г. Самара |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А55-18594/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" - Андрианова Е.Л. (доверенность от 13.11.2014),
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области -Белоусовой Е.М. (доверенность от 26.12.2013 N 367),
представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Медведевой О.С. (доверенность от 05.08.2014 N Д05-01/2123),
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2014 года по делу N А55-18594/2013 (судья Бойко С.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" (ОГРН 1126316006112, ИНН 6316176763), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" (далее - общество, ООО "УК "Представитель") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 10.07.2013 N 12-1/0589/13 (т. 1 л.д. 3).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 121-122, 142-143).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.05.2014 вышеназванные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2 л.д. 13-17).
В постановлении суда кассационной инстанции изложено, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исходя из системного толкования пунктов 2.1-2.6, 3.1 Порядка, пришли к выводу о том, что названными нормами не предусматривается возможность предоставления земельного участка под временным (некапитальным) объектом в собственность, а позволяет приобретение земельного участка только в аренду.
Между тем, судами не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Суд кассационной инстанции также находит несостоятельной ссылку судов на пункт 3.1 Порядка.
Пункт 3.1 Порядка, до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в том числе, в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, положения пункта 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.12 Порядка).
Судами остались без исследования заявленные требования Общества, изложенные в ходатайстве об уточнении заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, в соответствии с которым Общество указывало на возможность предоставления земельного участка в собственность в соответствии с пунктами 2.11-2.12 Порядка и просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания Министерства обеспечить проведение оценки испрашиваемого земельного участка и принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Таким образом, в результате признания решения Министерства незаконным, суду необходимо было исследовать вопрос о наличии правовых оснований предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, в том числе с учетом положений пунктов 2.11-2.12 Порядка.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2014 по делу N А55-18594/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "УК "Представитель" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:45, площадью 80 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, содержащийся в сообщении N12-1/0589/13 от 10.07.2013.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Представитель" путем проведения оценки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:45, площадью 80 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка (т. 2 л.д.39-42).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.45-54).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на нее (т.2 л.д.90-95).
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.2 л.д.80-87).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено (т.2 л.д.99).
В судебном заседании представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в пояснении по делу.
Представитель департамента поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Представитель" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 80 кв.м., по адресу г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе.
Сообщением от 10.07.2013 N 12-1/0589/13 Министерство имущественных отношений Самарской области в приватизации испрашиваемого земельного участка заявителю отказано. Отказ мотивирован тем, что вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования согласно градостроительным регламентам (т.1 л.д.5-7).
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Из материалов дела усматривается, что на основании запроса Министерства имущественных отношений Самарской области, Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара представлена информация (письмо от 17.04.2013 N САМВ-44304 - т.1 л.д.13) о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 N 61; вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участком в указанной зоне.
Указанная информация послужила основанием для оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что вышеназванная информация предоставлена департаментом ошибочно.
Фактически заявленный вид использования является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2, о чем департамент указывает в письме от 19.11.2013 N Д05-01-01/10133-3-1 (т. 1 л.д.104-106).
Указанное обстоятельство также усматривается из Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 N 61.
В силу пункта 2.11. Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.13 Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, указанного в пункте 2.12. настоящего Порядка, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе. Если предметом аукциона является заключение договора купли-продажи земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 20 процентам начальной цены земельного участка, определенной на основании отчета о рыночной стоимости. Если предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 50 процентам начального размера арендной платы (определенной на основании отчета о рыночной стоимости), подлежащей уплате за весь срок договора аренды.
Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания.
В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания.
Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы.
Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе. Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен заявителем в министерство вместе с заявлением (т. 1 л.д.9-10).
В соответствии с пунктами 2.11- 2.12. Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку министерства на то, что земельные участки, находящиеся в зоне Р-2 не подлежат приватизации в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
По смыслу вышеназванной нормы нахождение земельного участка в зоне Р-2 само по себе не порождает запрет на его приватизацию. Правовое значение имеет расположение на нем площадей, улиц, проездов, автомобильных дорог, набережных, скверов, бульваров, водных объектов, пляжей и другими объектами общего пользования.
Однако каких - либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, равно как и доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе, Министерством в нарушение требований пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку министерства на выкопировку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
Данная выкопировка не опровергает установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ противоречит, пунктам 2.4., 2.11-2.13 Порядка, статье 34 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2014 года по делу N А55-18594/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18594/2013
Истец: ООО "УК "Представитель"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-699/16
14.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21664/13
04.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13398/14
21.07.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18594/13
08.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5952/13
07.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-362/14
10.12.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18594/13