г. Москва |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А41-27546/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Дельфин" - извещено, представитель не явился,
от администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Главы Ступинского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился
от комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился,
от муниципального автономного учреждения "Единый сервисный центр" Ступинского муниципального района - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельфин" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2014 по делу N А41-27546/13, принятое судьей Муриной В.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дельфин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации от реализации преимущественного права общества в приватизации арендуемого имущества - нежилого помещения общей площадью 255,2 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Службина, д. 8. (далее - спорный объект недвижимости), выразившийся в письме комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - комитет) от 06.02.2013 N И2-21/495;
- обязать администрацию в двухнедельный срок принять решение об условиях приватизации спорного объекта недвижимости, предусмотрев в таком решении преимущественное право общества на приватизацию спорного объекта недвижимости, по цене, равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке N 1026/03-13 общества с ограниченной ответственностью "НЦСЭО "СЕРТЭКС" и составляющей 10 420 000 рублей, с рассрочкой оплаты сроком на три года;
- обязать администрацию в десятидневный срок с момента принятия решения об условиях приватизации заключить с обществом договор купли-продажи спорного объекта недвижимости.
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде признания недействительным постановления Главы Ступинского муниципального района от 29.12.2008 N 7098-п в части передачи в оперативное управление муниципальному автономному учреждению "Единый сервисный центр" (далее - учреждение) спорного объекта недвижимости;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде признании недействительным права оперативного управления учреждения в отношении спорного объекта недвижимости;
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.10.2013 требования общества о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде признания недействительным постановление Главы Ступинского муниципального района от 29.12.2008 N 7098-п в части передачи в оперативное управление учреждению спорного объекта недвижимости и о применении последствия недействительности ничтожной сделки в виде признании недействительным права оперативного управления учреждения в отношении спорного объекта недвижимости выделены в отдельное производство.
С учетом этого по настоящему делу рассматриваются следующие требования:
- о признании незаконным отказа администрации от реализации преимущественного права общества в приватизации арендуемого имущества, выразившегося в письме комитета от 06.02.2013 N И2-21/495;
- об обязании администрации в двухнедельный срок принять решение об условиях приватизации спорного объекта недвижимости, предусмотрев в таком решении преимущественное право общества на приватизацию спорного объекта недвижимости, по цене, равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке N 1026/03-13 общества с ограниченной ответственностью "НЦСЭО "СЕРТЭКС" и составляющей 10 420 000 рублей, с рассрочкой оплаты сроком на три года;
- об обязании администрации в десятидневный срок с момента принятия решения об условиях приватизации заключить с обществом договор купли-продажи спорного объекта недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Глава Ступинского муниципального района Московской области, комитет, учреждение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.10.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом и учреждением заключен договор аренды от 31.12.2010 N 191/11 спорного объекта недвижимости. Срок договора согласован сторонами до 31.12.2013
Ранее общество владело и пользовалось указанным объектом на основании договоров аренды от 30.12.2005 N 93, от 25.12.2006 N 93, от 25.12.2007 N 93, от 31.12.2008 N 191/09, заключенных с комитетом.
Письмом от 24.12.2012 общество обратилось в администрацию с просьбой принять решение о реализации преимущественного права общества на приобретение арендуемого объекта недвижимости в собственность на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об отчуждении имущества).
Комитетом от имени администрации принято решение, оформленное письмом от 06.02.2013 исх. N И2-21/495, об отказе в выкупе нежилого помещения.
В качестве оснований для отказа в письме указано следующее:
- помещение находится на праве оперативного управления у учреждения, с которым у общества имеются договорные арендные отношения;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об отчуждении имущества из муниципальной собственности не может быть отчуждено недвижимое имущество, принадлежащее муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Общество получило отчет N 1026/03-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "НЦСЭО "СЕРТЭКС", рыночная стоимость этого объекта по состоянию на 11.03.2013 составляет 10 420 000 рублей.
Полагая, что названный отказ от 06.02.2013 в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального нежилого помещения является незаконным, общество 21.06.2013 обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на пропуск обществом трехмесячного срока на обжалование решения администрации об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального нежилого помещения. В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу этого заявление суд первой инстанции отказал, указав на отсутствие уважительных причин для пропуска данного срока.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В данном случае письмо комитета от 06.02.2014 (т.1 л.д. 98), содержащее оспариваемый отказ, общество получило 13.02.2014 (т.1 л.д. 99).
Таким образом, трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, истек 13.05.2014.
С заявлением по настоящему делу об оспаривании отказа комитета общество обратилось 21.06.2014 (т.1 л.д. 2), то есть с пропуском срока на подачу такого заявления более чем на месяц.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В суде первой инстанции общество в обоснование ходатайства о восстановлении срока сослалось на то, что после получения оспариваемого письма направило в адрес администрации проект договора-купли-продажи арендуемого имущества и, получив отрицательный ответ в его заключении, в июне 2013 года обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как правильно указал суд первой инстанции, после получения оспариваемого решения необходимости в обращении общества к администрации с предложением к заключению договора купли-продажи не имелось с учетом положений части 3 статьи 9 Закона об отчуждении имущества.
Поскольку общество не представило суду доказательств отсутствия возможности подать заявление в суд по настоящему делу в отведенный законом срок, также как и доказательств, указывающих на обоснованность причин пропуска срока на обжалование, суд первой инстанции правомерно отказал в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе общество в качестве оснований для восстановления срока на обращение в суд ссылается на то, что общество после получения оспариваемого отказа был вынуждено осуществить оценку спорного имущества, что заняло определенное время, после чего, направив в адрес уполномоченного органа проект договора, было вынуждено соблюдать 30-дневный срок, установленный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, по мнению общества, пропуск трехмесячного срока, установленного статьей 198 АПК РФ, был вызван объективными причинами и выбранным способом защиты.
Данные доводы общества признаются апелляционным судом несостоятельными: как следует из содержания заявления, предмета и оснований требований общества, они заявлены по правилам главы 24 АПК РФ, в том числе статьи 198 АПК РФ, на применение которой указывает само общество; требования об обязании администрации в двухнедельный срок принять решение об условиях приватизации спорного объекта недвижимости, предусмотрев в таком решении преимущественное право общества на приватизацию спорного объекта недвижимости, по цене, равной его рыночной стоимости; об обязании администрации в десятидневный срок с момента принятия решения об условиях приватизации заключить с обществом договор купли-продажи спорного объекта недвижимости являются ни чем иным как требованиями о восстановлении прав общества, нарушенных, по его мнению, администрацией при отказе (ненормативном правовом акте) по заявлению общества о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
АПК РФ и Закон об отчуждении имущества не содержат такого обязательного условия для подачи в арбитражный суд заявления об оспаривании отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность и об обязании совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 этого Закона, как подготовка отчета о рыночной стоимости арендуемого имущества.
Напротив, согласно пункту 3 статьи 9 Закона при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
С учетом этого при рассмотрении дела об оспаривании отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность суд, признав незаконным такой отказ, может на основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать уполномоченный орган обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то есть принять такое решение и в отсутствие отчета о рыночной стоимости испрашиваемого имущества.
При таких обстоятельствах ходатайство общества о восстановлении срока для обращения в суд не подлежало удовлетворению.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления при отказе в удовлетворении ходатайства о его восстановлении является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Данная позиция подтверждена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2011 году (постановление Президиума от 26.07.2011 N 18306/10).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2014 по делу N А41-27546/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27546/2013
Истец: ООО "Дельфин"
Ответчик: Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Глава Ступинского Муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района, КУИ Администрации Ступинского муниципального района Московской области, МАУ "Единый сервисный центр", Муниципальное автономное учреждение "Единый сервисный центр" Ступинского муниципального района, Администрация Ступинского муниципального района Московской области