г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А56-31184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Агафонова В.С. по доверенности от 20.05.2014 N 135/01/13;
от заинтересованного лица: Олейник Л.В. по доверенности от 04.09.2014 N 30/2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23616/2014) Открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2014 по делу N А56-31184/2014 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1097847327709, адрес: 184141, Мурманская область, г. Ковдор, ул. Сухачева, 5, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1097847327709, адрес: 190068, Санкт-Петербург, просп. Римского-Корсакова, 39, далее -Управление) от 19.03.2014 г. N 07-37-04/132(П).
Решением суда от 05.09.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что Общество не является субъектом транспортной инфраструктуры, на который распространяет свое действие Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.02.2014 N 126-р в период с 17.03.2014 по 19.03.2014 Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки были выявлены и зафиксированы следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности:
1) не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в ОАО "Ковдорский ГОК", что является нарушением пункта 5.1 части II Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 (далее -Требования N 42), пункта 5.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N 43);
2) не разработан порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а так же реагирования на такую информацию, что является нарушением пункта 5.6.11 части II Требований, N 42, пункта 5.6.11 Требований N 43;
3) не назначено на каждом транспортном средстве (далее - ТС) лицо, занимающее должность на ТС, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС, что является нарушением пункта 5.3 части II Требований N 42.
4) отсутствует порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) в деятельность объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или ТС, что является нарушением пункта 5.6.10 части II Требований N 42, пункта 5.6.10 Требований N 43, Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС".
5) отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС ОАО "Ковдорский ГОК", а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение: совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий, что является нарушением пункта 5.14.4 Требований N 43, пункта 5.14.4 части II Требований N 42.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.03.2014 N 07-37-04/132(А).
По факту выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности государственным транспортным инспектором Управления выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 19.03.2014 N 07-3704/132 (П), с установлением срока исполнения - до 19.05.2014.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 16-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) определено, что:
- субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9);
- объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5);
- транспортные средства (ТС) - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (в том числе, свидетельствами о регистрации права на железнодорожные пути, перечнем свидетельств о регистрации транспортных средств, договорами аренды тепловозов, лицензиями на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности), Общество имеет в собственности автомобильный транспорт, в том числе грузовой, железнодорожные пути, железнодорожные пути, железнодорожный подвижной состав в количестве 1450 вагонов-минераловозов и использует их в своей деятельности, то есть является субъектом транспортной инфраструктуры в смысле, придаваемом указанному понятию пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ. Таким образом, в силу части 2 статьи 4, статьи 8 Закона N 16-ФЗ на Общество как субъекта транспортной инфраструктуры возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и, соответственно, обязанность по соблюдению положений Требований N 42,N 43.
Факт несоблюдения Обществом на момент проведения проверки требований пунктов 5.1, 5.3, 5.6.10, 5.6.11, 5.14.4 Требований N 42, пунктов 5.1, 5.6.11, 5.6.10, 5.14.4 Требований N 43 установлен Управлением и судом, подтверждается материалами дела. В ходе проверки Обществом не было представлено документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных требований транспортной безопасности (в том числе, приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах, и др.).
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований законодательства о транспортной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено. При этом, исходя из буквального толкования 5.1, 5.3, 5.6.10, 5.6.11, 5.14.4 Требований N 42, пунктов 5.1, 5.6.11, 5.6.10, 5.14.4 Требований N 43, выполнение субъектом транспортной инфраструктуры обязанностей, предусмотренных данными пунктами, не ставится в зависимость от категорирования ОТИ и/или ТС и не обусловлено проведением оценки уязвимости и разработкой плана обеспечения безопасности ОТИ и/или ТС (оспариваемым постановлением заявителю не вменялось отсутствие оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, а также плана обеспечения транспортной безопасности). Разделом 5 Требований N 42, Требований N 43 установлены требования транспортной безопасности обязательные для всех субъектов транспортной инфраструктуры, независимо от категории ОТИ и/или ТС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности выданного Управлением предписания.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2014 по делу N А56-31184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31184/2014
Истец: ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо -Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта