г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А56-1437/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представителей Воробьевой И.Б. (доверенность от 18.12.2013), Высоцких С.С. (доверенность от 16.09.2014)
от заинтересованного лица: представителя Куниной С.В. (доверенность от 13.01.2014)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22880/2014) администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2014 по делу N А56-1437/2014 (судья Савина Е.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Торговая фирма "Дом Ленинградской Торговли"
заинтересованное лицо: администрация Невского района Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа,
установил:
Закрытое акционерное общество "Торговая фирма "Дом Ленинградской Торговли" (далее - ЗАО "ТФ "ДЛТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - администрация) в согласовании проекта перепланировки нежилого помещения 35-Н, кадастровый номер 78:12:6310:0:123:28, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, дом 9, корпус 1, литера А, изложенного в заключении межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга от 18.10.2013 N 526; а также об обязании администрации согласовать проект перепланировки указанного помещения.
Определением суда от 27.03.2014 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом (далее - Комитет, КУГИ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2014 заявленные требования удовлетворены. Также с администрации в пользу ЗАО "ТФ "ДЛТ" взыскано 6000 руб. расходов по госпошлине.
Администрация подала апелляционную жалобу, в которой, сославшись на то, что решение вынесено с нарушением положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на жалобу общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 363 кв.м, расположенное на первом этаже 12 этажного многоквартирного жилого дома, постройки 1986 года, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, дом 9, корпус 1, литера А, пом. 35-Н, кадастровый номер: 78:12:6310:0:123:28.
Помещение принадлежит обществу на основании договора купли-продажи нежилого помещения в результате реализации арендатором преимущественного права на приобретение арендуемого имущества с условием о залоге от 28.07.2011 N 1698-ПП. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2011 серия 78-АЖ N 412037.
Обществом получено письмо Комитета по градостроительству и архитектуре от 10.02.2012 N 1-и-7224/э, о разрешении разработать проект устройства двух входов в помещения со стороны лицевого фасада здания по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, дом 9, корпус 1, пом. 35-Н и 34-Н (л.д. 27 - 28 т.1).
С целью перепланировки помещения 35-Н под магазин промтоваров ООО "Реконструкция" на основании договора с заявителем разработан проект перепланировки нежилого помещения под магазин промтоваров и проект устройства входа в нежилое помещение 35-Н по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, дом 9, корпус 1, литера А.
Проект перепланировки и устройства входов согласован в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ГКУ "Центр комплексного благоустройства", отделом подземных сооружений Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга, в Комитете по градостроительству и архитектуре, Управлении ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре.
В целях получения согласования проекта перепланировки нежилого помещения заявитель обратился администрацию.
Заключением межведомственной комиссии Невского района от 18.10.2013 N 526 заявителю отказано в согласовании проекта перепланировки в связи с несоответствием проекта требованиям законодательства, поскольку в перечне представленных документов отсутствовало согласие собственников в многоквартирном доме на изменение фасада здания (устройство входа с крыльцом) в соответствии с Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденными постановлением правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135.
Указав, что данное решение не соответствует нормам законодательства и нарушает его права, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования подлежащими удовлетворению.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга, являясь исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, действует в пределах предоставленных администрации полномочий.
Полномочия Администрации определены Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 3.4.41 этого Положения (ред. от 18.08.2011) администрация района уполномочена в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений.
Органом, осуществляющим согласование перепланировки и (или) переустройства, в том числе нежилых помещений без изменения их назначения, в Санкт-Петербурге согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 N 112 "О создании межведомственных комиссий" является районная межведомственная комиссия, создаваемая администрациями района. Данным постановлением утверждено Положение о районной межведомственной комиссии, пунктом 2.1.6.6 которого к полномочиям районной межведомственной комиссии отнесено согласование проектов на перепланировку нежилых помещений без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания, а также на устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома без изменения назначения нежилого помещения (пункт 2.1.6.7).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из аналогии применения права, руководствовался нормами жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, должен представить заявление о переустройстве и (или) перепланировке и документы, указанные в части 2 данной статьи.
Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является решение о таком согласовании органа, осуществляющего согласование (части 5 и 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Распоряжение, владение и пользование общим имуществом осуществляется по соглашению всех участников долевой собственности (статьи 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
В силу положений пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Судом установлено, что наружная стена обслуживает только нежилые помещения заявителя, расположенные в одноэтажной пристройке, и не является общей стеной многоэтажного жилого дома.
В силу изложенного следует признать, что обжалуемым отказом администрации нарушены права и законные интересы общества в осуществлении им предпринимательской деятельности. Приведенными подателем жалобы доводами не подтверждено при изложенных обстоятельствах наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в этой части.
Вместе с тем с учетом судебной практики о распределении судебных расходов при рассмотрении данных заявлений, мнения представителя общества апелляционная инстанция усматривает основания для отмены решения в части взыскания с администрации 6000 руб. судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2014 года по делу N А56-1437/2014 отменить в части взыскания с администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Закрытого акционерного общества "Торговая фирма "Дом Ленинградской Торговли" 6000 руб. расходов по госпошлине.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1437/2014
Истец: ЗАО "Торговая фирма "Дом Ленинградской Торговли"
Ответчик: Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по управлнию городским имуществом, ООО "Центр судебной экспертизы"