г. Самара |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А55-12808/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Нестеровой С.В. (доверенность от 26.12.2013 N 358),
представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - Игнатенко Т.В. (доверенность от 27.12.2013 N 3777),
представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 9" - Калатало З.Н. (доверенность от 03.12.2014),
представителя Министерства здравоохранения Самарской области - Шевыревой О.А. (доверенность от 05.07.2012 N 11),
представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства г.о. Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель муниципального предприятия "Инженерная служба" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель главы г.о. Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 декабря 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 года по делу N А55-12808/2014 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту управления имуществом г.о. Самара,
к главе г.о. Самара,
третьи лица: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1", г. Самара,
Министерство здравоохранения Самарской области, г. Самара,
Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.о. Самара,
муниципальное предприятие "Инженерная служба", г. Самара,
о признании незаконным отказа в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом на основании статьи 49 АПК РФ), в котором просит: признать незаконным отказ главы городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88, изложенного в письме от 06.03.2014 N 7279; обязать главу городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара направить в министерство предложение о передаче объекта недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88, с перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Самарской области (т. 1 л.д. 7-14).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1", Министерство здравоохранения Самарской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.о. Самара, муниципальное предприятие "Инженерная служба" (т.1 л.д.1, 42).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 по делу N А55-12808/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д.173-178).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.3-7).
Министерство здравоохранения Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Главы г.о.Самара, Департамента жилищно-коммунального хозяйства г.о. Самара и муниципального предприятия "Инженерная служба", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара отклонил апелляционную жалобу.
Представитель Министерства здравоохранения Самарской области поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 9" поддержал апелляционную жалобу. Представитель указал, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 9".
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества - нежилое здание (Литер Т), площадью 52,50 кв.м., литера Т, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, 88 находится в собственности муниципального образования - городской округ Самара, что подтверждается представленной копией Свидетельства о регистрации права (т. 1 л.д. 79).
30.12.2013 Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось с заявлением в Департамент управления имуществом г.о. Самара о передаче недвижимого имущества - трансформаторной подстанции литера Т, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88 в собственность Самарской области ввиду того, что данный объект необходим для использования объектов здравоохранения, находящихся в собственности Самарской области и находящихся в пользовании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1" (т. 1 л.д. 83-84).
Письмом от 06.03.2014 N 7279 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Министерству имущественных отношений Самарской области в передаче спорного объекта в собственность Самарской области, обосновав свою позицию тем, что объект является муниципальной собственностью городского округа Самара, закреплен на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Инженерная служба" на основании приказа департамента от 14.04.2010 N 1297 (т. 1 л.д. 85).
Заявитель, полагая, что отказ изложенным в письме департамента от 06.03.2014 N 7279 является незаконным и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что трансформаторная подстанция ТП-3142 не только обеспечивает электроснабжение медико-санитарной части N 1, но и возможна для использования для обеспечения электроснабжения иных объектов.
Представленное в материалы дела письмо от 12.10.2012 N 15-070-7/18476 от ММУ МСЧ N 1 г.о. Самара в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара подтверждает, что спорный объект недвижимости не подлежал передаче в собственность Самарской области, в перечне имущества предполагаемого к передаче трансформаторная подстанция отсутствовала.
В материалы дела представлено письмо ММУ МСЧ N 1 от 04.03.2010 N 94 в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара, из которого следует, что администрации ММУ МСЧ N 1 просит передать в муниципальную инженерную службу трансформаторную подстанцию ТП-3142 расположенную по адресу: ул. Нагорная, 88, в виду отсутствия обслуживающего персонала, так как ранее обслуживание подстанции производилось электротехническим персоналом ОАО "Моторостроитель". В настоящее время обслуживание ТП-3142 работниками ОАО "Моторостроитель" не проводится в виду, того, что объект находится на балансе ММУ МСЧ N 1, сложившиеся ситуация с обслуживанием ТП-3142 может привести к аварийному состоянию с обеспечением электроснабжения ММУ МСЧ N 1.
Таким образом, передача объекта недвижимости - нежилого здания (Литер Т), площадью 52,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 88, литера Т, из оперативного управления ММУ МСЧ N 1 в хозяйственное ведение МП "Инженерная служба" было волеизъявление учреждения - ММУ МСЧ N 1, что подтверждается вышеуказанным письмом от 04.03.2010 N 94 и приказом Департамента управления имущества г.о. Самара N 1297 от 14.04.2010, изданного в связи с обращением ММУ МСЧ N1 (т. 1 л.д. 80).
Главой городского округа Самара какие-либо отказы по передаче в собственность Самарской области спорного объекта не принимались, что является основанием для отказа в удовлетворении требований к Главе городского округа Самара.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для признания отказа Департамента управления имуществом городского округа Самара в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества - трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88, изложенного в письме от 06.03.2014 N 7279, незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что больничный комплекс, расположенный по адресу: г.Самара, ул. Нагорная, введен в эксплуатацию в 1974 году, что отражено в техническом паспорте домовладения по состоянию на 15.01.2012 (т.1 л.д.132-134).
