г. Киров |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А82-5067/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя - Беляевой Т.С., действующей на основании доверенности от 30.05.2014,
представителя ответчика - Смирнова Д.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление и бизнес"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2014 по делу N А82-5067/2014, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление и бизнес" (ОГРН 1133702008494, Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, д. 17, оф. 1)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (Ярославская область, г. Ярославль, проспект Октября, д. 56),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление и бизнес" (далее - заявитель, ООО "Управление и бизнес") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции от 26.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятого в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альхена" (далее - ООО "Альхена").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управление и бизнес" с принятым решением суда не согласен, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что основанием отказа в государственной регистрации являлся подпункт "р" пункта 1 статьи 23, а не подпункт "а" пункта 1 указанной статьи Федерального закона о регистрации юридических лиц; место нахождения создаваемого юридического лица указано достоверно; Инспекцией не доказано, что сведения об адресе регистрируемого юридического лица представлены заявителем без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.03.2014 собранием учредителей - ООО "Управление и бизнес" в лице директора Воробьева Олега Викторовича и гражданином Воробьевым Олегом Викторовичем принято решение о создании общества с ограниченной ответственностью "Альхена" (далее - Общество, ООО "Альхена"); об утверждении Устава Общества; об избрании единоличного исполнительного органа - управляющая компания ООО "Управление и бизнес" в лице директора Воробьева О.В. (л.д. 76). Согласно пункту 1.2 устава ООО "Альхена" местом нахождения юридического лица является: Ярославская область, г. Ярославль, проспект Октября, д. 46 (л.д. 13-24).
19.03.2014 Воробьев О.В. обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица - ООО "Альхена". В качестве места нахождения Общества указан адрес: Ярославская область, г. Ярославль, проспект Октября, д. 46 (л.д. 31-43).
26.03.2014 ответчик, руководствуясь подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц), принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица (л.д. 25). При этом регистрирующий орган указал, что располагает сведениями о недостоверности содержащихся в представленных в Инспекцию документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц (том 1, л.д. 25).
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение Инспекции не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона о регистрации юридических лиц государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащий сведения и документы, определенные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона о регистрации юридических лиц при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Из пункта 1 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пунктам 1.2, 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
Таким образом, в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации осуществляется проверка сведения об адресе юридического лица, указанные в данном заявлении.
В силу подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
Материалами дела подтверждено, что устав ООО "Альхена", заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации Общества содержат сведения о месте нахождения юридического лица: г. Ярославль, проспект Октября, дом 46. Вместе с заявлением по форме N 11001 в регистрирующий орган представлено гарантийное письмо ООО "Константа-Холдинг", в котором выражено намерение предоставить в аренду ООО "Альхена" офисное помещение по адресу: г. Ярославль, проспект Октября, д. 46 (л.д. 27).
Между тем из материалов дела следует, что по указанному адресу расположено многоэтажное административное здание, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.03.2014 (том 1, л.д. 53). ООО "Константа-Холдинг" является собственником нежилых помещений N 14, 16, общей площадью 67, 3 кв.м, расположенных на 4-м этаже указанного здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.08.2012 (том 1, л.д. 78). По договору аренды от 11.03.2014 указанные нежилые помещения N 14, 16 предоставлены в аренду ООО "Альхена"; срок действия договора установлен с 11.03.2014 до 11.02.2015 (том 1, л.д. 79).
При этом в протоколе осмотра от 25.03.2014 указано, что на момент осмотра в данных помещениях общей площадью 67,3 кв.м располагаются сотрудники и имущество самого арендодателя ООО "Константа-Холдинг", имущества и сотрудников ООО "Альхена" не обнаружено; на фасаде здания и внутри здания отсутствуют вывески и график работы ООО "Альхена"; ящик для приема корреспонденции, адресованной ООО "Альхена", отсутствует.
Кроме того, недостоверность сведений об адресе создаваемого юридического лица подтверждается также заключением Инспекции от 27.05.2014 (том 1, л.д. 54-55), заключенными ООО "Константа-Холдинг" (арендодатель) договорами аренды нежилых помещений, в том числе с ООО "ЛУЧ-Сервис" сроком действия с 29.05.2014 до 29.12.2014 (том 1, л.д. 96), с ООО "Терри" сроком действия с 23.05.2014 по 23.12.2014 (том 1, л.д. 98-99), с ООО "Строительная компания "ОЛИМП" сроком действия с 26.05.2014 до 26.12.2014 (том 1, л.д. 101), ООО "Лавина" сроком действия с 08.05.2014 до 09.08.2014 (том 1, л.д. 103), с ЗАО "Фривент Климатехника" сроком действия с 08.05.2014 до 08.12.2014 (том 1, л.д. 105), с ООО "Кино" сроком действия с 29.04.2014 до 01.11.2014 (том 1, л.д. 107), с ООО "РЕМСТРОЙИЗОЛЯЦИЯ" сроком действия с 12.05. до 12.04.2015 (том 1, л.д. 109), с ООО "Кивик" сроком действия с 12.04.2014 до 09.08.2014 (том 1, л.д. 111), с ООО "Нива" сроком действия с 12.04.2014 до 09.08.2014 (том 1, л.д. 113), с ООО "Инвест Систем Про" сроком действия с 01.04.2014 до 01.03.2015 (том 1, л.д. 115), с ООО "КРЕОН" сроком действия с 14.04.2014 до 14.03.2015 (том 1, л.д. 117), с ООО "ВторМетСнаб" сроком действия с 06.03.2014 до 06.02.2015 (том 1, л.д. 119), с ООО "Интерстрой" сроком действия с 09.04.2014 до 09.12.2014 (том 1, л.д. 121), с ООО "Золотой город" сроком действия с 17.03.2014 до 17.02.2015 (том 1, л.д. 125), с ООО "Торгинтер" сроком действия с 05.03.2014 до 15.12.2014 (том 1, л.д. 127), с ООО "Техинфопром" сроком действия с 01.02.2014 до 01.01.2015 (том 1, л.д. 135), с ООО "Клариан" сроком действия с 27.02.2014 до 27.12.2014 (том 1, л.д. 137), с ООО "СЕРВИСГРУПП" сроком действия с 16.10.2013 до 16.07.2014 (том 1, л.д. 139), поскольку свидетельствуют о том, что арендаторами упомянутых помещения помещений N 14, 16 являются, помимо ООО "Альхена", еще несколько юридических лиц. Фактически данные организации в указанных помещениях также отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, содержащие недостоверные сведения об адресе создаваемого юридического лица - ООО "Альхена", следовательно, такие документы не отвечают требованиям статьи 12 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, согласно которым представляемые на государственную регистрацию документы должны содержать достоверную информацию.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что Инспекцией в государственной регистрации ООО "Альхена" отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как не свидетельствующие об ошибочности решения суда, учитывая, что материалами дела подтвержден факт представления заявителем на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверные сведения об адресе создаваемого юридического лица; факт недостоверности сведений об адресе Инспекцией доказан, поскольку указанный заявителем адрес ООО "Альхена" является адресом большого количества иных юридических лиц, в отношении которых установлено, что представители данных юридических лица по этому адресу не располагаются.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако, они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2014 по делу N А82-5067/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление и бизнес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5067/2014
Истец: ООО "Управление и бизнес"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району городаЯрославля