г. Владимир |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А79-4737/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Малышкиной Е.Л., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.09.2014 по делу N А79-4737/2014,
по иску сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" Чебоксарского района Чувашской Республики (ИНН 2116520066, ОГРН 1022102429271) к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики и Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании действий незаконными, обязании направить проект договора, признании недействительными распоряжений,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - Васильев С.А. по доверенности от 01.01.2014 N 01 (сроком до 31.12.2014);
от ответчиков: администрация г. Новочебоксарска - Миняйлова А.Н. по доверенности от 12.11.2014 N 697 (сроком на 1 год);
Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарска ЧР - не явился, извещен,
установил:
сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - истец, Кооператив, СХК "Атлашевский") обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - администрация) и Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Управление) о признании незаконными распоряжения администрации от 10.06.2014 N 1094 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:02:010608:1 СХК "Атлашевский" в собственность на условиях выкупа по рыночной стоимости для сельскохозяйственного использования" и от 06.03.2014 N 258 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Промышленная, вл.51А" (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.09.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики частично удовлетворил заявленные исковые требования, признал недействительным распоряжение администрации от 06.03.2014 N 258 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Промышленная, вл.51А". В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Кооператив, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что земельный участок с кадастровым номером 21:02:010608:1 соответствует схеме расположения, указанной в приложении к распоряжению от 02.11.2012 N 1780, и необходим для эксплуатации единого имущественного комплекса Банновой фермы: дома животноводов, водонапорной башни, склада и свинарника, а не только одного объекта недвижимости площадью 63,6 кв.м, как указывает суд первой инстанции.
В апелляционной жалобе Кооператив ссылается на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.10.2012 по делу N А79-9944/2012, которым на МБУ "Архитектурно-градостроительное управление" г. Новочебоксарска возложена обязанность подготовить проект постановления о присвоении адресной нумерации Банновой ферме и земельному участку, необходимому для содержания и эксплуатации данного объекта.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.01.2014 по делу N А79-8509/2013 установлены следующие обстоятельства, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежащие доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.12.1992 N 650 зарегистрирован СХПК "Атлашевский" как правопреемник прав и обязанностей предприятия, на базе которого оно создано; в коллективно-долевую собственность членам СХПК "Атлашевский" предоставлена земля площадью 3437 га, в том числе: 2922 га пашни, 200 га сенокосов, 206 га пастбищ, 109 неделимого фонда, в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 1253 га.
На основании постановления администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 14.12.1993 N 504 за СХПК "Атлашевский" закреплено для ведения сельскохозяйственного производства: в коллективно-долевую собственность бесплатно 2914,99 га земель, в том числе: пашни - 2558,86 га, сенокосов - 178,07 га, пастбищ - 178,06 га согласно списку; в бессрочное (постоянное) пользование 2256,56 га земель, в том числе: пашни - 912,14 га, сенокосов - 687,93 га, пастбищ - 45,94 га, лесов и кустарников - 146,15 га, других земель - 464,40 га; СХПК "Атлашевский" выдан государственный акт на право собственности, пожизненного владения, бессрочного (постоянного) пользования землей NЧР-2100-000008.
Постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.12.2000 N 838 "О передаче земель в черту города Новочебоксарск" земельные участки общей площадью 1446,9 га из земель Чебоксарского района переданы в состав земель города Новочебоксарск. Согласно приложенной к данному постановлению экспликации земельные участки Кооператива площадью 325,7 га значатся в составе переданных в черту города Новочебоксарск земель.
СХК "Атлашевский" заявлением от 08.08.2013 N 03/92 обратилось к главе администрации г. Новочебоксарска с просьбой предоставить в собственность (за плату) в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 439999 кв.м. с кадастровым номером 21:02:010608:1, расположенный по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, вл.51А.
В ответе от 28.08.2013 N 969 на указанное обращение Управление сообщило, что в связи с отсутствием на испрашиваемом земельном участке зарегистрированных прав собственности на объекты недвижимости, такие земельные участки подлежат приобретению по рыночной стоимости, а также о том, что для определения рыночной стоимости земельного участка документы будут переданы в ближайшее время независимым оценщикам.
05.09.2013 заявителем в Управление представлены свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 21 АД N 897228 от 29.08.2013 и кадастровая выписка на здание: назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 63,6 кв.м., лит. А, адрес: г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, вл. 51 "А".
В письме от 11.09.2013 N 1056 Управление просило заявителя представить сведения о фактическом использовании объекта недвижимости для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, поскольку в представленном кадастровом паспорте земельного участка вид разрешенного использования определен "для сельскохозяйственного использования".
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Новочебоксарска, утвержденным решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики N С 18-3 от 18.12.2006, земельный участок, на котором расположен принадлежащий Кооперативу объект недвижимости, находится в зоне размещения производственных объектов.
20.09.2013, 03.10.2013 Управление просило МБУ "Архитектурно-градостроительное управление г. Новочебоксарска" рассмотреть вопрос о возможности раздела земельного участка, а также подготовить и утвердить схемы расположения границ земельных участков, необходимых для содержания и эксплуатации объекта недвижимости заявителя и свободного от застроек земельного участка.
Решение по заявлению СХК "Атлашевский" о предоставлении вышеназванного земельного участка принято не было.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.01.2014 по делу N А79-8509/2013 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению Кооператива от 08.08.2013 N 03/92 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 439999 кв.м с кадастровым номером 21:21010608:1, находящимся по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная вл. 51А; на администрацию возложена обязанность в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кооператива путем рассмотрения по существу заявления от 08.08.2013 N 03/92 и принятия по нему решения.
Как следует из материалов дела, 06.03.2014 администрацией принято распоряжение N 258, которым утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 870 кв.м для содержания и эксплуатации здания по ул. Промышленная, вл.51А, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:02:010608:1 в измененных границах (т.2, л.д.5).
10.06.2014 администрацией принято распоряжение N 1094 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:02:010608:1 СХК "Атлашевский" в собственность на условиях выкупа по рыночной стоимости для сельскохозяйственного использования", пунктом 2 которого земельный участок с кадастровым номером 21:02:010608:1 предоставлен Кооперативу в собственность на условиях выкупа по рыночной стоимости в сумме 9 236 000 руб. (т.2, л.д.6-7).
При этом рыночная стоимость указанного земельного участка определена администрацией исходя из отчета ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" от 03.09.2013 N 02-233-13Ц (т.1, л.д.121-164).
Из кадастровой выписки от 26.09.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 21:02:010608:1 поставлен на государственный кадастровый учет 30.10.2005 и имеет вид разрешенного использования: "Для сельскохозяйственного назначения", его кадастровая стоимость равна 774 398 руб. 24 коп. (т.1, л.д.111).
Письмом от 09.04.2014 администрация направила Кооперативу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:02:010608:1, указав в нем рыночную стоимость в сумме 9 236 000 руб.
Письмом от 20.05.2014 Кооператив предложил администрации пересмотреть выкупную стоимость земельного участка, определив её в размере кадастровой стоимости.
Ссылаясь на незаконность установления выкупной стоимости земельного участка в размере его рыночной, а не кадастровой стоимости, заявитель обратился в суд по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются юридическим лицам в собственность или аренду.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизация земельных участков, расположенных на территории Чувашской Республики, из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ, осуществляется, начиная с 1 января 2008 года (статья 1 Закона Чувашской Республики от 02.12.2003 N 45 "О сроках осуществления приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике").
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с частью 4 статьи 6.2 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 N 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Положения статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) предусматривают, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 21.03.2006 N 14711/2005 и от 14.12.2010 N 8155/2010 сформировал следующую правовую позицию: одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 названного Закона предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако порядок (механизм) реализации права в указанных случаях остается неизменным, при этом действующее законодательство не устанавливает специальных правил определения цены для случаев переоформления названного ограниченного вещного права на незастроенный земельный участок.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8155/10 указано, что поскольку действующее законодательство не устанавливает специальных правил определения цены для случаев переоформления права постоянного бессрочного пользования на незастроенный земельный участок, такой земельный участок подлежит приобретению по рыночной цене.
Согласно пункту 2.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю" при приобретении в собственность земельных участков, которые находятся в государственной собственности Чувашской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, свободных от застройки (не занятых объектами недвижимости), лицами, переоформляющими в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования, цена таких земельных участков устанавливается в размере их рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В обоснование своих доводов Кооператив сослался на нахождение на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010608:1 принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - одноэтажного нежилого здания 1964 года постройки (свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2013 серии 21АД N 897228 и кадастровая выписка от 14.08.2013 (т.1, л.д.85-87).
Как следует из указанных документов площадь нежилого здания составляет 63,6 кв.м, что в более чем 6918 раз меньше площади выкупаемого земельного участка (439 999 кв.м).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статьи 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеперечисленных норм в том случае, если земельный участок был сформирован после завершения строительства расположенного на нем объекта недвижимости, то обязанность органа местного самоуправления по передаче этого участка в собственность возникает лишь тогда, когда его границы и площадь соответствуют фактически используемой для эксплуатации объекта площади земельного участка, определенной в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, а также требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что площадь данного земельного участка определялась с целью обеспечения эксплуатации объекта площадью 63,6 кв.м.
Более того земельный участок с кадастровым номером 21:02:010608:1 является частью земельного участка площадью 2256,56 га, предоставленного Кооперативу для ведения сельскохозяйственного производства.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе факт нахождения указанного единственного здания столь незначительной площади на спорном земельном участке не имеет значения для определения выкупной цены земельного участка.
Ссылка Кооператива на наличие на спорном земельном участке Банновой фермы судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку кадастровый квартал N 21:02:010608, упоминание о котором имеется в решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.10.2012 по делу N А79-9944/2012, по своей площади больше участка с кадастровым номером 21:02:010608:1, что в свою очередь, бесспорно не доказывает, что ферма находится именно на спорном земельном участке.
В данном случае не подлежит применению пункт 2.3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю", предусматривающий, что при приобретении в собственность с 1 июля 2012 года земельных участков, которые находятся в государственной собственности Чувашской Республики или государственная собственность на которые не разграничена лицами, являющимися собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается цена земельных участков в размере их кадастровой стоимости.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении требования о признании незаконными действий органа местного самоуправления, выразившихся в принятии решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:02:010608:1 площадью 439999 кв.м, расположенного по ул. Промышленная, вл. 51А в г. Новочебоксарск по рыночной стоимости данного объекта, а также в признании недействительным распоряжения администрации от 10.06.2014 N 1094.
В отношении требования Кооператива о признании недействительным распоряжения администрации от 06.03.2014 N 258 суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в материалы доказательств, свидетельствующих о том, что при принятии распоряжения от 06.03.2014 N 258 о разделе принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 21:02:010608:1 было получено согласие Кооператива, суд обоснованно признал данное распоряжение недействительным, как не соответствующим положениям пункта 4 статьи 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.09.2014 по делу N А79-4737/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" Чебоксарского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.Л. Малышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4737/2014
Истец: Сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" Чебоксарского района Чувашской Республики
Ответчик: Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
Третье лицо: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску