г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А26-2896/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены ( уведомление N 09380);
от заинтересованного лица: Маркова К.А. по доверенности от 02.09.2014 N 17; Губановой Е.В. по доверенности от 12.02.2014 N 10;
от 3-х лиц: 1) Гришиной Ю.В. по доверенности от 14.01.2014 N 01-34/87; 2) не явились- извещены (уведомление N 09381);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21372/2014) Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2014 по делу А26-2896/2014 (судья Михайлова А.В.), принятое
по заявлениям Администрации Петрозаводского городского округа и Петрозаводского городского Совета
к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам,
третьи лица: Петрозаводский городской Совет,
Администрация Петрозаводского городского округа
о признании недействительными предписаний
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.2, далее - Администрация) в рамках дела N А26-2896/2014 обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (185030, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Машала Мерецкова,д.8-а, далее - Комитет) о признании недействительным пункта 1 предписания от 24.02.2014 N2 о невыполнении Администрацией государственных полномочий по регулированию цен (тарифов), в связи с чем, Администрации предписано принять решение об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров электротранспортом в городском сообщении.
Петрозаводский городской Совет (185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.2, далее - Совет) в рамках дела N А26-3483/2014 обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам о признании незаконным предписания N 3 от 24.02.2014 об устранении нарушения законодательства, в соответствии с которым предписано отменить пункт 1 решения Петрозаводского городского Совета от 18.12.2012 N 27/16-238 "Об установлении предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для ПМУП "Городской транспорт".
Определениями от 30.04.2014 и от 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Петрозаводский городской Совет и Администрация Петрозаводского городского округа.
Определением от 27.05.2014 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения дело N А26-2896/2014 по заявлению Администрации об оспаривании пункта 1 предписания Комитета от 24.02.2014 N 2 и дело NА26-3483/2014 по заявлению Совета об оспаривании предписания Комитета от 24.02.2014 N 3, с присвоением делу номера А26-2896/2014.
Решением суда первой инстанции от 30.07.2014 заявленные требования Администрации и Совета удовлетворены, оспариваемые предписание Комитета N 3 от 24.02.2014 и предписание N 2 от 24.02.2014 (в части пункта 1), признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Республики Карелия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг".
Не согласившись с решением суда, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Представители Комитета в судебном заседании поддержали и доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что исполнение государственных полномочий в части установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении на территории Петрозаводского городского округа вправе осуществлять только Администрация Петрозаводского городского округа как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями в силу положений пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), статей 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон N 131-ФЗ), статьи 1 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 N 950-ЗРК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров, и услуг" (далее- Закон N950-ЗРК) и статьи 39 Устава Петрозаводского городского округа.
Представитель Петрозаводского городского Совета в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Администрация Петрозаводского городского округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направила.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей Комитета и Петрозаводского городского Совета, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 03 по 21 февраля 2014 года на основании плана проведения проверок целевого использования средств бюджета Республики Карелия на 2014 год, в соответствии с приказом от 23.01.2014 N 14, Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам проведена плановая документарная проверка осуществления органами местного самоуправления Петрозаводского городского округа переданных государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг за период с июля 2012 года по 2013 год (включительно).
По результатам проверки составлен акт от 21.02.2014 N 1-14, в котором указано на неисполнение со стороны Администрации переданных ей государственных полномочий по регулированию цен (тарифов), а со стороны Совета на превышение полномочий, выразившееся в утверждении решением Петрозаводского городского Совета от 18.12.2012 N 27/16-238 предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для ПМУП "Городской транспорт" в размере 17 рублей. По мнению Комитета, установив ПМУП "Городской транспорт" предельный размер тарифа на перевозку пассажиров электротранспортом в городском сообщении Петрозаводского городского округа, Совет превысил свои полномочия, поскольку исполнение переданных государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг в части установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении вправе осуществлять только Администрация.
Комитетом, в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, 24.02.2014 Главе Петрозаводского городского округа Ширшиной Г. И. выдано предписание N 2, в соответствии с пунктом 1 которого Администрация обязана принять решение об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров электротранспортом в городском сообщении, а председателю Петрозаводского городского Совета Фокину О. Н. выдано предписание N 3, в котором указано на необходимость отмены пункта 1 решения от 18.12.2012 N 27/16-238 "Об установлении предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для ПМУП "Городской транспорт", со сроком исполнения - 49 дней.
Посчитав пункт 1 предписания N 2 от 24.02.2014 и предписание N 3 от 24.02.2014 незаконными, нарушающими права и законные интересы органов местного самоуправления, Администрация и Совет обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требования о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В данном случае, предметом обжалования являются предписания Комитета об устранении нарушения законодательства при осуществлении государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров, услуг:
- пункт 1 предписания от 24.02.2014 N 2 о неисполнении Администрацией, переданных государственных полномочий по регулированию цен (тарифов), в связи с чем, ей предписано принять решение об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров электротранспортом в городском сообщении;
-предписание N 3 от 24.02.2014, в соответствии с которым Совету предписано отменить пункт 1 решения Петрозаводского городского Совета от 18.12.2012 N 27/16-238 "Об установлении предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для ПМУП "Городской транспорт".
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 данного Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Законом N 184-ФЗ.
В силу статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (подпункт 12 пункта 2), а также установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 55 пункта 2).
Пунктом 6 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Частью 2 статьи 19 Закона N 131-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 131-ФЗ по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательства на территории Республики Карелия принят Закон N 950-ЗРК.
Согласно статье 1 Закона N 950-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов), в том числе, на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении. При реализации переданных государственных полномочий Республики Карелия органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование и мероприятия, связанные с установлением и применением цен (тарифов), в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции, и в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия (статья 2 Закона N 950-ЗРК).
Пунктом 24 постановления Правительства Республики Карелия от 01.11.2007 N 161-П "О способах государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Карелия" определен способ регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении - путем установления фиксированных или предельных тарифов.
Согласно статьям 14 и 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 6 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ).
Статья 37 Закона N 131-ФЗ предусматривает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 39 Устава Петрозаводского городского округа определено, что к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Петрозаводского городского округа федеральными законами и законами Республики Карелия, за исключением тех полномочий, исполнение которых отнесено Уставом к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета.
Подпунктом 9 статьи 19 Устава Петрозаводского городского округа предусмотрено, что к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета относится утверждение тарифов на услуги, предоставляемые населению муниципальными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Указанный пункт Устава является действующим, не отменен и не признан недействующим в установленном порядке, в том числе разрешении настоящего спора.
При этом следует учитывать, что под исключительной компетенцией понимается определение полномочий, прямо предусмотренных законом или уставом муниципального образования в качестве полномочий конкретного органа местного самоуправления или должностного лица.
Как видно из материалов дела, на основании письменного обращения ПМУП "Городской транспорт" от 04.12.2012 об установлении экономически обоснованного тарифа на 2013 год, с учетом представленных документов на заседании комиссии по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования, состоявшемся 07.12.2013, принято решение рекомендовать Главе Петрозаводского городского округа вынести на рассмотрение Петрозаводского городского Совета вопрос об утверждении и введении в действие с 01.01.2013 предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах 22 рубля.
Учитывая указанное решение комиссии, а также представленное Администрацией финансово-экономического обоснование, Петрозаводский городской Совет в пункте 1 решения от 18.12.2012 N 27/16-238 утвердил предельный размер тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для ПМУП "Городской транспорт" в размере 17 рублей.
Суд первой инстанции, с учетом системного анализа приведенных выше положений нормативных правовых актов, сделал правомерный вывод, что пункт 1 решения от 18.12.2012 N 27/16-238 принят в пределах исключительной компетенции Совета, предусмотренной Законом N131-ФЗ и Уставом Петрозаводского городского округа, поскольку утверждение представительным (коллегиальным) органом местного самоуправления предельного размера тарифа за одну поездку в электротранспорте на регулярных городских маршрутах для конкретного муниципального предприятия не противоречит положениям Закона N 131-ФЗ, Закона N 950-ЗРК, предусматривающих право органов местного самоуправления на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными организациями, в том числе, при исполнении государственных полномочий Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении.
Суд первой инстанции оценил довод Комитета о том, что Совет в соответствии с исключительной компетенцией представительного органа (часть 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ) вправе лишь определять порядок принятия решений об установлении тарифов в силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а не устанавливать тарифы на услуги муниципальных предприятий..
Государственная услуга по регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении предоставляется на основании Административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия государственной услуги по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18.05.2012 N 154 (далее - Административный регламент).
При этом, пунктом 10 Административного регламента предусмотрено, что государственная услуга предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления, который в соответствии с уставом муниципального образования наделен государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации относится исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления Петрозаводского городского округа, федеральными законами и законами Республики Карелия, за исключением тех полномочий, исполнение которых отнесено к Уставом к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета.
В силу подпункта 9 статьи 19 Устава Петрозаводского городского округа к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета относится утверждение тарифов на услуги, предоставляемые населению муниципальными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.
Таким образом, соответствующим органом местного самоуправления на территории Петрозаводского городского округа, наделенным компетенцией по утверждению тарифов на услуги, предоставляемые населению муниципальными унитарными предприятиями общественного транспорта, является Петрозаводский городской Совет, который принимая решение об установлении муниципальному предприятию предельного размера тарифа, действовал в пределах своей компетенции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 июля 2014 года по делу N А26-2896/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам тарифам - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2896/2014
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Третье лицо: Администрация Петрозаводского городского округа, Петрозаводский городской Совет