г. Челябинск |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А76-5277/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южноуральская форель" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2014 по делу N А76-5277/2014 (судья Гусев А.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Южноуральская форель" - Чепушканов Дмитрий Александрович (доверенность от 05.02.2014 N 1-02/14);
общества с ограниченной ответственностью "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески" - Абдряхимов Иван Исламович (доверенность от 20.05.2014);
Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - Киреева Екатерина Александровна (доверенность от 02.06.2014 N 51).
Общество с ограниченной ответственностью "Южноуральская форель" (далее - истец, ООО "Южноуральская форель") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее - Министерство, ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "Макрурус" (далее - ООО "Макрурус"), обществу с ограниченной ответственностью "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески" (далее - ООО "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески"), индивидуальному предпринимателю Рыбальченко Людмиле Александровне (далее - ИП Рыбальченко Л.А.), индивидуальному предпринимателю Саране Антону Павловичу (далее - ИП Сарана А.П.), индивидуальному предпринимателю Хакимову Вячеславу Идельевичу (далее - ИП Хакимов В.И.) о признании недействительным конкурса N 005/13 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на водных объектах Челябинской области в отношении лотов N 112, 118, 121, 122, 125, 126;
- о признании недействительным договора N 078 от 30.12.2013, заключенного между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ООО "Макрурус";
- о признании недействительным договора N 047 от 30.12.2013, заключенного между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ООО "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески";
- о признании недействительным договора N 072 от 30.12.2013, заключенного между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ИП Рыбальченко Л.А.;
- о признании недействительным договора N 076 от 30.12.2013, заключенного между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ИП Сарана А.П.;
- о признании недействительным договора N 049 от 16.01.2014, заключенного между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ИП ХакимовымВ.И.;
- о признании недействительным договора N 071 от 30.12.2013, заключенного между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ИП Рыбальченко Л.А. (с учетом изменения предмета исковых требований, т. 3, л. д. 28).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биологический ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Государственное учреждение "Особо охраняемые природные территории Челябинской области", Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы России.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2014 (резолютивная часть оглашена 18.09.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Южноуральская форель" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на водных объектах Челябинской области. Считает таким нарушением, которое могло привести к неправильному определению победителя, является определение состава участников конкурса, а именно отказ в допуске к участию в конкурсе общества "Южноуральская форель". Поскольку ответчиками не доказано обстоятельство отсутствия предоставления обществом сведений либо предоставления недостоверных сведений о количестве рыбопромысловых участков, причины отказа в допуске к участию в конкурсе являются необоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; представители лиц, участвующих в деле, за исключением представителей ООО "Южноуральская форель", "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески", Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения на апелляционную жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на сайте Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области было опубликовано извещение о проведении конкурса И-005/13, организатором которого является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (т. 1 л.д. 11-50).
Из содержания извещения усматривается, что предметом конкурса является право на заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на водных объектах Челябинской области. Заявки на участие в конкурсе будут вскрываться конкурсной комиссией 18.11.2013, рассмотрение заявок будет осуществляться конкурсной комиссией 02.12.2013, подведение итогов конкурса будет осуществляться конкурсной комиссией 12.12.2013.
В пункте 7 извещения определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, одним из которых являются объемы разведения (выращивая) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо фактический период, предшествующий проведению конкурса.
Требования о предоставлении документов, подтверждающих показатели таких объемов в числе приложений к заявке на участие в конкурсе, предусмотрены в пункте "в" раздела 4 конкурсной документации (т.1 л.д. 26).
Основания отказа в допуске к участию в конкурсе определены в разделе 9 конкурсной документации (т. 1 л.д. 30). К ним относится непредоставление заявителем документов и информации, предусмотренных пунктами 3 и 4 конкурсной документации либо наличие в них недостоверных сведений.
В установленные сроки ООО "Южноуральская форель" заявило об участии в конкурсе N 005/13, представив соответствующие заявки по лотам N 112, 118, 121, 122, 125, 126 (т. 3 л.д. 38-138). Раздел 7 заявок - сведения о количестве рыбопромысловых участков, расположенных на территории Челябинской области, на которых заявитель последние 4 года или фактический период, предшествующие году проведения конкурса, осуществлял товарное рыбоводство оформлен обществом путем проставления прочерков (т. 1 л.д. 49, 65, 82, 99, 133). В числе приложения к заявке были указаны сведения об объемах разведения (выращивания) водных биологических ресурсов.
Согласно протоколу 1-005/13 от 18.11.2013 состоялось вскрытие конвертов с заявками, комиссией по проведению конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Челябинской области (т. 1 л.д. 51-71).
Из протокола 2-005/13 от 11.12.2013 рассмотрения заявок комиссией по проведению конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Челябинской области следует, что ООО "Южноуральская форель" отказано в допуске к участию в конкурсе (т. 1 л.д. 72-94).
Письмом от 12.12.2013 Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области сообщило истцу о том, что комиссией принято решение об отказе ООО "Южноуральская форель" в допуске к участию в конкурсе 005/13 в связи с наличием в представленных документах, предусмотренных пунктом 3 и подпунктом "г" пункта 4 данной конкурсной документации, недостоверных сведений, а именно, в пункте 7 заявки на участие в конкурсе N 005/13 не указаны сведения о количестве рыбопромысловых участков, расположенных на территории Челябинской области, на которых заявитель последние 4 года или фактический период, предшествующие году проведения конкурса, осуществлял товарное рыбоводство, тогда как в приложении N 4 и N 5 указываются показатели объемов разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в тоннах за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо фактический период, предшествующий проведению конкурса (т. 1 л.д. 94).
Из протокола N 3-005/13 от 17.12.2013 оценки и сопоставления заявок комиссией по проведению конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Челябинской области следует, что победителями конкурса являются:
- по лоту N 112 - ООО "Макрурус",
- по лоту N 118- ООО "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески",
- по лоту N 121- ИП Рыбальченко Л.А.,
- по лоту N 122 - ИП Сарана А.П.,
- по лоту N 125 - ИП Хакимов В.И.,
- по лоту N 126 - ИП Рыбальченко Л.А. (т. 1 л.д. 95-121), с которыми заключены соответствующие договоры.
Полагая, что конкурс проведен с нарушением действующего законодательства, общество "Южноуральская форель" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия таких нарушений при проведении торгов, которые бы ущемили права общества "Южноуральская форель", могли бы повлиять на результаты конкурса при определении его победителя, а также служить основанием для признания результатов конкурса недействительными. Приведенные обществом доводы оценены судом в качестве направленных на оценку принятых конкурсной комиссией решений, а не процедуры проведения конкурса.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании пунктов 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 Кодекса).
По смыслу указанной нормы права при рассмотрении спора о недействительности торгов в предмет исследования и оценки суда входят обстоятельства соблюдения порядка проведения конкурса.
При решении вопроса о недействительности торгов суд должен установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения и повлияло ли это нарушение на определение победителя торгов.
Исходя из названного, апеллянтом верно указано, что торги могут быть признаны недействительными в связи с нарушением правил, установленных законом, если эти нарушения создали преимущества для отдельных участников торгов или сделали невозможным участие в торгах других участников, включая случаи необоснованного отказа в допуске к участию в торгах.
Таким образом, обоснованность заявленных ООО "Южноуральская форель" требований по настоящему делу связана с оценкой наличия оснований для отказа в его допуске к участию в конкурсе 005/13.
Такой отказ правомерно мотивирован Министерством противоречием между предоставленными обществом сведениями об отсутствии рыбопромысловых участков, расположенных на территории Челябинской области, на которых заявитель последние 4 года или фактический период, предшествующие году проведения конкурса, осуществлял товарное рыбоводство, с одновременным указанием объемов разведения водных биологических ресурсов (т. 1 л.д. 49-50, 65-66, 82-83, 99-100, 133-134).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) водными биологическими ресурсы являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
По общему правилу водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством (статья 10 названного закона).
В соответствии со статьей 33.3 Закона о рыболовстве право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке предоставляется юридическому лицу на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, который заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Приведенное обществом "Южноуральская форель" обоснование позволяет сделать вывод об осуществлении обществом фактического внедоговорного использования для товарного разведения водных биологических ресурсов территории арендованного земельного участка и акватории Южноуральского водохранилища, которое не является объектом, в отношении которого пунктом 2 статьи 10 Закона о рыболовстве предусмотрены исключения (исковое заявление - т.1 л.д. 6-7, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.01.2008, свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилые здания, справки о принадлежности инженерного оборудования, вылове (выращивании) товарной рыбы с садков, т.2 л.д. 42-46). Отсутствие договорных отношений по использованию рыбопромыслового участка подтверждено сообщением Министерства от 21.11.2013 (т. 4 л.д. 9). Приведенные представителем истца в заседании суда апелляционной инстанции пояснения об осуществлении разведения биоресурсов исключительно в искусственной среде обитания не подтверждены доказательствами и противоречат изложенным в иске сведениям.
Исходя из приведенных выше положений Закона о рыболовстве, такое использование не может быть признано основанным на законе, несмотря на отсутствие проведения конкурса на право заключения такого договора после принятия Арбитражным судом Челябинской области решения от 17.11.2010 по делу N А76-13975/2010 по заявлению ООО "Южноуральская форель" о признания конкурса N 01 на право заключения вышеназванного договора в отношении Южноуральского водохранилища недействительным (т. 2 л.д. 49-58). Согласно пункту 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
При таких обстоятельствах представленные обществом сведения об объемах товарного разведения водных биологических ресурсов при отсутствии соблюдения требований закона, не могли быть использованы в качестве одного из параметров определения победителя конкурса, что повлекло обоснованный отказ заявителю в допуске к участию в конкурсе.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2014 по делу N А76-5277/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южноуральская форель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5277/2014
Истец: ООО "Южноуральская форель"
Ответчик: ИП Хакимов Вячеслав Идельевич, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, ООО "Культурное рыбное хозяйство "Старые пески", ООО "Макрурус", Рыбальченко Людмила Александровна, Сарана Антон Павлович
Третье лицо: Областное государственное учреждение "Особо охраняемые природные территории Челябинской области", Отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агенства по рыболовству, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области