г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А21-3771/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Мельниковой А.В. по доверенности от 06.05.2013 г.,
от ответчика (должника): Малиновской С.П. по доверенности от 05.11.2014 г.,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23394/2014) ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2014 по делу N А21-3771/2014 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по иску ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области"
к Администрации МО "Светловский ГО"
3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в К/о
об обязании передать помещения в федеральную собственность
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области" (далее - Управление, УВД, истец) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 28.03.2012 года N 24 "О передаче в федеральную собственность нежилых помещений по ул. Горького, 13 в г. Светлом" и об обязании Администрации передать помещения общей площадью 141,7 кв.м., расположенные по ул. Горького, 13 в г. Светлый, в федеральную собственность.
В ходе судебного рассмотрения Управление уточнило требования и в порядке искового производства просило суд обязать Администрацию передать указанные помещения в федеральную собственность.
Решением суда от 18.08.2014 г. в удовлетворении иска отказано.
ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. По мнению Управления, выводы суда не основаны на материалах дела.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено, Муниципальное образование Светловский городской округ является собственником объектов недвижимого имущества: нежилых помещений общей площадью 141,7 кв.м. в здании, расположенном по адресу: г. Светлый, ул. Горького, 13.
Между отделом вневедомственной охраны по Светловскому городскому округу - филиалом Управления и Администрацией 16 октября 2002 года заключен договор безвозмездного пользования указанными нежилыми помещениями.
С 2011 года Управление вело переписку с Администрацией о передаче спорных помещений в федеральную собственность. Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 28 марта 2012 года N 24 проект решения "О передаче в федеральную собственность нежилых помещений по ул. Горького, 13 в г. Светлом" отклонен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, придя к выводу о наличии у Администрации обоснованных оснований для отказа в передаче спорного помещения в федеральную собственность.
Апелляционный суд, оценив представленные в деле доказательства, полагает, что суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Из данной нормы следует, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Уставу, утвержденному Приказом МВД РФ N 449 от 05.05.2012 г., ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Калининградской области" входит в структуру полиции органов внутренних дел, предназначенных для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.
Иск Управления обоснован ссылками на часть 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", которой предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе согласно части 10 статьи 54 Закона "О полиции" до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что Управление является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое им имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, по вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это решение произвольным. Необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Таким образом, с учетом приведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в частности, Законом о полиции в отношении имущества, используемого органами полиции). В связи с этим причины непринятия такого решения собственником имущества должны устанавливаться арбитражным судом в рамках каждого конкретного дела.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества используется Управлением для обеспечения публичных функций с 16.10.2002 г. на основании договора безвозмездного пользования. Как следует из письма Главы Администрации МО "Светлогорский городской округ" N 8/1695 от 25.04.2014 г., Администрация предложила Управлению заключить договор аренды спорного помещения. В деле отсутствуют доказательства фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения. Представитель Администрации в судебном заседании апелляционного суда не смог пояснить, для каких целей Администрация предполагает использовать данное помещение со ссылкой на надлежащие доказательства.
Таким образом, исковые требования Управления являются обоснованными, и на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ спорное помещение подлежит передаче в федеральную собственность. С учетом вышеизложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2014 по делу N А21-771/2014 отменить.
Обязать Администрацию МО "Светловский городской округ" передать в федеральную собственность помещения общей площадью 181,1 кв.м., расположенные по адресу: г. Светлый, ул. Горького, д. 13, занимаемые ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3771/2014
Истец: ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области"
Ответчик: Администрация МО "Светловский ГО"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в К/о