город Омск |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А46-9979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11597/2014) Министерства труда и социального развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2014 по делу N А46-9979/2014 (судья Луговик С.В.) по иску открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ИНН 5507077352, ОГРН 1055513053243) к Министерству труда и социального развития Омской области (ИНН 5503079341, ОГРН 1045504007603, 644007) о взыскании 344 464 руб., третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Экстрим безопасность",
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства труда и социального развития Омской области - Тереховой Н.Ю. по доверенности N 16312 от 03.12.2013 сроком действия по 31.12.2014,
от открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" - Пикуль А.В. по доверенности N 447 от 10.09.2014 сроком действия по 31.12.2014, Ивановой С.В. по доверенности б/н от 10.01.2014 сроком действия по 31.12.2015,
от общества с ограниченной ответственностью "Экстрим безопасность" - представитель не явился,
установил:
открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее по тексту - ОАО "ПАТП N 2", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству труда и социального развития Омской области (далее по тексту - министерство труда и социального развития, ответчик) о взыскании убытков в сумме 344 464 руб.
Определением суда от 25.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экстрим безопасность" (далее по тексту - ООО "Экстрим безопасность", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.09.2014 по делу N А46-9979/2014 с министерства труда и социального развития в пользу ОАО "ПАТП N 2" взысканы убытки в сумме 344 464 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 889 руб. 28 коп. ОАО "ПАТП N 2" из федерального бюджета возвращено 170 руб. 72 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1503 от 15.07.2014.
Возражая против принятого судом решения, министерство труда и социального развития в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм процессуального права. При этом ответчик указывает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства министерства труда и социального развития о привлечении ООО "Экстрим безопасность" к участию в деле в качестве соответчика, так как ООО "Экстрим безопасность" на безвозмездной основе оснащало транспортные терминалы ОАО "ПАТП N 2" программным обеспечением и при выполнении этих работ был допущен сбой в программном обеспечении. Министерство труда и социального развития не разрабатывает, не устанавливает и не сопровождает программное обеспечение кондукторских терминалов. По мнению ответчика, в основу решения положены ненадлежащие и недопустимые доказательства. ОАО "ПАТП N 2" не доказало факт возникновения убытков, их размер, а также факт противоправного поведения ответчика.
До начала заседания суда от министерства труда и социального развития поступили дополнения к апелляционной жалобе.
ОАО "ПАТП N 2" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Экстрим безопасность", извещенное надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в него не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу - не представило.
На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства труда и социального развития поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ОАО "ПАТП N 2" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями к ней и письменный отзыв на неё, выслушав явившихся представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ОАО "ПАТП N 2" (транспортная организация) и министерство труда и социального развития (минтруд) заключили договоры от 09.01.2014 N 23, N 24 о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан в пределах территории Омской области, по условиям которых минтруд предоставляет меры социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан в Омской области в виде права бесплатного проезда автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском и пригородном сообщениях в пределах территории города Омска и Омской области в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области", порядок и условия перечисления средств областного бюджета на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
В силу пункта 2.1.1 договоров ОАО "ПАТП N 2" обязалось обеспечить перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, на исправном подвижном составе автомобильным пассажирским транспортом с использованием электронных транспортных карт, универсальных электронных карт.
В свою очередь Минтруд обязался производить возмещение затрат транспортной организации в порядке, предусмотренном договором, на основании отчета о фактическом количестве поездок граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставлена мера социальной поддержки, совершенных за период с первого по последнее число отчетного месяца, а также расчета суммы возмещения затрат.
Как указал истец, 13.05.2014 ОАО "ПАТП N 2" во исполнение договоров от 09.01.2014 N 23, N 24 осуществило перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, на исправном подвижном составе автомобильным пассажирским транспортом с использованием электронных транспортных карт, универсальных электронных карт в количестве 22 037 поездок - в черте города Омска, из которых министерством оплачено 777 поездок, 294 поездки - за чертой города, из которых министерством оплачено 25 поездок.
Как усматривается из претензии от 20.05.2014 N ИСХ-14/МТСР-7275 министерства труда и социального развития, направленной ООО "Экстрим безопасность", в процессе эксплуатации транспортных терминалов с обновленным программным обеспечением 13.05.2014 выявлены сбои, которые привели к потере данных о транзакциях при инкассации транспортных терминалов. Установленное программное обеспечение не осуществляет передачу информации о транзакциях, совершенных с использованием ЭТК в полном объеме.