В состав больничного комплекса входят объекты недвижимости: стационар с круглосуточным пребыванием людей, пять операционных блоков, реанимация и т.д., кроме того, трансформаторной подстанции литер Т.
Трансформаторная подстанция обеспечивает электроснабжением вышеуказанные социально-значимые медицинские объекты, поэтому нарушение энергоснабжения может повлечь за собой опасность для жизни и здоровья пациентов.
Согласно правил устройств электроустановок (ПЭУ) отнесен к первой категории надежности, в связи с чем изначально, архитектурно-планировочные решения были выполнены с учетом ПЭУ, то есть с возведением на территории больничного комплекса трансформаторной подстанции ТП-3142, обеспечивающей непрерывное электроснабжение больничного комплекса, что отражено в генеральном плане застройки.
Указанный больничный комплекс возводился ОАО "Моторостроитель" для оказания медицинских услуг сотрудникам предприятия, в связи с чем обслуживание трансформаторной подстанции находилось в ведении ОАО "Моторостроитель".
На основании обращения генерального директора ОАО "Моторостроитель" Шитарева Л.И. (Вх. N 15-01-22/3975 от 15.10.2001), Комитет по управлению имуществом города Самары принял указанный больничный комплекс в муниципальную собственность и решением от 07.12.2001 N 691 передал в оперативное управление ММУ МСЧ N 1 движимое имущество указанного больничного комплекса, в том числе и строение литера Т (трансформаторная подстанция) (т.1 л.д.135).
В соответствии с актом приема-передачи, утвержденного Комитетом по управлению имуществом г.Самары от 01.12.2005, с одной стороны - ОАО "Моторостроитель", с другой стороны - ММУ МСЧ N 1, медицинское учреждение приняло в оперативное управление недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Нагорная, 88 - стационар (литер А-А5, Б, В, Г, Д-ДЗ, С, ТП), пр.Кирова, 38 - поликлиника (литер А.С) (т.1 л.д.142).
Согласно акту приема-передачи основных средств, утвержденного с одной стороны - ОАО "Моторостроитель" от 30.11.2005, с другой стороны - ММУ МСЧ N 1 от 28.10.2005, медицинское учреждение приняло на баланс муниципальное имущество - здание трансформаторной подстанции 1972 года (т.1 л.д.140-141).
Объект недвижимости - нежилое здание, площадью 52,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 88, литера Т (здание трансформаторной подстанции), является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества на основании Постановления Главы Администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77 "Об объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения акционерных обществ "Волготрансстрой", "Моторостроитель", "Самарский научно-технический комплекс "Двигатели НК".
Право собственности муниципального образования городского округа Самара на здание трансформаторной подстанции зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2008 серия 63-АГ 065823 (т. 1 л.д. 79).
В связи с обращениями ММБУ МСЧ N 1 Промышленного района г.о. Самара и МП г.о. Самара "Инженерная служба", 14.04.2010 Департаментом управления издан приказ N1297 (т. 1 л.д. 80), во исполнение которого указанный объект недвижимости (нежилое здание трансформаторной подстанции - литер Т) изъят из оперативного управления медицинского учреждения и передан в хозяйственное ведение МП г.о. Самара "Инженерная служба" по акту от 02.07.2010 (л.д. 80-81).
Факт изъятия объекта и передачи новому владельцу подтверждается актом приема-передачи от 02.07.2010 (т. 1 л.д. 82).
Для обеспечения требуемой надежности электроснабжения в соответствии с категориями надежности электроснабжения, изложенными в ПЭУ издание 7 раздел I, организация, обслуживающая электроустановки обязана четко выполнять требования Норм и правил работ в электроустановках.
МП "Инженерная служба" в хозяйственном ведении которой находится указанная трансформаторная подстанция не обеспечивает обслуживание данного объекта в соответствии с ПЭУ.
На поставку электрической энергии для нужд медицинского учреждения, 01.01.2011 заключен договор N 02021 между медицинским учреждением и ЗАО "Самарагорэнергосбыт". По условиям договора, поставщик в обязательном порядке проверяет электроустановки на предмет корректности предоставляемых абонентом показаний приборов учета и несанкционированного подключения субабонентов.
В акте обследования от 15.04.2013 N 005461 указано, что в ТП 3142 установлены только приборы учета для снятия показаний потребления электрической энергии больничного комплекса.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что трансформаторная подстанция ТП 3142 расположенная на земельном участке площадью 46177,4 кв.м., кадастровый номер 63:01:0716007:1, по адресу: г. Самара, Нагорная, дом 88, предназначена только для обеспечения требуемой надежности электроснабжения ГБУЗ СО "СМСЧ N 1".
ГБУЗ СО "СМСЧ N 1" остро нуждается в данном объекте, так как трансформаторная подстанция обеспечивает функционирование больничного комплекса, в том числе стационара, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88, целью которого является оказание медицинской помощи населению городского округа Самара и гражданам. Сбои в подаче электроэнергии не допустимы, так как могут привести к угрозе жизни и здоровья людей.
Следовательно, обслуживание трансформаторной подстанции должно проводиться согласно установленным нормам, правилам и техническим регламентам.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчики не представили в суд доказательств, что данная трансформаторная подстанция, кроме обслуживания больничного комплекса, обслуживает иные социально-значимые для города Самары объекты.
Согласно части 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения статьи 100 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Из вышеуказанных обстоятельств дела усматривается, что спорный объект недвижимости (нежилое здание трансформаторной подстанции) подпадает под условия, указанные в части 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно использовался и используется органами местного самоуправления в целях охраны здоровья, а также находился в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Следовательно, имеются правовые основания для передачи спорного объекта в собственность субъекта Российской Федерации.
Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установлен пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Статьей 45 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 определено, что городской округ Самара самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара.
От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Спорный объект недвижимости находится в муниципальной собственности городского округа Самара и использовался в целях охраны здоровья, в связи с чем Глава, Департамент обязаны были до 01.01.2013 в соответствии с действующим законодательством направить предложение в Министерство имущественных отношений Самарской области о передаче объекта недвижимости по адресу: г. Самара, Нагорная, дом 88, литер Т в собственность Самарской области.
30.12.2013 Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось с заявлением в Департамент управления имуществом г.о. Самара о передаче недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, д.88 в собственность Самарской области ввиду того, что данный объект необходим для использования объектов здравоохранения, находящихся в собственности Самарской области и находящихся в пользовании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1".
Письмом от 06.03.2014 N 7279 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Министерству имущественных отношений Самарской области в передаче спорного объекта в собственность Самарской области, обосновав свою позицию тем, что объект является муниципальной собственностью городского округа Самара, закреплен на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Инженерная служба" на основании приказа департамента от 14.04.2010 N 1297.
Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Суд апелляционной инстанции считает, что невыполнение Главой, Департаментом вышеуказанных требований закона создает препятствия осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, нарушает права органов государственной власти Самарской области и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходя из того, что право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится, в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому, обусловленной перераспределением публичных полномочий.
Суд первой инстанции ссылается на отсутствии правовых оснований для передачи спорного имущества в собственность субъекта Российской Федерации ввиду того, что данный объект не использовался в целях охраны здоровья, трансформаторная подстанция ТП-3142 не только обеспечивает электроснабжение медико-санитарной части N 1, но и возможна для использования для обеспечения электроснабжения иных объектов.
Материалами дела подтверждается, что ранее и по настоящее время спорное имущество использовалось по назначению в целях обеспечения больничного комплекса электроснабжением, то есть для оказания медицинской помощи населению. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Отсутствуют в деле и доказательства, свидетельствующие о необходимости использования спорного имущества в целях оказания медицинской помощи населению, для осуществления установленных законом полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере.
Министерство здравоохранения Самарской области обосновывает необходимость передачи спорного объекта в собственность субъекта Российской Федерации острой необходимостью, так как данный объект снабжает электроэнергией больничный комплекс. Данный объект входит в состав больничного комплекса и неразрывно с ним связан, так как обеспечивает электроснабжение только данный больничный комплекс и находится на его земельном участке.
Суд апелляционной инстанции считает предположением довод ответчиков, что трансформаторная подстанция, может обеспечивать электроснабжения иных объектов.
Необходимость передачи имущества носит социальный характер, направленный на повышение уровня благополучия населения в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда первой инстанции, что препятствием для передачи спорного объекта из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, является нахождение данного недвижимого имущества в хозяйственное ведение МП "Инженерная служба", что подтверждается приказом Департамента управления имущества г.о. Самара от 14.04.2010 N 1297 (т. 1 л.д. 80-81) и актом приема-передачи от 02.07.2010 (т.1 л.д.82).
На основании статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Следовательно, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.
В силу пункта 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В рассматриваемом случае не осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения на недвижимое имущество - трансформаторная подстанция за МП "Инженерная служба".
Следовательно, у МП "Инженерная служба" не возникло право хозяйственного ведения на спорный объект.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправомерно отказал Министерству имущественных отношений Самарской области в удовлетворении заявленных требований. Отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в передаче имущества не соответствует закону, чем нарушает права Министерства имущественных отношений Самарской области и законные интересы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить, признать незаконным отказ главы городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88, изложенного в письме от 06.03.2014 года N 7279, а также обязать главу городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара направить в Министерство имущественных отношений Самарской области предложение о передаче объекта недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, дом 88, с перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Самарской области.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Министерством имущественных отношений в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 года по делу N А55-12808/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным отказ главы городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, д.88, изложенного в письме от 06.03.2014 года N 7279.
Обязать главу городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара направить в Министерство имущественных отношений Самарской области предложение о передаче объекта недвижимого имущества трансформаторной подстанции литера Т, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, д.88, с перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12808/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Глава г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: ГБУЗ Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 9", ГБУЗ Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N1", Департамент ЖКХ Администрации г. о. Самара, Министерство здравоохранения Самарской области, МП "Инженерная служба"