г. Ессентуки |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А63-5118/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 по делу N А63-5118/2014 (судья Керимова М.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Скобелева Дмитрия Константиновича (ОГРН 304264407800027)
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644)
о признании незаконным бездействия в представлении преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений N 7-10 в литере А, площадью 33,3 кв. м, N 31, площадью 15 кв. м, расположенных по адресу: г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49, и обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Скобелева Дмитрия Константиновича Мурзабекова М.Р. (доверенность от 05.05.2014),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Скобелев Дмитрий Константинович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия в представлении преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений N 7-10 (литера А), площадью 33,3 кв. м, N 31, площадью 15 кв. м, расположенных по адресу: г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49, и обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Решением суда от 11.09.2014 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие министерства в предоставлении предпринимателю преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений N 7-10 (литера А), общей площадью 33,3 кв. м., нежилого помещения N 31 (литера А), общей площадью 15,0 кв. м., расположенных по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49. Министерство обязано предоставить предпринимателю преимущественное право на приобретение в собственность нежилых помещений N 7-10 (литера А), общей площадью 33,3 кв. м., нежилого помещения N 31 (литера А), общей площадью 15,0 кв. м., расположенных по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерством подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что арендуемые помещения входят в состав другого объекта недвижимости, на который зарегистрировано право государственной собственности Ставропольского края. По мнению апеллянта данный факт влечет невозможность предоставления предпринимателю преимущественного права на приобретение арендуемых помещений в собственность.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва по изложенным в нем основаниям, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 по делу N А63-5118/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, нежилые помещения N 7-13, 15, 24-31, 35,36, 57, 271-286, общей площадью 428,80 кв. м., расположенные на 1, 4 этажах здания по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49, являются собственностью Ставропольского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЕ N 839119 от 22.05.2009.
Предпринимателю по результатам аукционов N 2853 от 18.05.2011, N 2852 от 18.05.2011 на основании договоров аренды во временное владение и пользование переданы помещения N 7-10, общей площадью 33,3 кв. м., помещение N 31, общей площадью 15,0 кв. м., расположенные в указанном здании по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49.
Пунктом 1.2 договоров срок аренды установлен с 29.04.2011 по 28.04.2014.
Указанные договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке.
18.12.2013 предприниматель, полагая, что у него в силу положений Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ) возникло преимущественное право на приобретение арендуемых нежилых помещений в собственность, обратился в министерство с заявлением о выкупе (приобретении) арендуемых им помещений.
Министерство в письме от 15.01.2014 указало, что для принятия решения о приватизации арендуемых нежилых помещений необходимо провести раздел нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а также исключить арендуемые помещения из перечня объектов залогового фонда Ставропольского края.
Предприниматель, считая, что министерство после поступления заявления о реализации преимущественного права приобретения арендуемого недвижимого имущества действия, установленные частью 3 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, не осуществило, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица недействительным при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В силу статьи 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом, что:
спорные нежилые помещения по состоянию на 01.07.2013 находились во временном владении и пользовании предпринимателя непрерывно в течение более двух лет (с 29.04.2011 - дата подписания актов приема-передачи) в соответствии с договорами на сдачу в аренду министерством имущественных отношений Ставропольского края зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, по результатам аукциона N 2853 от 18.05.2011, N 2852 от 18.05.2011; предприниматель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечая критериям, определенным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; на момент подачи заявления о реализации преимущественного права выкупа спорных нежилых помещений предприниматель не имел задолженности по арендной плате; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, материалами дела подтверждается, и не оспаривается заинтересованным лицом, что заявление предпринимателя соответствует установленным в статье 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям.
Министерство после поступления заявления предпринимателя действия, указанные в части 3 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не осуществило, а в письме от 15.01.2014 указало, что для принятия решения о приватизации арендуемых нежилых помещений необходимо произвести раздел нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а также исключить арендуемые помещения из перечня объектов залогового фонда Ставропольского края.
Между тем, указанные основания не являются препятствием для предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и совершения министерством действий, указанных в части 3 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Включение спорных помещений в перечень объектов залогового фонда Ставропольского края по смыслу Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не является основанием для отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и не указано в качестве такового в части 4 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N159-ФЗ.
В материалы дела представлен технический паспорт на нежилые помещения N 7-10, 31, из которого следует, что заявленные помещения расположены на первом этаже здания литера А по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 49, и имеют следующие характеристики: нежилые помещения N 7-10 (литера А), общей площадью 33,3 кв. м., нежилое помещение N 31 (литера А), общей площадью 15,0 кв. м.
Указанные помещения являются обособленными, независимыми (имеют отдельные входы) и могут быть сформированы как обособленные объекты, что соответствует требованиям, изложенным в пункте 8 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку заявление предпринимателя соответствует установленным статьей 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям, а основания для отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества отсутствуют, то министерство после получения заявления предпринимателя было обязано осуществить действия, указанные в части 3 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, однако таких действий не совершило.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие министерства в предоставлении предпринимателю преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений не соответствует требованиям Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апеллянта, о том, что в отношении заявленных предпринимателем помещений не осуществлен государственный кадастровый учет и эти помещения являются частью здания, а потому они не могут быть объектом договора купли-продажи, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка с которой апелляционный суд согласен.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 по делу N А63-5118/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5118/2014
Истец: Скобелев Дмитрий Константинович
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений СК, Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Третье лицо: Мурзабеков Марат Русланович