г.Самара |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А55-8993/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" - до и после перерыва представителя Вагапова Р.Ф. (доверенность от 26 марта 2014 года),
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти - до и после перерыва представителя Энгеля А.А. (доверенность от 20 июня 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября-03 декабря 2014 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8993/2014 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" (ОГРН 1076320016640; ИНН 6321191164), Самарская область, г.Тольятти, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти, Самарская область, г.Тольятти,
о признании недействительными решений от 12 марта 2014 года N 07701114РВ0000047/073, от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" (далее - ООО "АМ-Монтажник", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании полностью недействительными решений государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Автозаводском районе г.Тольятти, Управление ПФР) от 12 марта 2014 года N 07701114РВ0000047/073, от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу, и об обязании Управления ПФР устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АМ-Монтажник" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ПФР просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель Управления ПФР возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26 ноября 2014 года объявлялся перерыв до 14 час 15 мин 03 декабря 2014 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 03 декабря 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР в отношении ООО "АМ-Монтажник" была проведена выездная проверка, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 23 января 2014 года N 077 011 13 АВ 0000020/012. На основании данного акта Управление ПФР вынесло решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 077 011 14 РВ 0000047/073 в виде штрафа в сумме 29 018 руб. 15 коп., доначисления страховых взносов в сумме 145 090 руб. 78 коп., а также населению пени в сумме 14 276 руб. 78 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, а также решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования N 077-011-072-2014/пу в виде финансовых санкций в сумме 104 685 руб. 76 коп.
В оспариваемом решении от 12 марта 2014 года N 077 011 14 РВ 0000047/073 указано, что по результатам проверки не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, что за период 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года составляет 4 399 руб. 00 коп.: на сумму в размере 1 464,62 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2010 года на Чувасова А.Н., на сумму 1 225,89 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в марте 2010 года на Ломова С.В., на сумму 1 708,49 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в октябре 2010 года на Гончар В.И.
За период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2010 года не принято к зачету в расходы 5 958,00 руб., в том числе: на сумму 198,15 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2011 года на Ломова С.В., на сумму 192,00 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в марте 2011 года на Горустович В.Г., на сумму 182,30 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в мае 2011 года на Ломова С.В., на сумму 1 195,88 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в июле 2011 года на Буйволова А.М., на сумму 4 189,80 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в сентябре 2011 года на Родионова Н.В.
За период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года не принято к зачету в расходы 154,00 руб. - сумма пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2012 года на Куценко А.В.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что не принимая к зачету вышеуказанные суммы, Управление ПФР не конкретизировало, в чем выразилось данное нарушение. В этой связи непонятно, что именно явилось обстоятельством, в соответствии с которым должностное лицо пришло к выводу о расходовании средств страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии с действующим законодательством основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности. Наступление такого страхового случая подтверждается больничным листком. Несмотря на то, что у заявителя имеются больничные листки, заинтересованным лицом, по мнению заявителя, они не были учтены.
Заявитель не согласен с тем, что денежные средства в размере 502 640 руб., выплаченные заявителем работнику в счет компенсации морального вреда, не подлежат обложению страховыми взносами частично, а именно: в сумме 100 000 руб., а в части суммы в размере 402 640 руб., подлежит обложению страховыми взносами, поскольку, что данная сумма не входит в рамки соглашения о компенсации морального вреда, заключенного между заявителем и работником заявителя.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя по следующим основаниям:
Согласно и.1 ст.11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Управлением ПФР при проверке выявлено, что страхователем заключены трудовые договоры и/или договоры гражданско-правового характера с 132 застрахованными лицами. Из 132 проверенных лицевых счетов застрахованных лиц индивидуальные сведения по 84 лицевым счетам застрахованных лиц подлежали изменению (корректировке), в связи с выявленными нарушениями.
В результате проверки первичных документов бухгалтерского и кадрового учета организации в индивидуальных сведениях были обнаружены расхождения в стаже и по начисленным страховым взносам (нарушение статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ) у следующих застрахованных лиц: за 1 полугодие 2010 года у 14 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 8 к акту); у Чувасова А.Н., Ломова С.В. не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту); у Еремкина СВ., Варжникова Е.В. неверно указан стаж работы (приложение 2. 8 к акту); у 7 работников доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 156854,37 руб., по накопительной части 20757,71 руб. за 2 полугодие 2010 года; у 15 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 8 к акту); у Клементьева В.В., Тихонова В.А., Гончар В.И., Соловьева А.В. не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту); у Кузнецова Ю.Г., Ильина И.А. неверно указан стаж работы (приложение 2, 8 к акту); по 7 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 194144,36 руб., по накопительной части - 58259,89 руб.
За 1 квартал 2011 года у 5 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 8 к акту); у 12 работников не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту); по 8 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 121538,12 руб., по накопительной части 18647,27 руб.
За 2 квартал 2011 года у 11 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 8 к акту); у 12 работников не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту); у 6 работников неверно указан стаж работы (приложение 2, 8 к акту); по 8 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 4, 5. 6 к акту, п. 2. акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 208140,53 руб., по накопительной части - 45902,31 руб.
За 3 квартал 2011 года у 10 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 8 к акту); у 11 работников не указан период временной нетрудоспособности (Приложение 2, 7 к акту); у 15 работников неверно указан стаж работы (приложение 2, 8 к акту); по 8 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 261800,62 руб., по накопительной части- 41107,6 руб.
За 4 квартал 2011 года у 9 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 8 к акту); у 4 работников не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2. 7 к акту); у 22 работников неверно указан стаж работы (приложение 2, 8 к акту); по 6 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 370512,59 руб., по накопительной части 81379,72 руб.
За 1 квартал 2012 года у 9 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 9 к акту); у 3 работников не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту); по 7 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 132678,02 руб., по накопительной части 28150,04 руб.
За 2 квартал 2012 года у 3 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложение 2, 9 к акту); у 3 работников не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту); по 5 работникам доначислены страховые взносы (приложения 2, 3, 5, 6 к акту, п. 2.1 акта).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 132505,1 руб., по накопительной части - 33560,38 руб.
За 3 квартал 2012 года у 4 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложения 2, 9 к акту); у Гаврильчик И.И., Абакумова Е.М. не указан период временной нетрудоспособности (приложение 2, 7 к акту).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 61010,84 руб., по накопительной части - 14806 руб.
За 4 квартал 2012 года у 5 работников не указан отпуск без сохранения заработной платы (приложения 2, 9 к акту); у Кондратьева А.Г. не указан период временной нетрудоспособности (приложения 2, 7 к акту); у Кузьмина Д.А. неверно указан стаж работы (приложения 2, 9 к акту); у Казаковой А.А. не указан период отпуска по беременности и родам (приложения 2, 7 к акту).
Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным лицам составила по страховой части 85910,3 руб., по накопительной части - 32216,38 руб.
Оспаривая выводы Управления ПФР, заявитель ссылается на тот факт, что в отношении 6 застрахованных лиц не указан отпуск без сохранения заработной платы. С 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года данные сотрудники уже являются пенсионерами, и расхождения в стаже никак не повлияют на начисленную им пенсию. На сумму начисленных страховых взносов наложен штраф в сумме 5923,39 руб. По сотруднику Ячевскому А.Б. начислен штраф в сумме 5542,68 руб. (110853,6*5%) на доначисленные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии за 2011 год на возмещение морального вреда, причиненного здоровью.
Согласно подп. "а" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Также начислен штраф по сотрудникам, у которых не указан период временной нетрудоспособности в сумме 12 215,26 руб. (244305,23*5%). По мнению заявителя, нахождение сотрудников на больничном не влияет на стаж трудовой деятельности.
Управление ПФР обоснованно не приняло возражения общества, поскольку в соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
В силу п.4 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения индивидуального (персонифицированного) учета представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Данные формы предусмотрены постановлением 192-п от 31 июля 2006 года "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
Согласно данному постановлению в представляемых индивидуальных сведениях указывается период отпуска без сохранения заработной платы кодом "АДМИНИСТР" и период временной нетрудоспособности кодом "ВРНЕТРУД". Указание в формах сведений индивидуального (персонифицированного) учета вышеуказанных периодов предусмотрено в целях учета и отражения отдельных периодов включаемых (ВРНЕТРУД) и исключаемых (АДМИНИСТР) из страхового стажа застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона N 173-ФЗ, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. За указанный период страховые взносы страхователем по действующему законодательству не уплачиваются. Следовательно, информация об указанных периодах должна быть отражена в целях учета правильного определения периода, соответствующего подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ.
Таким образом, представление сведений персонифицированного учета, отличающихся от данных, содержащихся в документах кадрового и бухгалтерского учета, являются правонарушением, влекущим за собой нарушение прав застрахованных лиц и образует объективную сторону состава правонарушения, квалифицируемого как недостоверное и (или) неполное представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что, в свою очередь, противоречит целям индивидуального (персонифицированного) учета, которыми согласно статьи 3 Федерального закона N 27-ФЗ являются - создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, а также обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении, и образует состав правонарушения, предусмотренный законодательством о персонифицированном учете.
При привлечении страхователя к ответственности за ошибки, выявленные в ходе выездной проверки, в отношении периодов работы с дополнительными сведениями ВРНЕТРУД, а также в отношении работников, которые уже достигли пенсионного возраста, применяется тот же подход, что и при выявлении других нарушений законодательства персонифицированного учета и нормы, освобождающей от ответственности за указанные правонарушения, Федеральным законом N 27-ФЗ не предусмотрено.
Заявителем произведены работнику выплаты по соглашению о возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда (мировое соглашение) от 22 апреля 2011 года. Указанное соглашение от 22 апреля 2011 года заключено сторонами трудовых отношений, поскольку предметом соглашения явилось возмещение вреда, причиненного здоровью, вследствие выполнения работником ООО "АМ-Монтажник" Ячевским А.Б. своих трудовых обязанностей (акт N 1 о несчастном случае на производстве). Следовательно, выплаты, произведенные организацией по данному соглашению, осуществлены в рамках трудовых отношений, что соответствует понятию объекта обложения страховыми взносами согласно п.1 ст.8 Федерального закона N212-ФЗ.
В соответствии с вышеуказанным соглашением выплаты Ячевскому А.Б. были распределены следующим образом: 100 000 руб. - компенсация морального вреда с учетом характера причиненных физических и нравственных страданий; 200 000 руб. - компенсация расходов с учетом характера повреждения здоровья и перечисленных в п.1 ст.1085 ГК РФ, которые могут возникнуть в будущем; 202 640 руб. - возмещение утраченного заработка (дохода) при отсутствии медицинских документов, на основании которых возможно установить будет ли утрачена трудоспособность и будет ли организация обязана возмещать утраченный заработок, но с учетом характера причиненного вреда здоровью, а также того факта, что стороны не исключают возможности выплаты утраченного заработка в будущем.
Единовременные выплаты работникам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве, признаются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством РФ. Данный вывод следует из ст.5, 164, 184 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В соответствии со ст.164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Согласно статье 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Действующим законодательством предусмотрены следующие федеральные законы, устанавливающие виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях: Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О погребении и похоронном деле", Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования".
