Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2010 г. N 06АП-2703/10
г. Хабаровск |
|
27 июля 2010 года |
Дело N 06АП-2703/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от федерального государственного учреждения "Магаданская межобластная ветеринарная лаборатория": Шейко Е.В., представитель по дов. от 09.03.2010 б/н;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: Кашу Е.В., представитель по дов. от 26.04.2010 N 01-10/1285;
от общества с ограниченной ответственностью "НОРД-ОСТ": представитель не явился;
от Управления Россельхознадзора по Магаданской области: представитель не явился;
от федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области": представитель не явился;
от областного государственного учреждения "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская": представитель не явился;
от Комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
на решение от 30 апреля 2010 года
по делу N А37-1113/2009
Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению федерального государственного учреждения "Магаданская межобластная ветеринарная лаборатория"
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 27.05.2009
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "НОРД-ОСТ", Управление Россельхознадзора по Магаданской области, федеральное государственное учреждение здравоохранение "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области", областное государственное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская", Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное учреждение "Магаданская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГУ "ММВЛ", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 27.05.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - Магаданское УФАС, антимонопольный орган).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "НОРД-ОСТ" (далее - ООО "Норд-Ост"), Управление Россельхознадзора по Магаданской области, федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"), областное государственное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская" (далее - ОГУ "Станция по борьбе с болезнями животных"), Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области.
Решением суда от 25.08.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2009 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 30.04.2010 после нового рассмотрения дела, заявленные требования удовлетворены, решение Магаданского УФАС от 27.05.2009 признано недействительным.
Не согласившись с судебным актом, антимонопольный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, поскольку, по его мнению, судом неверно применены норм материального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа настаивала на доводах жалобы. Просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель учреждения в судебном заседании просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Норд-Ост", Управление Россельхознадзора по Магаданской области, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", ОГУ "Станция по борьбе с болезнями животных", Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
В представленном отзыве Управление Россельхознадзора по Магаданской области просило решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителей антимонопольного органа, учреждения, исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
На основании заявления ООО "Норд-Ост" о понуждении его ФГУ "ММВЛ" на заключение договора возмездного оказания услуг на проведение лабораторно-диагностических исследований шкурок соболя на сибирскую язву, в том числе, на понуждение подписания протокола согласования договорной цены, Магаданским УФАС возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято оспариваемое по настоящему делу решение от 27.05.2009.
Решением действия учреждения, выразившиеся в требовании в январе - мае 2009 года платы за исследование пушно-мехового сырья на сибирскую язву, как от ООО "Норд-Ост", так и от других контрагентов:
ООО "Руфь", ООО "Лесные продукты", ООО "Кулу", ИП Петренко, ООО "ДВ-Тур", ООО "Московская артель", признаны противоречащими пункту 1 статьи 421, пункту 3 статьи 423, пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закону Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии"), Приказу Минсельхоза России от 17.05.2005 N 81 "Об утверждении перечня карантинных и особо опасных болезней животных", пункту 3 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898, части 1 Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства N 898, утвержденных Минсельхозом России 20.01.1992 N 2-27-145.
Пунктом 1 резолютивной части решения установлено, что положение ФГУ "ММВЛ" является доминирующим на рынке серологических исследований Магаданской области с долей 100%.
Пунктом 2 действия учреждения признаны нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона от 26.07.2006 N 135-Ф "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") в части навязывания ООО "Норд-Ост" условий договора, невыгодных для него, прямо не предусмотренных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, взимания платы за исследование, как злоупотребление доминирующим положением на рынке серологических исследований, в результате чего были ущемлены интересы лиц, которым была оказана услуга.
Пунктом 3 решено выдать учреждению предписание о прекращении нарушения и перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате монополистической деятельности.
Удовлетворяя требования учреждения и признавая недействительным решение антимонопольного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взимание платы производится законно, в связи с чем в действиях учреждения отсутствует вменяемое нарушение Закона "О защите конкуренции".
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции счел апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции изменению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Как видно из материалов дела, ООО "Норд-Ост" обратилось в ФГУ "ММВЛ" с просьбой о бесплатном исследовании шкурок соболя на сибирскую язву для оформления ветеринарного свидетельства формы N 3 с целью вывоза шкурок за пределы Магаданской области - на аукцион в г. Санкт-Петербург.
Однако учреждение отказалось проводить исследование бесплатно, в связи с чем указанные исследования проведены после заключения 26.02.2009 договора и оплаты выставленных в феврале-марте 2009 года счетов-фактур. Стоимость исследований составила 107 741 руб. 40 коп.
Аналогичные действия по взиманию платы выявлены в отношении иных лиц: ООО "Руфь", ООО "Лесные продукты", ООО "Кулу", ИП Петренко, ООО "ДВ-Тур", ООО "Московская артель".
При этом в ходе проведенной антимонопольным органом проверки установлено, что иных организаций на территории Магаданской области, которые могут провести серологические исследования шкурок на сибирскую язву, нет.
Действительно, в качестве другой подобной организации антимонопольным органом исследовались возможности ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области", однако исследования на сибирскую язву проводятся им только в отношении людей, поступающих с указанным предварительным диагнозом. Исследование материалов животного происхождения не проводится. Проведение серологических исследований на сибирскую язву в качестве платных услуг в 2009 году учреждение не заявляло.
Следовательно, ФГУ "ММВЛ" является лицом, доминирующим на рынке серологических услуг на территории Магаданской области.
Однако, суд первой инстанции, согласившись с доводом антимонопольного органа в указанной части, признал недействительным, в том числе пункт 1 решения от 27.05.2009, в котором содержатся выводы о доминировании учреждения на рынке серологических исследований Магаданской области с долей 100%.
При таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит изменению, а заявленные требования - отклонению.
Что касается остальной части решения суда, оснований для его отмены либо изменения не имеется, поскольку в действиях учреждения нарушения положений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организаций, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
При этом согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О ветеринарии" задачами Государственной ветеринарной службы являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Согласно пункту 3.1.2 Устава ФГУ "ММВЛ", учреждение осуществляет деятельность в качестве референтного центра Россельхознадзора в области ветеринарии.
В качестве референтного центра, в рамках осуществления своей основной деятельности, учреждение осуществляет лабораторные
исследования всеми разрешенными методами, позволяющими обеспечить своевременную диагностику и профилактику болезней животных, включая зверей, птиц, пчел, рыб и других гидробионтов (п. 3.2.1 Устава). Кроме того, с целью диагностики болезней животных проводит, в том числе серологические исследования соответствующих материалов, поступающих непосредственно от организаций и граждан (п. 3.2.3 Устава).
Разделом 3.3. Устава определены виды предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в том числе лабораторные исследования сертифицируемых, экспортируемых, импортируемых животных, продуктов животного и растительного происхождения, а также исследования и другие мероприятия, связанные с поставками животных на продажу, выставки, соревнования и с другими целями.
Согласно пункту 5.2 Устава учреждение строит свои отношения с юридическими лицами и гражданами во всех сферах деятельности на основе договоров.
Таким образом, взимание платы за оказание ветеринарных услуг не противоречит ветеринарному законодательству в целом, и отнесено к платной деятельности государственной ветеринарной службы Российской Федерации Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145, согласованным Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф, согласно которому к платным ветеринарным услугам относятся все виды лабораторных исследований, исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с поставками на племпродажу, выставки, соревнования, экспорт и другие коммерческие цели.
Обращение о проведении исследования шкурок соболя на сибирскую язву обусловлено ООО "Норд-Ост" необходимостью оформления ветеринарного свидетельства формы N 3 с целью вывоза шкурок на аукцион. Следовательно, такое исследование относится к платной услуге, относящейся к коммерческой деятельности учреждения.
Доводы антимонопольного органа о проведении учреждением данного исследования в рамках реализации своих уставных целей, следовательно, за счет средств бюджета, не подтверждено какими-либо доказательствами.
Наличие особо-опасных болезней, эпизоотий на территории Магаданской области, влекущих наступление у учреждения обязанности проводить лабораторные исследования бесплатно, антимонопольным органом не доказано. Также не подтверждено наличие планов диагностики карантинных и особо опасных болезней животных, заявок от государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а также решений (поручений) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, либо Россельхознадзора на проведение исследований на сибирскую язву.
Напротив, исследование шкурок соболя проведено ФГУ "ММВЛ" исключительно по инициативе ООО "Норд-Ост" в рамках осуществления им коммерческой деятельности, а потому должно быть оплачено заказчиком такой услуги.
Предложение о заключении договора на оказание услуг, отнесенных законом и Уставом учреждения к платным, не может быть расценено как понуждение к заключению договора.
Следовательно, взимание платы за проведение исследования шкурок соболя является законным, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания ФГУ "ММВЛ" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал решения Магаданского УФАС от 27.05.2009 в данной части недействительными.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 30 апреля 2010 года по делу N А37-1113/2009 изменить.
Признать недействительными пункты 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 27.05.2009.
В остальной части федеральному государственному учреждению "Магаданская межобластная ветеринарная лаборатория" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1113/2009
Заявитель: ФГУ "ММВЛ"
Заинтересованное лицо: Магаданское УФАС
Третье лицо: ООО "НОРД-ОСТ", Управление Россельхознадзора по Магаданской области, федеральное государственное учреждение здравоохранение "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области", областное государственное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская", Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2654/11
01.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2654/11
26.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8088/2010
27.07.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2703/10
30.04.2010 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1113/09
29.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7500/2009
25.08.2009 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1113/09