПНП и КРС", было переоформлено ОАО "КОЭ УПНП и КРС" на право аренды 20.09.06г.; права арендатора спорного участка были переданы ОАО "КОЭ УПНП и КРС" обществу по договору цессии от 09.01.14г. N 09/01/2014-1. Согласно, правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащемуся в Постановлении от 09.04.2009 г. N 14649/08 право приобретения земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда. сославшись на приведённые в апелляционной жалобе доводы; во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 06.11.14г. предоставил доказательства государственной регистрации договора цессии от 09.01.14г. N 09/01/2014-1 - заверенную копию данного договора с отметкой Управления Росреестра в Тахтамукайском районе Республики Адыгея о государственной регистрации договора 23.01.14г. Протокольным определением представленный обществом документ приобщён к материалам дела в целях полного и всестороннего выяснения обстоятельств дела.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.09.1994 г. решением Администрации Республики Адыгея N 484 утверждён государственный акт РА - 2 N 001159 АООТ "Краснодарскому опытно - экспериментальному управлению по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин" (далее - "КОЭ УПНП и КРС") на право бессрочного постоянного пользования спорным земельным участком.
20.09.06г. между ОАО "КОЭ УПНП и КРС" (преобразованное ранее из АООТ ""КОЭ УПНП и КРС") с одной стороны и администрацией Муниципального образования "Тахтамукайский район" был заключен договор аренды спорного земельного участка.
08.10.13г. между ОАО "КОЭ УПНП и КРС" с одной стороны и администрацией Муниципального образования "Тахтамукайский район" был перезаключен договор аренды спорного земельного участка.
08.01.14г. между обществом (покупатель) и ОАО "КОЭ УПНП и КРС" (продавец) был заключен договор купли продажи семи объектов недвижимости (Свидетельство о государственной регистрации права: 01-АА 561832 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561816 от 22.01.2014 г; 01-АА 561833 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561829 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561831 от 22.01.2014 г; 01-АА 561828 от 22.01.2014 г.), а так же подъездных путей и коммуникаций на земельный участок, расположенных на спорном земельном участке.
09.01.14г. между обществом и ОАО "КОЭ УПНП и КРС" заключен договор уступки прав аренды спорного земельного участка ОАО "КОЭ УПНП и КРС" по договору N 1166 от 08.10.13г.
23.01.14г. Управлением Росреестра произведена государственная регистрация указанного договора цессии права аренды спорного земельного участка от ОАО "КОЭ УПНП и КРС" к обществу.
24.01.14г. общество обратилось с заявлением к администрации о приобретении права собственности на спорный земельный участок, на котором находятся принадлежащие обществу на праве объекты недвижимости, цене 2,5% от кадастровой стоимости данного участка на основании п.1 ст. 2, п. 2.2 ст. 3 закона N 137-ФЗ.
30.01.14г. администрацией на основании заявления общества вынесено постановление N 177 о предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность по цене 20% от кадастровой стоимости. В постановлении указано, что на правоотношения по предоставлению обществу в собственность спорного земельного участка положения п.1 ст. 2, п. 2.2 ст. 3 закона N 137-ФЗ не распространяются, поскольку земельный участок принадлежит обществу на праве аренды N 1166, заключённого 08.10.13г., и договора цессии, заключённого 09.01.14г.
Во исполнение постановления администрацией подготовлен проект договора купли - продажи спорного земельного участка с расчётом размера выкупной цены в приложении N 1, согласно которому выкупная стоимость участка составляет 20% от его кадастровой стоимости.
Полагая незаконным отказ администрации в представлении в собственность за плату по льготной цене испрашиваемого земельного участка, общество обратилось в рассматриваемым заявлением в суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что заявление общества подлежало удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 закона N 137-ФЗ, собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ. С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены п.1 ст. 2 закона N 137-ФЗ, в случае, если в период со дня вступления в силу закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Согласно п.1 ст. 2 закона N 137-ФЗ, до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в п.1 ст. 2 закона N 137-ФЗ, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Смысловое наполнение упомянутого пункта позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Материалами дела подтверждается наличие следующих обстоятельств:
- на спорном земельном участке находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости;
- спорный земельный участок находился у предыдущего его правообладателя на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- переоформление права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды произведено его предыдущим правообладателем до 1 июля 2012 года - 20.09.06г.;
- к обществу право аренды на спорный земельный участок перешло по договору цессии от 09.01.14г., прошедшему государственную регистрацию;
- спорный земельный участок находится в посёлке городского типа Яблоновский Тахтамукайского района с численностью, по состоянию на 01.01.14г., 28 873 человек постоянно проживающего населения.
При таких обстоятельствах общество имело право на приобретение спорного земельного участка в собственность по установленной п.1 ст. 2 закона N 137-Фз льготной цене в 2,5% от его кадастровой стоимости, как об этом они просило в заявлении от 24.01.14г.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ определено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с изложенным формализованный в постановлении от 30.01.2014 г. N 177 отказ администрации в удовлетворении заявления общества от 24.01.14г. в части приобретении в собственность спорного земельного участка по льготной цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка незаконен, противоречит требованиям п. 2.2 ст. 3, п.1 ст.2 закона N 137-ФЗ.
Данным отказом нарушены права и законные интересы общества на получение спорного земельного участка по льготной цене, установленной п.1 ст. 2 закона N 137-ФЗ.
С учётом требований п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ, нарушенные незаконным отказом администрации права и законные интересы общества подлежали восстановлению указанным обществом способом - путём возложения на администрацию обязанности направить обществу в течение 14 дней с даты вступления судебного акта в законную силу проект договора купли-продажи спорного земельного участка с указанием выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости данного земельного участка. С учётом того, что проект договор купли-продажи уже был подготовлен администрацией и общество возражает только против указанной в нём цены выкупа земельного участка, у администрации имеется объективная возможность для исполнения судебного акта в указанный обществом срок - 14 дней с даты вступления судебного акта в законную силу. Администрация о невозможности исполнения в данный срок не заявляла. В случае необходимости, администрации имеет право ходатайствовать перед судом об отсрочке исполнения судебного акта.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене судом апелляционной инстанции с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, п.п. 3, 12 п.1 ст. 333.21 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченных за подачу заявления по платёжному поручению N 44 от 28.02.2014 г. и 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 260 от 01.09.2014 г.
В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по делу может быть разрешён судом первой инстанции по заявлению участвующих в деле лиц после
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.08.2014 по делу N А01-712/2014 отменить. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим требованиям пункта 2.2 статьи 3, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", формализованный в постановлении от 30.01.2014 г. N 177 отказ администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" от 24.01.2014 г. в части приобретении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 61/1, кадастровый номер 01:05:02000163:649, общей площадью 16 338 кв.м., по льготной цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка.
Обязать администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" в двухнедельный срок с даты вступления в законную силу настоящего постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А01-712/2014 направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 61/1, кадастровый номер 01:05:02000163:649, общей площадью 16 338 кв.м., с указанием выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости данного земельного участка.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СК-Фасад", ИНН 2311134530, из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченных за подачу заявления по платёжному поручению N 44 от 28.02.2014 г. и 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 260 от 01.09.2014 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-712/2014
Истец: ООО "СК-Фасад"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район"
Третье лицо: Рытьков Владимир Геннадьевич