9 декабря 2014 г. |
А43-6374/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.08.2014
по делу N А43-6374/2014,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс М" (ОГРН 1075249009417, ИНН 5249091510, Нижегородская область, г. Дзержинск, б-р Мира, д. 30)
о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области от 14.03.2014,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ренессанс М" (далее - ООО "Ренессанс М", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов (по формам NN Р13001, Р14001).
Решением от 25.08.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества в полном объеме.
Инспекция не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции от 14.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (по форме Р13001) и обязания Инспекции произвести государственную регистрацию изменений по заявлению по форме Р13001, поданному ООО "Ренессанс М" в налоговый орган 06.03.2014 вх. N 527, и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его в указанной части отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Общество в возражении на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.08.2014 в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2014 протоколом общего собрания участников Общества N 3/2014 принято решение об изменении места нахождения организации с определением нового места нахождения по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Сормовская, д. 7, пом. 211/14, здание литер Г.
06.03.2014 Общество представило в регистрирующий орган заявление по форме Р13001 с пакетом документов для государственной регистрации юридического лица с внесением записи об изменении сведений, вносимых в учредительные документы.
Решением от 14.03.2014 Инспекция со ссылкой на подпункт "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) отказала заявителю в государственной регистрации юридического лица, указав на наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. По мнению Инспекции, в представленном на государственную регистрацию заявлении указаны недостоверные сведения относительно адреса юридического лица.
Посчитав решение регистрирующего органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ (в редакции, действующей в момент принятия оспариваемого решения) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; документ об уплате государственной пошлины.
На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, установлены в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ; их перечень является исчерпывающим. В частности, отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Следовательно, адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и заявления о государственной регистрации, а достоверность сведений, указанных в данном заявлении, должна подтверждаться в установленном законом порядке.
Представив в регистрирующий орган заявление по форме Р13001 для государственной регистрации юридического лица с внесением записи об изменении сведений, вносимых в учредительные документы, Общество заявило адрес нового местонахождения: г. Краснодар, ул. Сормовская, дом 7, помещение 211/14, литер Г.
В рамках проведения контрольных мероприятий на запрос Инспекции от 07.03.2014 N 05-06/002461@ Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару в письме от 12.03.2014 N 19-26/05024@ сообщила, что за период с 13.01.2014 по 28.01.2014 от регистрирующих органов иных регионов поступило 150 запросов о проверке указанного адреса; в отношении 31 юридического лица осуществлена постановка на налоговый учет по этому адресу; налоговым органом составлено 134 акта обследования и во всех случаях помещение закрыто (нет ни юридических лиц, ни их представителей, нет вывески, а также имущества, указывающего о месте нахождения юридических лиц); все юридические лица, зарегистрированные по данному адресу, не находятся, рабочие места не создают и отвечают всем признакам "фирм-однодневок".
Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.01.2014 указанное помещение площадью 14,6 кв.м принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Чагиной Ольге Александровне (далее - ИП Чагина О.А.).
Согласно протоколу осмотра от 22.01.2014 N 19/31, составленному в присутствии представителя Чагиной О.А., помещение пустует, рабочие места не оборудованы, офисная мебель и оргтехника отсутствуют.
Кроме того, на запрос Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару ООО "Сормовка Сервис", осуществляющее управление и эксплуатацию помещений, расположенных на территории Бизнес-центра "Сормовка", находящего по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, д.7, в письме от 20.01.2014 сообщило, что в помещении N 211/14 ни одна организация не находится, договор на предоставление коммунальных услуг ни с кем, включая собственника помещения индивидуального предпринимателя Чагину О.А., не заключался, помещение пустует, закрытое.
На запрос Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару Управление Федеральной почтовой службы Краснодарского края в письме от 21.01.2014 N 31.6-1-23/43 сообщило, что договор на оказание услуг почтовой связи с ИП Чагиной О.А. не заключался.
11.03.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару также проведено обследование заявленного адреса миграции и установлено, что по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, дом 7, литер Г, помещение 211/14, располагается двухэтажное капитальное нежилое строение офисного типа, на первом этаже находится помещение 211/14, которое на момент обследование закрыто, вывески, указывающие на принадлежность данного помещения ООО "Ренессанс М", как и их законные представители, отсутствуют, о чем составлен акт обследования от 11.03.2014.
Таким образом, в рассматриваемом случае при обращении в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, Общество представило заведомо ложные сведения о месте его нахождения (г. Краснодар, ул. Сормовская, дом 7, литер Г, помещение 211/14).
В соответствии с рекомендациями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", изложенными в пункте 2 постановления от 30.07.2013 N 61, при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
Поскольку в документах, представленных на государственную регистрацию юридического лица, содержатся недостоверные сведения о месте нахождения Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Инспекция обоснованно в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ отказала в такой государственной регистрации.
Ссылка заявителя на наличие договора аренды нежилого помещения от 25.02.2014, заключенного с ИП Чагиной О.А. (арендодатель), и гарантийное письмо при вышеизложенных обстоятельствах не имеет правового значения.
Более того, как правомерно отметила Инспекция, при наличии помещения площадью 14,6 кв.м и зарегистрированных в настоящее время на данной площади 97 организаций, где на каждую из них приходится около 0,15 кв.м (при обязательности в соответствии с пунктом 3.4 СанПин 2.2.2/2-4.1340-03 площади на каждое юридическое лицо 4,5 кв.м), исключает фактическое расположение Общества по указанному адресу.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции от 14.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (по форме Р13001) соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано, установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
Приведенные Обществом в заявлении, возражениях на апелляционную жалобу доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требование Общества в рассмотренной части - отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.08.2014 по делу N А43-6374/2014 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области от 14.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (по форме Р13001) и обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области произвести государственную регистрацию изменений по заявлению по форме Р13001, поданному обществом с ограниченной ответственностью "Ренессанс М" в налоговый орган 06.03.2014 вх. N 527, а также в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс М" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Ренессанс М" в удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области от 14.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (по форме Р13001).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6374/2014
Истец: ООО Ренессанс М
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Нижегородской области
Третье лицо: Представитель ООО "Ренессанс М" Голованов С. Е.