г. Владимир |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А79-6491/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (ИНН 2127008364, ОГРН 1022100967195) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.08.2014 по делу N А79-6491/2013,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению открытого акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике-Чувашии от 31.07.2013 N 06-012, при участии третьих лиц, - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства", открытого акционерного общества "МОСТОТРЕСТ".
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" - Объедков О.В. по доверенности от 25.12.2013 N 20-23/1497 сроком действия до 31.12.2014;
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике-Чувашии - Ванеев Ф.С. по доверенности от 10.01.2014 N 05/17-49 сроком действия до 31.12.2014, Кочкомазова О.С. по доверенности от 09.01.2014 N 05/17-9 сроком действия до 31.12.2014.
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства", открытое акционерное общество "МОСТОТРЕСТ", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, административный орган) от прокуратуры Чувашской Республики 19.06.2013 поступило письмо от 17.06.2013 N 73-43-2013 об обращении жителей деревни Шинеры Цивильского района Чувашской Республики по факту выполнения работ по добыче песка и глины на территории земельного участка, расположенного вдоль автомобильной дороги "Нюрши-Шинеры" между селом Шинеры Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики и рекой Аниш (кадастровый участок: 21:20:170703).
Сотрудниками административного органа 20.06.2013 было проведено рейдовое мероприятие по маршруту в отношении указанного земельного участка.
По результатам обследования данного земельного участка Управлением установлено, что на земельном участке, расположенном вдоль автомобильной дороги "Нюрши-Шинеры" между селом Шинеры Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики и рекой Аниш, проводятся работы по добыче песка и глины для реконструкции участка автодороги "М-7 Волга" у п. Опытный Цивильского района Чувашской Республики спецтехникой (экскаваторы, бульдозер Т-170 с государственным регистрационным знаком 4432УХ21) филиалами СУ-4 и СУ-5 открытого акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (далее - ОАО "Дорисс", Общество). Погрузка песка и глины производится в автомобили марки КАМАЗ с государственными регистрационными знаками А026ВЕ21, У394ЕА21, В382ВК21, В233СС21, В363РК21 и другие. Площадь участка добычи не менее 0,358 га, глубина добычи не менее 12,12 м.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 17.07.2013 должностным лицом Управления в отношении ОАО "Дорисс" протокола N 06-016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ.)
Рассмотрев материалы административного дела, уполномоченное лицо Управления 31.07.2013 вынесло постановление о назначении Обществу административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании данного постановления незаконным и отмене.
Решением от 11.08.2014 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Дорисс" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм процессуального права и просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, административным органом не доказан факт вывоза ОАО "Дорисс" со спорного земельного участка песка, а не грунта.
Общество обращает внимание, что имело право на разработку грунта до глубины 5 м.
Одновременно заявитель жалобы полагает, что он дважды привлечен к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления поддержали отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нём изложенным.
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства", открытое акционерное общество "МОСТОТРЕСТ" отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" и открытого акционерного общества "МОСТОТРЕСТ".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Виды пользования недрами перечислены в статье 6 Закона о недрах. К числу пользования недрами относится разведка и добыча полезных ископаемых
Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 46-р, Правительства Чувашской Республики N 87-рп от 13.09.2006 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Чувашской Республике" песок (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина) на территории Чувашской Республики относятся к общераспространённым полезным ископаемым.
В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из постановления от 31.07.2013 N 06-012 следует, что Обществу вменяется в вину нарушение требований статьи 11 Закона о недрах, выразившееся в осуществлении работ по добыче песка и глины на земельном участке (кадастровый участок: 21:20:170703) в условиях отсутствия лицензии на пользование недрами.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного право нарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном право нарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном право нарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4 статьи 27.8 КоАП РФ).
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5 статьи 27.8 КоАП РФ).
В качестве доказательств совершения Обществом правонарушения административный орган сослался на протокол об административном правонарушении от 17.07.2013 N 06-016 и докладную записку от 27.06.2013.
Вместе с тем, как усматривается из докладной записки от 27.06.2013, должностными лицами административного органа 20.06.2013 фактически проводился осмотр территории и техники, используемых Обществом для осуществления предпринимательской деятельности (постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от 07.06.2013 N 480, договор безвозмездного пользования земельным участком от 07.05.2013 N 68, договор субподряда от 29.03.2013 N МО-41-04-0037/2013, письмо Гостехнадзора Чувашии от 11.07.2013 N 01/15-840).
Данное процессуальное действие осуществлено с нарушением процедуры, регламентированной статьей 27.8 КоАП РФ: без составления протокола, без участия понятых и представителей юридического лица. Непосредственного докладная записка составлена и подписана одним из двух должностных лиц, принимавших участие в обследовании спорного земельного участка, в связи с чем она не может быть признана допустимым доказательством по делу.
Сообщив в докладной записке о применении специальных технических средств при измерении глубины и площади разработки недр, должностное лицо административного органа не зафиксировало, каким образом производились замеры (с каких точек) с учетом неровного рельефа местности.
Из докладной записки следует, что проводился опрос водителей. Однако показания опрошенных лиц также не зафиксированы.
Представленные административным органом фотографии от 20.06.2013 и 25.06.2013 не могут быть признаны доказательствами по делу, поскольку они не оформлены ненадлежащим образом (не подписаны, не представляется возможным установить, кем произведена фотосъемка и в ходе какого процессуального действия).
В рассматриваемом случае административным органом не представлено надлежащих и достаточных доказательств фиксации события административного правонарушения в момент его обнаружения (20.06.2013).
Протокол об административном правонарушении от 17.07.2013 N 06-016 составлен должностным лицом, не принимавшим участие 20.06.2013 в обследовании (осмотре) территории, используемой Обществом.
Поскольку протокол об административном правонарушении от 17.07.2013 N 06-016 составлен исключительно на основании докладной записки от 27.06.2013, не соответствующей положениям статьи 27.8 КоАП РФ, он не может быть расценен в качестве надлежащего доказательства по делу.
Иных доказательств, подтверждающих наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, административным органом, не представлено.
Учитывая положения статьи 1.5 КоАП РФ, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности события вмененного Обществу административного правонарушения.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о незаконности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с чем постановление от 31.07.2013 N 06-012 подлежит отмене как незаконное.
Таким образом, апелляционная жалоба Общества надлежит удовлетворению, а решение суда - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.08.2014 по делу N А79-6491/2013 отменить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике-Чувашии от 31.07.2013 N 06-012 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6491/2013
Истец: ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Третье лицо: ОАО "МОСТОТРЕСТ" - филиал Чебоксарская территориальная фирма "Мостоотряд-41", ОАО МОСТОТРЕСТ ", ФКУ "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агенства", Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чувашской Республике