г. Пермь |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А71-8861/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Васевой Е. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824): Торосян М.П., паспорт, доверенность от 29.09.2014, Мирзеев Р.Т., паспорт, доверенность от 29.09.2014,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2014 года
по делу N А71-8861/2014,
принятое судьей Иютиной О.В.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - административный орган) от 16.07.2014 N 1340 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.09.2014, принятым в порядке упрощенного производства, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 16.07.2014 N 1340 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", изменено в части назначения наказания. ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" назначена мера ответственности за совершенное по ст. 14.7 КоАП РФ правонарушение в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (правопреемник заявителя) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг и не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. В связи с отсутствием заключенного договора между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, на основании п. 14, подпункта "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе расчет размера и начисление платы, изготовление и доставку платежных документов, прием денежных средств за потребленную электрическую энергию (в жилых помещениях и на общедомовые нужды) правомерно осуществляет гарантирующий поставщик электрической энергии в Удмуртской Республике - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания". По мнению заявителя, в его действиях не был установлен обсчет потребителя либо введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара, а вмененное заявителю нарушение, выразившееся в выставлении счетов на оплату электроэнергии ОДН непосредственное собственникам жилых помещений, минуя управляющую организацию, не образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
В судебном заседании представителя ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание представителя не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
По ходатайству представителей ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала в связи с прекращением деятельности ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" путем его реорганизации в форме присоединения к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", в подтверждение чего представлены выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.10.2014.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения потребителя, проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 243, относительно незаконного начисления платы за электроэнергию Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" 19.05.2014 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" осуществляет начисление и сбор платежей за электроэнергию, используемую в местах общего пользования, а также электрическую энергию, потребленную гражданами, проживающими в жилых помещения многоквартирного дома N 243 по ул. Пушкинская г. Ижевска. Не являясь исполнителем коммунальных услуг, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" необоснованно предъявляет плату за коммунальные услуги "электроэнергия ОДН", "электроэнергия" собственникам жилых помещений.
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" незаконно предъявило платежные документы на оплату услуг потребителю, проживающему в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 243-15:
- в платежном документе за январь 2014 г. "электроэнергия ОДН" на сумму 159,40 руб., "электроэнергия" на сумму 591,22 руб., итого на сумму - 750,62 руб.
- в платежном документе за февраль 2014 г. "электроэнергия ОДН" на сумму 112,72 руб., "электроэнергия" на сумму 111,93 руб., итого на сумму - 224,65 руб.
По факту выявленного нарушения 17.06.2014 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 16.07.2014 N 1340 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" привлечено к административной ответственности по ст. 1.47 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В пункте 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 243 выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - МУП г. Ижевска "Спецдомуправление" по договору управления от 01.07.2012 N 0064/1.1.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" выставляло к оплате жильцам дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 243, счета на оплату электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, что подтверждается копиями счетов-извещений (л.д. 74-74).
Каких-либо доказательств того, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" уполномочено взимать плату за электроснабжение, в том числе в местах общего пользования (в частности, договоры на поставку коммунальных ресурсов с собственниками жилых помещений или соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или агентский договор между МУП г. Ижевска "Спецдомуправление" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", или иные документы, подтверждающие полномочия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на взимание платы за коммунальные услуги) в материалах дела не имеется.
Таким образом, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" в отсутствие правовых оснований предъявляло плату за услугу "электроэнергия ОДН" собственникам жилых помещений, что привело к введению потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего соответствующие услуги и получающего плату за их предоставление.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что оно на основании п. 14, подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 правомерно предъявляло платы за указанную коммунальную услугу непосредственно собственникам жилых помещений обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При этом суд первой инстанции отметил, что указанные доводы противоречат положениям ст. 155 ЖК РФ, из которых следует, что независимо от способа управления многоквартирным домом (через управляющую компанию, при непосредственном управлении или управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) внесение платы ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не предусмотрено. Плата подлежит внесению исполнителю коммунальных услуг.
Поскольку управление многоквартирным домом по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 243, осуществляет МУП г. Ижевска "Спецдомуправление", именно оно и является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Таким образом, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" в спорных правоотношениях выступает как ресурсоснабжающая организация и не может быть признано исполнителем коммунальных услуг.
Жилищным Кодексом Российской Федерации прямо предусмотрено, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования, производится не ресурсоснабжающим организациям, а исполнителю коммунальных услуг.
Тот факт, что между МУП г. Ижевска "Спецдомоуправление" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не заключен договор энергоснабжения, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения, поскольку ЖК РФ не ставится возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации в зависимость от наличия или отсутствия договора энергоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. Тем более, что заключение договора между управляющей и ресурсоснабжающей организациями зависит от их волеизъявления, на которое потребитель повлиять не может.
Вопрос о том, кто является исполнителем услуг в рассматриваемом случае, решается в зависимости от волеизъявления собственников жилых помещений в многоквартирном доме, определивших способ управления многоквартирным домом. Собственниками жилых помещений выбран способ управления домом управляющей организацией в 2012 году, с этого момента исполнителем услуг является управляющая организация, в обязанности которой и входит предъявление счетов на общедомовые нужды.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Доказательств, свидетельствующих о том, что у ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" отсутствовала возможность для соблюдения требований действующих нормативных актов, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, является обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
При отсутствии в материалах дела доказательств наличия отягчающих вину обстоятельств, назначение заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб. правомерно признано судом незаконным. Суд первой инстанции, учитывая совершение правонарушения впервые, руководствуясь общими принципами назначения наказания, обоснованно назначил административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном в санкции ст. 14.7 КоАП РФ, - 20 000 руб.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену заявителя открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" на открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2014 года по делу N А71-8861/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8861/2014
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", ОАО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике