г. Самара |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А72-6012/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "БОНА" - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 декабря 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 сентября 2014 года по делу N А72-6012/2014 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БОНА" (ОГРН 1027301576301, ИНН 7328005066), г. Ульяновск,
к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г. Ульяновск,
о признании уведомления о размере страховых взносов от 24.04.2014 недействительным и обязании установить размер страхового тарифа в размере 0,2 % к начисленной оплате труда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БОНА" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (с учетом уточнений - л.д. 55, т.2) о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.04.2014 г. и обязании установить размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2% к начисленной оплате труда по всем основания (доходу) застрахованных лиц с 1 января 2014 г.
Решением суда 1 инстанции от 30 сентября 2014 года заявление Общества удовлетворено, оспариваемое уведомление государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования признано недействительным.
Суд обязал Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования установить обществу с 01.01.2014 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере страхового тарифа, соответствующего виду деятельности "Прочая оптовая торговля" (ОКВЭД 51.7).
Кроме того, с Фонда в пользу ООО "БОНА" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда 1 инстанции отменить.
При этом ссылается на то, что Фонд использует сведения о видах деятельности общества из базы ЕГРЮЛ. ООО БОНА" в срок до 15.04.2014 г. не представило документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. В связи с этим Фонд обоснованно и правомерно отнес ООО "БОНА" с 1 января 2014 года к виду экономической деятельности 29.2 как - "Производство прочего оборудования общего назначения", так как данный вид деятельности согласно Выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2013 г. имеет наиболее высокий класс профессионального риска -19, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере -2,50 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
ООО "БОНА" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в связи с не представлением ООО "БОНА в срок до 15.04.2014 документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности заявителя на 2014 год, Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 19.05.2014 направило Обществу уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 36).
Согласно данному уведомлению Обществу установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в размере 2,50 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду экономической деятельности - "производство прочего оборудования общего назначения", определен 19 класс профессионального риска как наиболее высокий из видов деятельности, заявленных обществом в органы государственной регистрации (ЕГРЮЛ).
Не согласившись с данным уведомлением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ООО "БОНА" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с положениями ст.ст. 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства), копию лицензии (для страхователей, осуществляющих деятельность, подлежащую обязательному лицензированию).
Исполнительный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 названного Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 01 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Из материалов дела видно, что предусмотренную пунктами 3 и 5 Порядка обязанность ООО "БОНА" не исполнило, в срок до 15.04.2014 в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности не представило.
Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрены последствия неисполнения страхователем своей обязанности по своевременному представлению страховщику сведений о виде деятельности за прошедший год в виде отнесения страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых страхователем видов экономической деятельности.
Между тем с учетом буквального содержания данного пункта Фонд при решении вопроса об отнесении страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, должен исходить из тех видов экономической деятельности, которые фактически осуществляются страхователем, а не ограничиваться формальным перечнем видов деятельности, отраженных в ЕГРЮЛ.
В связи с этим указанный вид экономической деятельности страхователя не может быть определён Фондом лишь на основании документов, в которых приведены сведения о всех видах экономической деятельности предприятия.
Основной вид деятельности страхователя в целях установления страхового тарифа не может быть установлен страховщиком лишь на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 14943/10 по делу N А10-1360/2010, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2014 по делу N А72-9412/2013, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2013 по делу N А33-12934/2012.
Кроме ссылки на сведения, содержащиеся в отношении Общества в ЕГРЮЛ, Фондом не представлено иных доказательств, на основании которых им был определен фактически осуществляемый Обществом вид деятельности - "производство прочего оборудования общего назначения", который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.
Таким образом, в оспариваемом уведомлении Фонд необоснованно увеличил ООО "БОНА" размер страхового тарифа с 01.01.2014 г. до 2,50 % в связи с необоснованным отнесением страхователя к виду экономической деятельности - "производство прочего оборудования общего назначения", который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из видов деятельности, отраженных в ЕГРЮЛ (л.д.12-27 т.1).
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
Вместе с тем из материалов дела видно, что 13.05.2014 г. Общество направило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности на 2014 г. от 15.04.2014 г., в которых указал в качестве основного вида деятельность по прочей оптовой торговле, код 51.7 (л.д.31-34 т.1).
Этот же основной вид экономической деятельности был указан Обществом в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности в предыдущем 2013 году (л.д.35 т.1).
Согласно пункту 11 Порядка до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
В связи с этим, вопреки доводам, изложенным Фондом в апелляционной жалобе, суд 1 инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества, признал оспариваемое уведомление Фонда от 24.04.2014 недействительным и обязал Фонд в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя установить обществу с 01.01.2014 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере страхового тарифа, соответствующего виду деятельности " Прочая оптовая торговля" (ОКВЭД 51.7).
При этом в соответствии с положениями ст.ст.101,106,110,112 АПК РФ суд правомерно взыскал с Фонда в пользу Общества понесенные последним расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. и по оплате услуг представителя в сумме 3000 руб. (л.д. 5 т.1, л.д. 49-51 т.2).
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Фонда, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 сентября 2014 года по делу N А72-6012/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6012/2014
Истец: ООО "Бона"
Ответчик: ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации