г. Вологда |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А44-3033/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии предпринимателя Павлова Бориса Юрьевича, его представителя Евлантьева А.В. по доверенности от 04.04.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу предпринимателя Павлова Бориса Юрьевича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 августа 2014 года по делу N А44-3033/2014 (судья Куропова Л.А.),
установил:
предприниматель Павлов Борис Юрьевич (место нахождения: Новгородская область, г. Валдай, ОГРН 304530223300022, ИНН 530201606806) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (место нахождения: 175400, Новгородская область, г. Валдай, пр. Комсомольский, д. 19/21, ОГРН 1025300516636, ИНН 5302001218; далее - администрация, администрация Валдайского МР) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории Валдайского муниципального района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации Валдайского городского поселения (место нахождения: 175400, Новгородская область, г. Валдай, пр. Комсомольский, д. 19/21, ОГРН 1055300019730, ИНН 5302011110; далее - администрация Валдайского ГП).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 13 августа 2014 года по делу N А44-3033/2014 в удовлетворении требований предпринимателя Павлова Б.Ю. отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что рекламные конструкции установлены и эксплуатируются с 2007 года, также ссылается на наличие паспортов на данные объекты, утвержденных представителями администрации Валдайского МР и имеющих согласование с заинтересованными службами Валдайского муниципального района, которые до настоящего времени не признаны недействительными и аннулированными. В связи с этим, считает правомерным размещение рекламных конструкций по заявленным им адресам. Кроме того, указывает на то, что администрацией не представлено доказательств принадлежности объектов недвижимости, на которых расположены рекламные конструкции, к муниципальной собственности. Также полагает, что Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт России) от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003, Стандарт) не подлежит применению, поскольку носит рекомендательный характер.
Отзывы на апелляционную жалобу от администрации Валдайского МР, администрации Валдайского ГП не поступили.
Данные лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель Павлов Б.Ю. 23.04.2014 обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций (перетяжки) по следующим адресам: г. Валдай - пр. Васильева, ориентир д. 1, пр. Комсомольский, ориентиры д. 50, д. 17, д. 30 и д. 34/34, ул. Народная д.7/1.
Письмом от 28.04.2014 N 1947 администрация Валдайского МР отказала предпринимателю в выдаче разрешений на установку названных рекламных конструкций со ссылкой на нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003.
Предприниматель Павлов Б.Ю. не согласился с указанным отказом и обжаловал его в арбитражный суд.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
Как предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ), под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Закона о рекламе.
Согласно части 1 названной статьи под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу пункта 3 части 4 статьи 5 указанного Закона реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
Нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (пункт 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе).
Требования к техническим средствам стабильного территориального размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003.
Пунктом 6.1 Стандарта предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель обратился к администрации с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций над проезжей частью автомобильных дорог.
Такая установка будет являться нарушением требований части 3 статьи 19 Закона N 38-ФЗ и пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.
Довод подателя жалобы о том, что названный ГОСТ не может быть применен, поскольку носит рекомендательный характер, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В настоящее время технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций, не приняты. В связи с этим, в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения установлены ГОСТ Р 52044-2003.
Из содержания Стандарта следует, что нормы ГОСТ Р 52044-2003 направлены на соблюдение безопасности дорожного движения, на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.
Стандарт на момент его принятия являлся нормативным актом в соответствии с пунктом 1 статьи 6 действовавшего в тот период Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" (далее - Закон N 5154-1).
Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4, зарегистрированным в Минюсте России 13.02.2004 за N 5546, признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе и ГОСТ Р 52044-2003. Данным постановлением установлены аналогичные предусмотренным пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования по обязательности применения ГОСТов.
Ввиду изложенного исполнение требований Стандарта является обязательным.
Отклоняется апелляционным судом и довод подателя жалобы о том, что администрацией не представлено доказательств принадлежности объектов недвижимости, на которых расположены рекламные конструкции, к муниципальной собственности, поскольку частью 9 статьи 19 Закона о рекламе необходимость получения разрешения на установку рекламной конструкции не ставится в зависимость от нахождения данных объектов в муниципальной собственности.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что рекламные конструкции установлены и эксплуатируются с 2007 года (в период действия ГОСТ Р 52044-2003), а также ссылается на наличие паспортов на данные объекты, утвержденных представителями администрации Валдайского МР и имеющих согласование с заинтересованными службами Валдайского муниципального района, которые до настоящего времени не признаны недействительными и аннулированными.
Вместе с тем, как следует из названных паспортов, срок эксплуатации обозначенных в них рекламных объектов истек; срок действия паспортов подлежит продлению за месяц до окончания указанного срока. Отметок о продлении срока эксплуатации спорных объектов паспорта не содержат.
Таким образом, само по себе наличие таких паспортов о правомерности установки рекламных конструкций по заявленным предпринимателем адресам не свидетельствует.
Следует также отметить, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 08 мая 2014 года по делу N А44-1072/2014 предпринимателю Павлову Б.Ю. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными предписаний администрации от 27.02.2014 N 1, 2 о демонтаже вышеобозначенных рекламных конструкций.
При таких обстоятельствах отказ администрации Валдайского МР в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в связи с нарушением требований нормативных актов по безопасности движения транспорта соответствует действующему законодательству, права и законные интересы предпринимателя не нарушает, поэтому является законным.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с администрации в пользу предпринимателя Павлова Б.Ю. взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 августа 2014 года по делу N А44-3033/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Павлова Бориса Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3033/2014
Истец: ИП Павлов Борис Юрьевич, Павлов Борис Юрьевич
Ответчик: Администрация Валдайского муниципального района Новгородской области
Третье лицо: Администрация Валдайского городского поселения
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-578/15
09.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8531/14
03.12.2014 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3033/14
13.08.2014 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3033/14