Учитывая, произошедшие обстоятельства ОАО "ПАТП N 2" составило за 13.05.2014 ведомости учета билетов по льготникам, отражающие сведения о количестве совершенных поездок гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки.
Ссылаясь на то, что именно ООО "Экстрим безопасность" ненадлежащим образом исполнило обязательства по установке и обслуживанию транспортных терминалов, министерство труда и социального развития отказалось возмещать затраты транспортной организации.
ОАО "ПАТП N 2" полагает, что у него возникли убытки в сумме 344 464 руб. в связи с неисполнением министерством труда и социального развития обязательств по договорам от 09.01.2014 N 23, N 24.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ОАО "ПАТП N 2" являются обоснованными и правильно удовлетворены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Возмещение убытков - один из способов защиты нарушенных гражданских прав (статья 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Для возмещения ущерба в соответствии с требованиями статей 15, 393 ГК РФ истец по общему правилу статьи 65 АПК РФ обязан доказать факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств ответчиком; наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением обязательств и возникшим ущербом; наличие и размер ущерба.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" на территории Омской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области.
В соответствии с порядком возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, возмещение таких затрат осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 2).
В силу пункта 6 Порядка средства на возмещение затрат перечисляются на счета заключивших с Министерством труда и социального развития Омской области договоры о возмещении затрат перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющих регулярные перевозки всеми видами пассажирского транспорта общего пользования в городском сообщении, регулярные перевозки автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном и междугородном сообщении, перевозки внутренним водным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении, перевозки железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области граждан (далее - перевозчики), на основании отчетности о фактическом количестве поездок граждан, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 2.3.1 договоров Минтруд обязался производить возмещение затрат транспортной организации в следующем порядке:
Возмещение затрат производится на основании отчетов транспортной организации в пределах бюджетных ассигнований на 2014 год за счет средств областного бюджета по бюджетной классификации Рз 10, Пр 03, ЦСР 0350140. Вр 323, КОСГУ 262;
Сумма возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, определяется ежемесячно, исходя из фактических затрат транспортной организации, рассчитанных из количества перевезенных транспортной организацией с применением электронной транспортной карты, универсальной электронной карты пассажиров, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в период с первого по последнее число каждого отчетного месяца, тарифа на перевозку пассажиров в черте города Омска и средней стоимости проезда за чертой города Омска;
Возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в размере не более стоимости 30 поездок по одной электронной транспортной карте, универсальной электронной карте в течение первого месяца календарного года независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, и в размере не более 360 поездок по одной электронной транспортной карте, универсальной электронной карте в течение календарного года независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением случаев, установленных областным законодательством;
Минтруд до окончания текущего месяца производит возмещение транспортной организации затрат, рассчитанных в соответствии с пунктами 2.2.2, 3.1, 3.2 договоров, на основании отчетов в соответствующем отчетном периоде. представленных в сроки согласно пункту 3.6, 3.7 договоров, путем перечисления денежных средств, поступивших из областного бюджета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и сумм фактического финансирования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно министерство труда и социального развития является лицом, обязанным возмещать расходы транспортной организации, понесенные в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, за счет средств соответствующего бюджета.
Как следует из материалов дела, 13.05.2014 ОАО "ПАТП N 2" осуществило перевозку льготных категорий граждан на территории Омской области в количестве - 22 037 поездок в черте города Омска, из которых министерством оплачено 777 поездок, 294 поездки за чертой города, из которых министерством оплачено 25 поездок.
В подтверждение факта осуществления перевозок ОАО "ПАТП N 2" представило как отчеты в установленной министерством форме о фактическом количестве проездок граждан за период май 2014 года (л.д. 56-57, 59-62), а также в связи с невозможностью формирования соответствующих отчетов представило ведомости учета билетов по льготникам за 13.05.2014.
Не соглашаясь с обстоятельствами осуществления перевозок в количестве, указанном в ведомостях, министерство труда и социального развития ссылается на порок формы данных документов.
Согласно пункту 3 Порядка возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по проезду, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 настоящего Порядка, отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, осуществляется на основании отчетности о фактическом количестве поездок отдельных категорий граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставлена мера социальной поддержки, и стоимости проезда, определенной в соответствии с законодательством.
Формы и сроки предоставления перевозчиками отчетности о фактическом количестве поездок граждан утверждаются Министерством труда и социального развития Омской области.
Отчетность о фактическом количестве поездок граждан в случаях, установленных Министерством труда и социального развития Омской области, предоставляется перевозчиками дополнительно в электронной форме. Формат данных указанной отчетности устанавливается Министерством труда и социального развития Омской области (пункт 7 Порядка).
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 02.12.2009 N 55-п "О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" утверждены формы отчетности - Приложения N 6 и N 8 к Приказу.
Как в судебном заседании пояснил представитель ответчика, сведения, подлежащие включению в отчетные документы согласно утвержденным формам, содержатся в данных транспортных терминалов, считывающих соответствующую информацию с электронных транспортных карт.
Учитывая, что 13.05.2014 произошел сбой работы транспортных терминалов, что ответчиком не оспаривается, учет количества фактически осуществленных перевозок отдельных категорий граждан, использующих электронные транспортные карты, в установленном законом и договорами от 09.01.2014 N 23, N 24 порядке невозможен.
Министерство труда и социального развития не представило суду сведений о порядке сбора информации о фактическом количестве осуществленных отдельными категориями граждан поездок в случае неисправности, сбоев в работе транспортных терминалов, также не представило форм отчетной документации, на основании которой учитываются данные о пассажирах, относящихся к льготным категориям.
Более того, не представило доказательств, что 13.05.2014 в период, когда транспортные терминалы находились в нерабочем состоянии, перевозка льготных категорий пассажиров не осуществлялась.
Ответчик не учитывает, что согласно пункту 3.4 договоров в сумму возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан могут быть включены затраты транспортной организации, не вошедшие в предшествующий отчетный период по причине технологического сбоя, при условии предоставление транспортной организацией подтверждающих документов.
В качестве таких подтверждающих документов о количестве осуществленных перевозок ОАО "ПАТП N 2" представило ведомости учета билетов по льготникам на дату 13.05.2014, в которых указаны сведения согласно билетной продукции, утвержденной Департаментом транспорта Администрации г.Омска, на автомобильном пассажирском транспорте, данные кондукторов.
Доказательств невозможности проверки достоверности указанных в ведомостях сведений о количестве перевозок министерство труда и социального развития не представило. Между тем, указанные сведения проверить возможно, исходя из разницы количества билетов для льготных категорий пассажиров до осуществления перевозок 13.05.2014 и количества билетов, оставшихся после осуществления ОАО "ПАТП N 2" перевозок 13.05.2014.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает представленные истцом документы надлежащими доказательствами по делу.
Учитывая, что расходы на перевозку отдельных категорий пассажиров у ОАО "ПАТП N 2" имеются, их несение доказано надлежащими документами, у министерства труда и социального развития не имелось оснований отказывать истцу в возмещении таких расходов.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2011 N 9621/10 по делу N А73-5188/2009.
Исходя из количества перевозок в черте и за чертой города Омска - 21 529, тарифа на перевозку пассажиров, установленного Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 18.06.2013 N 97/30 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и внутриобластном сообщении (кроме города Омска)", ОАО "ПАТП N 2" правильно рассчитало сумму подлежащих возмещению расходов - 344 464 руб.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности ненадлежащего исполнения министерством труда и социального развития договорных обязательств; наличия и размера ущерба у ОАО "ПАТП N 2" и наличия причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением обязательств и возникшим у истца ущербом.
Доводы министерства труда и социального развития о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства министерства труда и социального развития о привлечении ООО "Экстрим безопасность" к участию в деле в качестве соответчика, так как ООО "Экстрим безопасность" оснащало транспортные терминалы ОАО "ПАТП N 2" программным обеспечением и при выполнении этих работ был допущен сбой в программном обеспечении, не принимаются судом апелляционной инстанции, так как между истцом и третьим лицом отсутствуют обязательственные правоотношения, а состав убытков в отношении ООО "Экстрим безопасность" ответчиком не доказан.
Министерство труда и социального развития не учитывает, что причиной возникновения убытков у истца является не сбой в работе транспортных терминалов, а невыполнение им своих обязательств по возмещению затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, обусловленное этим сбоем.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба министерства труда и социального развития удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку министерство труда и социального развития не платило государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы, в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2014 по делу N А46-9979/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9979/2014
Истец: ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Омской области
Третье лицо: ООО "Экстрим безопасность"