Согласно ст.8 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется: в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Таким образом, такие выплаты, как компенсация возможной утраты заработка (дохода), в размере 202 640 руб., выплата, связанная с расходами с учетом характера повреждения здоровья и перечисленных в п.1 ст.1085 ГК РФ, которые могут возникнуть в будущем (расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию) - в размере 200 000 руб. произведены не в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, а по соглашению сторон, в связи с чем не могут соответствовать пп. "а" п.2 ч.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
Выплата компенсации морального вреда подлежит освобождению от обложения страховыми взносами согласно пп. "а" п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ исчисленная и выплаченная работнику в размере, определяемом соглашением сторон трудового договора либо судебным решением (статья 237 ТК РФ), только при наличии подтвержденного в установленном порядке факта наступления вреда в результате причинения увечья или иного повреждения здоровья работника вследствие неправомерных действий или бездействия работодателя, выявленных в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с работником, а также профессионального заболевания или иного повреждения здоровья.
Наступление вреда в результате причинения увечья или иного повреждения здоровья работника Ячевского А.Б. вследствие неправомерных действий или бездействия работодателя подтверждено в установленном порядке актом N 1 о несчастном случае на производстве от 04 апреля 2011 года.
Таким образом, сумма компенсации морального вреда по соглашению о возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда (мировое соглашение) от 22 апреля 2011 года в размере 100 000 руб. не подлежит обложению страховыми взносами.
Учитывая имеющееся превышение предельной величины базы для начисления страховых взносов у Ячевского А.Б. в 2011 году в размере 76 281 руб., сумма выплат, в качестве не подлежащей обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в результате принятых возражений составит 23 719 руб.
С учетом принятой по представленным возражениям суммы 100 000 руб., в качестве выплаты, не подлежащей обложению страховыми взносами, выплат, превышающих предельную величину базы в расчетном периоде 2011 года, не установлено.
В результате принятых возражений сумма начисленных страховых взносов по Ячевскому А.Б. в период 2 квартал 2011 года составит по страховой части 81885,9 руб., по накопительной части - 24565.77 руб.
Таким образом, сумма начисленных страховых взносов застрахованных лиц, в индивидуальных сведениях которых обнаружены расхождения в стаже и по начисленным страховым взносам (нарушение статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ) в период 2 квартал 2011 года составит по страховой части 203396,73 руб., по накопительной части - 44479,17 руб.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 27-ФЗ, размер штрафных санкций, применяемый за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, изменился и составил 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, представление недостоверных сведений за 1 полугодие 2010 года, 2 полугодие 2010 года, 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал, 4 квартал 2011 года, 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал, 4 квартал 2012 года являются основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, (предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ) с применением финансовых санкций, размер которых определяется в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Сумма финансовых санкций составила: 104685,76 руб. (2093715,21 руб. * 5%).
При изложенных обстоятельствах Управление ПФР правомерно начислило заявителю штрафные санкции.
В отношении оспаривания решения от 12 марта 2014 года N 077 011 14 РВ 0000047/073 судом установлено, что в ходе проведения выездной проверки в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ Управлением ПФР были сопоставлены данные бухгалтерского и налогового учета с данными РСВ-1 за 2010, за 2011, за 2012 годы, по результатам которых выявлено несоответствие заявленных в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 12 месяцев 2010 года, 12 месяцев 2011 года, 12 месяцев 2012 года (далее - форма РСВ-1) сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц; несоответствие заявленных в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 12 месяцев 2010 года, 12 месяцев 2011 года, 12 месяцев 2012 года (далее - форма РСВ-1) сумм выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами; несоответствие отражения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Данные расхождения приведены Управлением ПФР в таблицах 1-3 решения за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года и были установлены в ходе выездной проверки между документами бухгалтерского учета и данными отраженными в форме РСВ-1. Причиной расхождений, указанных в таблице 1, являются расхождения данных формы РСВ-1 с данными по выездной проверке составляют 23 499 руб., в том числе 19 100 руб. - выплаты в пользу работников, поименованные в документах бухгалтерского учета, как компенсационные выплаты работникам за использование мобильного телефона (приложения 5, 6 к акту); 4 399 руб. - не принятые к зачету филиалом N 10 ГУ-СРО ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством суммы пособий по временной нетрудоспособности (приложение 3 к акту); 9 565 руб. - возврат излишне выплаченной заработной платы, подтвержденный приходными кассовыми ордерами (данная сумма должна быть исключена как из сумм выплат, так и из сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами); 19 100 руб. - выплаты в пользу работников, поименованные в документах бухгалтерского учета, как компенсационные выплаты работникам за использование мобильного телефона.
Пунктом 2 части первой статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и"). Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества (транспорта, мобильного телефона), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.
При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. Организация должна располагать копиями документов как подтверждающими право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях. Однако заявителем не были представлены документы, подтверждающие использование мобильных телефонов в служебных целях, а именно: копии товарных чеков на приобретение телефонов; распечатки телефонных разговоров по каждому телефону; база клиентов организации ООО "АМ-Монтажник" с указанием их телефонов; чеки на оплату услуг мобильной связи; расчеты, подтверждающие средний размер расходов на оплату мобильной связи и средний уровень амортизации телефона.
Таким образом, Управление ПФР обоснованно посчитало, что данные суммы выплат, указанные организацией как возмещение расходов сотрудников за использование мобильных телефонов, должно облагаться страховыми взносами.
По результатам проверки, проведенной специалистами Фонда социального страхования, не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 4 399 руб. Данные нарушения подтверждаются выпиской из решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством филиала N 10 ГУ-СРО ФСС РФ от 15 октября 2013 года за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года, в том числе на 1 464,62 руб. не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2010 года на Чувасова А.Н.; на 1 225,89 руб. - в марте 2010 года на Ломова СВ.; на 1 708.49 руб. - в октябре 2010 года на Гончар В.И.
Частью 1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона N212-ФЗ).
Частью 1 ст.1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
За период 2011 года было установлено расхождение сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по данным формы РСВ-1 с данными по выездной проверке: 251 руб. - возврат излишне выплаченной заработной платы, подтвержденный приходными кассовыми ордерами. Данная сумма не должна быть включена в суммы выплат организации, так как была возвращена работниками в кассу; 467 640 руб. - суммы компенсации морального вреда, выплаченные по соглашению сторон от 22 апреля 2011 года Ячевскому А.Б., в связи с причиненным вредом здоровью в результате несчастного случая, произошедшего 17 марта 2011 года (соглашение о возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда (мировое соглашение) от 22 апреля 2011 года, акт N 1 о несчастном случае на производстве, расходные кассовые ордера на выплату компенсации) (приложение 4 к акту).
С 01 января 2011 года Федеральным законом N 339-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон N212-ФЗ, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, суммы компенсации морального вреда, которые выплачиваются либо по соглашению сторон, либо по решению суда, будут облагаться страховыми взносами, так как данная компенсация выплачивается в рамках трудовых отношений. Расхождения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, данных формы РСВ-1 с данными по выездной проверке составляют 73 458 руб., в том числе 32 500 руб. - выплаты в пользу работников, поименованные в документах бухгалтерского учета, как компенсационные выплаты работникам за использование мобильного телефона (приложения 5, 6 к акту); 5 958 руб. - не принятые к зачету филиалом N 10 ГУ-СРО ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством суммы пособий по временной нетрудоспособности (Приложение 3 к акту); 35 000 руб. - суммы компенсации морального вреда, выплаченные по соглашению сторон (Приложение 4 к акту); 251 руб. - возврат излишне выплаченной заработной платы, подтвержденный приходными кассовыми ордерами (данная сумма должна быть исключена как из сумм выплат, так и из сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами).
Управление ПФР также обоснованно пришло к выводу, что сумма 32 500 руб. - выплата, указанная организацией как возмещение расходов сотрудников за использование мобильных телефонов должна облагаться страховыми взносами.
По результатам проверки, проведенной специалистами Фонда социального страхования, не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 5 958 руб., что подтверждается выпиской из решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством филиала N 10 ГУ-СРО ФСС РФ от 15 октября 2013 года за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года, по работникам, которые перечислены в приложении N 3.
Управлением ПФР обоснованно не приняло к зачету суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
Таким образом, в результате доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года Управлением ПФР установлена неполная уплата страховых взносов в размере 121 399,42 руб.
В нарушение пункта 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ суммы страховых взносов в установленные сроки не оплачены.
На основании ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате взносов. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или не полная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов не уплаченной суммы страховых взносов.
Обстоятельства, исключающие вину общества, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения в ходе проведения проверки и рассмотрения материалов выездной проверки Управлением ПФР не были установлены.
Заявитель также в рамках рассматриваемого судебного дела документально не подтвердил отсутствие своей вины в совершении данного правонарушения.
На основании вышеизложенного требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Вместе с тем судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства, а также ошибочно не применены нормы материального права.
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В силу ч.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) соответствующие сведения.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением Управления ПФР от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу ООО "АМ-Монтажник" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций за представление неполных (или) недостоверных индивидуальных сведений о стаже и начисленных страховых взносах за 1 полугодие 2010 года в размере 8880,6 руб., за 2 полугодие 2010 года - в размере 12620,21 руб.
За 1 полугодие 2010 года вышеуказанные сведения были представлены заявителем не позднее 15 июля 2010 года; за 2 полугодие 2010 года - не позднее 15 января 2011 года. Между тем срок давности привлечения к ответственности в данном случае истек 15 июля 2013 года и 15 января 2014 года соответственно, тогда как оспариваемое решение Управлением ПФР вынесено 12 марта 2014 года, то есть за пределами трехлетнего срок давности привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах привлечение ООО "АМ-Монтажник" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций за представление неполных (или) недостоверных индивидуальных сведений о стаже и начисленных страховых взносах за 1 полугодие 2010 года в размере 8880,6 руб., за 2 полугодие 2010 года - в размере 12620,21 руб., является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 27 августа 2014 года следует отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу в части привлечения к общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в части финансовых санкций за 1 полугодие 2010 года в размере 8880,6 руб., за 2 полугодие 2010 года в размере 12620,21 руб. В указанной части заявленные обществом с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу в части привлечения к общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в части финансовых санкций за 1 полугодие 2010 года в размере 8880,6 руб., за 2 полугодие 2010 года в размере 12620,21 руб.
В остальной части решение суда от 27 августа 2014 года по делу N А55-8993/2014 следует оставить без изменения, поскольку суд апелляционной инстанции соглашается с правовой оценкой, данной судом первой инстанции доводам заявителя, при этом нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод заявителя о том, что в решении суда не указаны документы, на основании которых оно вынесено, несостоятелен, поскольку суд первой инстанции в своем решении привел ссылки на приложения, содержащие соответствующие документы, которые подтверждают установленные судом обстоятельства.
Довод общества о начислении штрафных санкций на всех застрахованных лиц не соответствует действительности, поскольку штрафные санкции исчислены, исходя из страховых взносов, начисленных на 84 застрахованных лица, в отношении которых и были выявлены несоответствия в представленных сведениях. При этом доказательств осуществления расчета Управлением ПФР суммы санкций на 132 лиц заявитель не представил.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2008 года N 7959, поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел, не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
С учетом вышеизложенного судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд (в размере 2000 рублей) апелляционной жалобы (в размере 1000 рублей), всего - 3000 рублей, относятся на Управление ПФР.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8993/2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу в части привлечения к общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в части финансовых санкций за 1 полугодие 2010 года в размере 8880,6 руб., за 2 полугодие 2010 года в размере 12620,21 руб. В указанной части заявленные обществом с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти от 12 марта 2014 года N 077-011-072-2014/пу в части привлечения к общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в части финансовых санкций за 1 полугодие 2010 года в размере 8880,6 руб., за 2 полугодие 2010 года в размере 12620,21 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8993/2014 оставить без изменения.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти в пользу общества с ограниченной ответственностью "АМ-Монтажник" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8993/2014
Истец: ООО "АМ-Монтажник"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти