г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А56-28692/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Иванов А.В. по доверенности от 06.05.2014
от ответчика (должника): Степанова М.В. по доверенности от 03.06.2014 N 05-21/11930
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23289/2014) Центральной Акцизной Таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2014 по делу N А56-28692/2014 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску закрытого акционерного общества "ТЛК УМИАТ"
к Центральной Акцизной Таможне
о взыскании процентов
установил:
закрытое акционерное общество "ТЛК УМИАТ" (192289, Санкт-Петербург, пр. Девятого Января, д. 3, 1, лит. "А"; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Центральной акцизной таможни (109240, г. Москва, ул. Яузская, д. 8; далее- Таможня, таможенный орган) процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 85 659,25 руб.
Решением суда от 07.08.2014 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на не полное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 07.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оснований для начисления в данном случае процентов не имеется. Считает, что Обществом не представлено доказательств нарушения таможенным органом срока, установленного статьей 147 Федерального закона N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Закон N 311 - ФЗ) для рассмотрения заявления о возврате, принятии решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.03.2011 Общество в связи с завершением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) через таможенного представителя ООО "Гепард" представило таможенному посту к таможенному оформлению декларации на товары NN 10009194/300311/0008506, 10009194/300311/0008507, 10009194/300311/0008509, 10009194/300311/0008510 (далее - ДТ) на тягачи седельные марки "SCANIA" Б/У, 2008 года выпуска в количестве 10 штук (далее - товар).
При этом Общество определило таможенную стоимость названных товаров по резервному (шестому) методу, приняв за основу стоимость товаров, указанную при заявлении предшествующей таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на основании сведений, указанных в договоре лизинга от 10.01.2008 N 69-05636 (далее - договоре лизинга N 69-05636), заключенного между обществом (лизингополучатель) и компанией "Скания Кредит АБ" (лизингодатель).
Согласно договору лизинга цена каждого транспортного средства составила 88 850 Евро. С учетом дополнительного соглашения N 3 к договору лизинга N 69-05636 общая стоимость товара, включая (но не ограничиваясь) стоимость финансирования, страхования и остаточную стоимость товара на момент окончания лизинга, составляет 1294763 Евро. Согласно акту приемки от 21.04.2008 товар был передан Обществу.
Полагая, что таможенная стоимость товаров по вышеуказанным ДТ была определена неверно, таможенный пост принял решения от 31.03.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров. Обществу были направлены ДТС-2, КТС-1, КТС-2.
Полагая незаконным бездействие таможни по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2011 N А56-23379/2011, суд признал незаконными действия Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10009194/300311/0008506, N 10009194/300311/0008507, 10009194/300311/0008509, 10009194/300311/0008510 и обязал Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата на его зачетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3523303,14 руб.
На основании вступившего в законную силу решения суда, таможенным органом были приняты решения о возврате излишне уплаченных пеней, взысканных таможней путем выставления инкассовых поручений N 1, N 2 от 27.05.2011, которые были списаны с расчетного счет заявителя 10.06.2011, что подтверждается таможенным приходным ордером N ВБ-6201538.
Фактически излишне уплаченные платежи (пени) были возвращены на расчетный счет общества платежными поручениями N 970, N 971 от 23.01.2013 в общей сумме 649847,91 руб.
В связи с нарушением срока возврата таможенных платежей Общество обратилось в суд с иском о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, правомерно исходил из следующего.
Таможенные платежи, уплаченные обществом в связи с корректировкой таможенной стоимости, являются излишне уплаченными и подлежат возврату в порядке, предусмотренном статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) и статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу положений пункта 5 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действовавшей в период нарушения срока возврата.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Таможней, в нарушение статьи 90 ТК ТС, пункта 5 статьи 147 Закона N 311-ФЗ был неправомерно не произведен возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, что позволяет требовать взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период
- с 11.06.2011 по 25.12.2011 (195 дней)
- с 26.12.2011 по 13.09.2012 (258 дней)
- с 14.09.2012 по 23.01.2013 (130 дней).
Согласно представленному расчету сумма процентов за период незаконного бездействия составляет 85659,25 руб.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Незаконность бездействия таможни по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10009194/300311/0008506, 10009194/300311/0008507, 10009194/300311/0008509, 10009194/300311/0008510, а также факт излишней уплаты обществом таможенных платежей по указанным ДТ в размере 3523303,14 руб установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 15.12.2011 по делу N А56-23379/2011. Выводы суда по делу N А56-23379/2011 в силу статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и не подлежат пересмотру в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного, требование Общества о взыскании процентов в размере 85 659,25 руб.удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Довод таможни о том, что на сумму взысканных пеней проценты не начисляются, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку материалами дела факт излишнего взыскания таможенных платежей и пеней подтвержден, взыскание спорных платежей произошло путем принятия таможней решений о взыскании в бесспорном порядке.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и пеней. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Согласно части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Как правильно установил суд первой инстанции, утверждения таможенного органа об отсутствии у таможни оснований для начисления процентов основан на неверном толковании положений статьи 147 (часть 6) Закона N 311-ФЗ. Таможенный орган не учитывает, что поскольку принудительное взыскание таможенных платежей производится, в том числе за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (часть 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ), что имело место в возникшей спорной ситуации, на основании статьи 147 Закона N 311-ФЗ, которой предписана возможность начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей в соответствии с положениями главы 18 этого же Закона, в которую включена статья 150.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2014 по делу N А56-28692/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной Акцизной Таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28692/2014
Истец: ЗАО "ТЛК УМИАТ"
Ответчик: Центральная Акцизная Таможня