г. Хабаровск |
|
11 декабря 2014 г. |
А73-10927/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Министерства Жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 16.10.2014
по делу N А73-10927/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению Министерства Жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 31.07.2014 г. о наложении административного штрафа по исполнительному производству N 15870/12/01/27.
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, заявитель, должник) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 31.07.2014 г., вынесенное в рамках исполнительного производства N 15870/12/01/27, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ОСП по Центральному району города Хабаровска имеется исполнительное производство N 15870/12/01/27, возбужденное на основании исполнительного документа ВС N 041047462, выданного 15.02.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 22.11.2011 по делу N 2-6943/11 о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Севергиной Юлии Игоревне в границах с. Князе-Волконское Хабаровского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на состав семьи из трех человек размером не менее 45 кв.м. общей площади.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 24.04.2013 о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Решением от 22.11.2011 по делу N 2-6943/11 Центрального районного суда г. Хабаровска постановление судебного пристава-исполнителя о наложении на должника указанного исполнительского сбора, оставлено в силе.
28.02.2014 постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Требование судебного пристава-исполнителя от 08.07.2014 исполнено не было.
Указанное требование, содержащее уведомление о необходимости явиться 22.07.2014 в 12 час. 00 мин. в отдел судебных приставов по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6 с документом, удостоверяющим личность, а также надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса, о привлечении Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вручено должнику под штамп входящего 09.07.2014, о чем свидетельствует оттиск входящего штампа.
22.07.2014 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Пешковым Ф.Ю. составлен протокол N 012430/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
22.07.2014 вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 31.07.2014 в 10 часов 40 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
Протокол и определение вручены должнику под штамп входящего 24.07.2014.
31.07.2014 начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Материалами дела подтверждается, что В ОСП по Центральному району города Хабаровска имеется исполнительное производство N 15870/12/01/27, возбужденное на основании исполнительного документа ВС N 041047462, выданного 15.02.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 22.11.2011 по делу N 2-6943/11.
Согласно требованиям исполнительного документа на должника возложена обязанность предоставить Севергиной Юлии Игоревне благоустроенное жилое помещение отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 45 кв.м. в границах с. Князе-Волконское Хабаровского района Хабаровского края.
В ходе исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда. В ответ на которые Министерство ЖКХ Хабаровского края уведомляло отдел судебных приставов о невозможности исполнить решение суда в связи с отсутствием свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в соответствующем населенном пункте.
Неисполнение должником требований явилось основанием для привлечения должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 30 000 рублей, о чем 28.02.2014 вынесено соответствующее постановление, которое под штамп входящего вручено должнику 04.03.2014.
09.07.2014 Министерству под штамп входящей корреспонденции было вручено требование от 08.07.2014 N 27001/14/16286, согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 21.07.2014 исполнить решение суда. В требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда, так же сообщается что в случае неисполнения должником требований указанных в исполнительном документе 22.07.2014 в 12 часов 00 минут состоится рассмотрение вопроса о привлечении должника к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Однако, в установленный срок требование от 19.03.2014 должником не исполнено.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Севергиной Юлии Игоревне благоустроенного жилого помещения в границах с. Князе-Волконское Хабаровского района Хабаровского края.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.
Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, в бездействии Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доводы Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании должника предоставить Севергиной Ю.И. благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отдела судебного пристава от 31.07.2014.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.10.2014 по делу N А73-10927/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10927/2014
Истец: Министерство Жилищно комунального хозяйство Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФССП по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю