г. Владивосток |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А24-4501/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заместителя Елизовского городского прокурора,
апелляционное производство N 05АП-14466/2014
на решение от 24.10.2014
судьи И.Ю. Жалудь
по делу N А24-4501/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению заместителя Елизовского городского прокурора
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" (ИНН 4105023764, ОГРН 1024101216886, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.10.2002)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Елизовского городского прокурора (далее - заместитель прокурора, заявитель) обратился в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о привлечении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" (далее - учреждение, ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии лицензии.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.10.2014 по делу N А24-4501/2014 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 24.10.2014 заявитель просит его отменить. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на результаты проверки, которые по его мнению, подтверждают осуществление учреждением деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов без лицензии на осуществление данной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. В обоснование своей позиции учреждение ссылается на то, что не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В ходе совместной проверки, проведенной в период с 23.07.2014 по 25.07.2014 прокуратурой Камчатского края с начальником отдела промышленной политики Министерства экономического развития и торговли Камчатского края и УФСБ по Камчатскому краю, установлено, что на производственной территории ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю, расположенной в г. Елизово Камчатского края по ул. Карьерная, д. 3, на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, были расположены навалом фрагменты силового электрического кабеля МКСБ 4*4 длиной около двух метров и сечение около 40-50 мм в объеме приблизительно 5-10 метров кубических. Кабель состоит из брони (оболочки), состоящей из стальных лент толщиной около 1 мм, покрытой защитным покровом из стеклопряжи, битума и мелового раствора, затем идут изоляционные материалы (подушка из синтетических лент и битума), внутри находится оболочка из свинца, под которой в изоляции (цветная хлопчатая или синтетическая пряжа или лента или синтетического материала) находятся медные жилы изолированные полистирольной нитью с заполнителем из круглой полистирольной нити с поясной изоляцией из кабельной бумаги. Около 10 осужденных в момент проверки разделывали (освобождали от внешней стальной брони путем раскручивания) куски кабеля вручную. Также на площадке находился гидравлический пресс для пикетирования металла, на котором двое осужденных осуществляли прессование и брикетирование снятой стальной оплетки. За открытой площадкой находится недостроенное многоэтажное производственное здание, в подвальном этаже которого в правой части находилась самодельная печь с вытяжкой, в которой четырьмя осужденными осуществлялось обжигание фрагментов кабеля, предварительно освобожденных от стальной брони на предыдущем этапе переработки, с целью расплавления свинцовой оболочки и сжигания изоляционных материалов кабеля для отделения медной части. В соседнем помещении внутри здания на самодельной печи, представляющей из себя котел около 1 метра в диаметре, двое осужденных занимались переплавкой свинца, полученного при обжиге внутренней части кабеля в первой печи, и заливкой его в формы для получения брусков.
По результатам проведенной проверки 11.09.2014 заместителем прокурора в отношении ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлено в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно пункта 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет, в частности, наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 99-Ф задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Как следует из пункта 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пункт 3 статьи Закона N 99-ФЗ определяет, что лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Из пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ следует, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) представляет собой объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Подпунктом 34 пункта 1 статьи 1 Закона N 99-ФЗ установлено, что заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 складирование лома является одним из производственных циклов по переработке лома, поскольку под хранением лома черных металлов понимается содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации.
В соответствии с Положением N 1287 под переработкой понимается процесс сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов.
Согласно пункту 1.7 Устава ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю (далее - устав) учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки установленной формы со своими полным и сокращенным наименованиями и другую символику, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.10, 1.11 Устава учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение осуществляет отдельные виды деятельности, перечень которых определен законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему соответствующей лицензии либо разрешительных документов.
Из имеющегося в материалах дела договора N 16/1 от 22.08.2013 следует, что заказчик (ООО "Роснабрезерв") поручает, а исполнитель (ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю) принимает на себя обязательства осуществить комплекс работ по переработке кабеля МКСБ 4*4*1,2 на компоненты (медь, свинец, железо), принадлежащий заказчику на праве собственности.
В соответствии с пунктом 3.1 данного договора исполнитель производит переплавку на компоненты и упаковку, в представляемую тару заказчиком, кабеля МКСБ 4*4*1,2.
В силу пункта 2.1.2 данного договора заказчик обязуется своевременно выплачивать учреждению денежные средства, предусмотренные пунктом 5 настоящего договора.
Из пункта 5 данного договора следует, что заказчик выплачивает учреждению денежные средства из расчета - переработка кабеля на компоненты (свинец, медь, железо) составляет 2,5 рубля за один килограмм кабельной продукции.
Как следует из договора об организации трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы N 546 от 31.12.2013 заказчик (ООО "Росснабрезерв") поручает и оплачивает, а исполнитель (ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю) принимает на себя обязательства по предоставлению рабочей силы из числа осужденных к наказанию в виде лишения свободы в количестве до 30 человек для выполнения комплекса работ по переработки кабеля МКСБ 4*4 на компоненты (медь, свинец, железо) принадлежащего заказчику на праве собственности.
Согласно пункта 3.1 данного договора исполнитель производит переплавку на компоненты и упаковку, в представляемую тару заказчиком, кабеля МКСБ 4*4.
В силу пункта 2.2, 5 данного договора заказчик обязуется выплачивать учреждению денежные средства из расчета - переработка кабеля на компоненты (свинец, медь, железо) составляет 2,5 рубля за один килограмм кабельной продукции.
Из выше указанных договоров следует, что учреждением осуществляется хранение, переработка и передача заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной основе, следовательно осуществляется деятельность по хранению и переработке лома черных металлов, цветных металлов подлежащая лицензированию.
Событие административного правонарушения совершенного ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом осмотра от 23.07.2014, объяснением начальника отдела промышленной политики Минэкономразвития Камчатского края от 19.08.2014, объяснением начальника участка центра трудовой адаптации ФКУ ИС-6 УФСИН России по Камчатскому краю от 28.07.2014, объяснением бухгалтера ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю от 18.08.2014, объяснением подсобного рабочего от 23.07.2014, объяснением бригадира от 23.07.2014, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.09.2014.
Материалами дела подтверждено осуществление учреждением деятельности по сортировке, отбору, резки, разделки, прессованию, брикетированию лома черных и цветных металлов.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом же случае, как следует из материалов дела, учреждением не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения лицензионных требований.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и отсутствии оснований для привлечения учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии подпунктом 6 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из обстоятельств дела следует, что в данном случае факт совершения правонарушения установлен прокуратурой 23.07.2014 г. Таким образом, трехмесячный срок для привлечения к ответственности учреждения, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы арбитражным апелляционным судом истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не повлекли принятия неправильного решения, апелляционный суд на основании статьи 269 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции от 24.10.2014 подлежит оставлению без изменения с учетом мотивировочной части, изложенной в настоящем постановлении.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.10.2014 по делу N А24-4501/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4501/2014
Истец: Заместитель Елизовского городского прокурора
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю"